Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установка «писатель». 2 страница




Имея развитую наблюдательность и некоторые психологические познания, а так­же опираясь на типологию, сложившуюся в течение жизни, мы нередкочговорим, гля­дя на плотного, приземистого человека с короткой шеей и круглым лицом: он, долж­но быть, очень добродушен, любит полежать на мягком диване, приветлив и склонен к галантному обхождению, гурман, любит поесть и хорошо спит. Как правило, эти прогнозы оказываются верными.

Экспрессивные движения служат хорошими подсказками, ориентирами для по­нимания и интерпретации поведения; они не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание, но и могут быть сознательно смоделированы.


326 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

Таблица' 17,1. Шкала темпераментов по Шелдону

 

Висцеротоник (пикник) Соматотоник (атлетик) Церебротоник (астеник)
Расслабленность в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Сдержанность манер и чопорность движений
Любовь к физическому комфорту Любовь к физическим нагрузкам Чрезмерная физиологическая реактивность
Замедленные реакции Энергичность Повышенная скорость реакций
Любовь к пище Потребность в движениях и удовольствие от них Склонность к интимности
Удовольствие от пищеварения Склонность к риску Скрытность чувств, контроль над эмоциями
Социофилия (любовь к обществу и общению) Храбрость в бою Социофобия (боязнь общества и общения)
Приветливость со всеми Агрессивность в соревновании Затруднения в установлении социальных контактов
Жажда любви и одобрения Психологическая нечувствительность Трудность приобретения новых привычек
Стабильность эмоциональных проявлений Отсутствие жалости и такта Неумение предвидеть отношение людей к себе
Терпимость Громкий голос Тихий голос, боязнь вызвать шум
Безмятежная удовлетворенность Спартанское безразличие к боли Чрезмерная чувствительность к боли
Глубокий сон Любовь к шумным играм Недостаточный сон, хрониче­ская усталость
Бесхарактерность Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Юношеская живость манер и внешнего облика
Общительность и расслаблен­ность в состоянии опьяненияв Агрессивность и самодовольство состоянии опьянения Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов
Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в деятельности в тяжелую минуту Потребность в уединении в тяжелую минуту
Ориентация на детей и семью Ориентация на юношеские цели и занятия Ориентация на занятия пожилого возраста

(См: Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1975. - Гл. 3. - С. 208-209)

Обильная жестикуляция характерна для холериков и активных людей (рис. 17.4). Кроме того, она украшает актеров и свидетельствует о мастерстве воплощения и пе­ревоплощения (рис. 17.1).

Посмотрите на известных людей (М. Горбачев, Н. Травкин, А. Собчак): все трое подняли указательный палец левой руки. Интересно, что они говорили в этот мо­мент, ведь этот жест означает желание что-то скрыть (рис. 17.2)?

Человек сидит, схватившись за голову, посреди хаоса несобранных вещей, и мы понимаем его отчаяние (рис. 17.3).

Существует мнение, что каждый человек имеет одну-две экспрессивные черты, которые обнаруживают его истинную натуру (человека).



ГЛАВА 17. Межличностное понимание

Рис. 17.1. А. Райкин

Есть типичные жесты и жесты, распространенные в конкретной культуре.

Что же, кроме интуиции, наблюдательности, умения интерпретировать наблюда­емое и использовать «подсказки», обеспечивает проницательность и безошибочность в трактовке поведения и личности человека, с которым мы вступаем в контакт?

17.1.4. Проницательность

Свойства личности, необходимые для того, чтобы разбираться в людях и хорошо по­нимать их, известны. Каждый из нас в первую очередь назовет наблюдательность и проницательность.

Проницательность определяет степень и быстроту проникновения во внутрен­ний мир другого человека, основанные на интуиции, знании человеческой природы и психологии, жизненной мудрости, которые позволяют мгновенно оценивать ситу­ацию и суть происходящего, прогнозировать ближайшие последствия и развитие межличностных ситуаций, во многом предвидеть ход индивидуальной судьбы. Про­ницательность чаще относится к единичным актам восприятия и конкретному взаи­модействию с человеком или группой.

Интуиция и наблюдательность как фундамент проницательности зиждутся, преж­де, всего (но не только) на умении схватывать нюансы визуально наблюдаемого вер­бального и невербального поведения и интерпретации этих элементов, протекающей часто на подсознательном либо полуосознанном уровне. Многое может подсказать изменившийся почерк, новый запах, опоздание и другие нетипичные для человека проявления,



 


 


Рис. 17.2. М. Горбачев, Н. Травкин А. Собчак


Рис. 17.4. Л. М. Веккер, известный

психолог, обычно сопровождает свою

выразительную речь обильной жестикуляцией


ГЛАВА 17. Межличностное понимание • 329

К продолжительному взаимодействию более приложима категория «умение по­нимать людей и взаимодействовать с ними», то есть социальный интеллект.

Свойства, необходимые проницательному человеку, охарактеризовал еще в 1937 го­ду американский психолог, известный специалист по проблемам личности Гордон Оллпорт (Allport, 1937).1

Перечислим эти черты:

1. Опыт, под которым понимается зрелость. Жизненный, а не простой житей­
ский, опыт есть следствие хорошо обдуманного на протяжении многих лет результа­
та и характера взаимодействия с разными людьми, который складывается на основе
как умозаключений, так и интуитивного прозрения и проницательности.

2. Подобие, сходство. Это особый случай опыта, который подсказывает, что чем
больше человек похож на тебя (по возрасту, полу, профессии, склонностям и т. д.),
тем больше общих черт у вас найдется, что, в конечном счете, и помогает более точ­
ным оценкам.

3. Интеллект. Он особенно помогает в оценке незнакомых людей, когда преду­
беждения еще не мешают видеть людей такими, какие они есть. Именно интеллект
помогает в уяснении связей между тем, что человек делал и говорил вчера и сегодня,
между мимикой, экспрессией и степенью искренности, между характером и судьбой.

4. Понимание себя является необходимым условием понимания других. Ошибки
и заблуждения относительно себя переносятся на других людей и часто выступают
психологическими барьерами между людьми.

5. Отрешенность. У тех, кто много болеет, предается уединению, находится боль­
ше времени для размышления над сложностью человеческой природы; они умеют
отрешиться от ненужных деталей, связующих чувств, посмотреть на вещи и события
со стороны, подойти к новому человеку непредвзято.

6. Сложность. Г. Оллпорт подчеркивает, что люди не могут понять тех, кто их
намного сложнее и тоньше. Он замечает, что особенно такое преимущество должно
быть у психиатра (и, конечно, психолога). «Прямолинейный ум не питает сочувствия
к волнениям ума культурного и разносторонне развитого... Две души обитали в гру­
ди у Фауста, и только одна у его помощника Вагнера; и именно Фауст оказался спо­
собным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни» (Макшанов, Хря-
щева, Сидоренко, 1986).

7. Эстетические склонности. Человек с эстетическими склонностями и соответ­
ствующим складом ума ищет во всем гармонию, и это способствует искусству его
оценки.

8. Социальный интеллект. Особенно важен этот дар для тех, кто непосредственно
взаимодействует с людьми. Тот, кто опирается в большей степени на свое воображе­
ние (писатель, художник), может им и не обладать.

«Социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти ав­томатические суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отноше­ние скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт социальное приспособление, а не глубина понимания» (Allport, 1937, с. 516)

1 Более подробно об этом можно прочитать: Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психо­гимнастика в тренинге. — СПб., 1996. — С. 6-7 (Каталог. Часть III.).


330 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

17.2. Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей

77.2.7. Стереотип и его общие характеристики

Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источ­ников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представ­лений — стереотипов. Стереотипы являются одним из видов социальной установ­ки. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания.

Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпма-ном («Общественное мнение», 1922 г.) для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он указал также на две основных причины склонности к стереотипному оцениванию: принцип экономии умственных усилий и функции защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов и мнений. Речь идет об оценочных стереотипах, а не о привычках.

По мнению известного исследователя стереотипов О. Клайнберга, сумма истин­ных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний; однако, в силу своей большой обобщенности, значительной информации они не содержат (Klineberg, 1936). Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и другие. Наиболее изучены нацио­нальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группа­ми, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером.

Национальный стереотип — инструмент политики. Причины возникновения сте­реотипов — общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных раз­личий.

Функции стереотипов. Стереотипы выступают как регуляторы социальных взаи­моотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание собствен­ного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группово­го напряжения.

Важным в их изучении является представление о том, каким образом это знание «затвердевает», превращается в догму и функционирует даже тогда, когда доказана

его несостоятельность. Все дело в том, что информация, полученная ранее, оказывает большее влияние на обра­зование категории, чем более позднее опровержение этой информации.

Устойчивость стереотипа относительна. В лонгитюд-ных исследованиях обнаружен эффект «затухания», движения.в сторону большей схематизации и абстрак­ции.

Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет. Об этом свидетельствует эксперимент, в кото-

Стереотип духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, пере­дающий значения, в ко­торых есть элементы опи­сания, оценки и предпи­сания. V,____________________ -
 

 


ГЛАВА 17. Межличностное понимание331

ром для изучения слухов использовалась методика «последовательное воспроизве­дение» («испорченный телефон») (Allport, 1958).

По своему содержанию стереотип представляет собой набор характеристик, при­писываемых этнической группе. Кроме того, отмечается направленность стереотипа (положительная или негативная), степень его внутренней согласованности и степень предубежденности.

17.2.2. Национальные и этнические стереотипы

Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этниче­ских групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп.

Этнический стереотип упрощенный, схематизи­рованный, эмоциональ­но окрашенный и чрез­вычайно устойчивый об­раз какой-либо этничес­кой группы или общнос­ти, легко переносимый на всех представителей этой группы

Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например, стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя на- /-

циональныи характер с такой скоростью изменяться не мог.

Национальный стереотип, обозначая целиком этни­ческую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это не­дифференцированное суждение неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную оценку. Согла­сие но поводу такой оценки делает стереотипы одинако­выми для всех членов группы, а использование негатив­ного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном».

17.2.3. Методы изучения и конкретные исследования стереотипов

Основные методы исследования:

1. Метод свободного описания;

2. Методы опроса (список личностных черт, шкалы соц. дистанции, шкалы этно­
центризма, диагностические тесты отношений);

3. Психосемантические и проективные методы.

В разные годы и в разных странах проводились исследования стереотипов с ис­пользованием одного и того же методического приема. Разным группам людей пред­лагался большой список прилагательных, обозначающих разные черты личности, среди которых надо было выбрать 5 слов, характеризующих национальный харак­тер. В других вариантах практиковался спонтанный выбор без списка.

Одно из первых исследований началось в 1933 г. в США (Катц и Брейли; по: Klineberg, 1936). Из списка (84 черт) нужно было выбрать 5, чтобы охарактеризо­вать типичного представителя той или иной группы. Опрос проводился дважды — в 1933 и 1951 гг. — среди студентов Принстонского колледжа. Вот некоторые из по­лученных результатов:


332 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

американец — предприимчив, способен, материалистичен, честолюбив, прогресси­вен;

англичанин — спортивен, способен, соблюдает условности, любит традиции, кон­серватор;

итальянец — артистичен, импульсивен, страстен, вспыльчив, музыкален;

еврей — умен, корыстолюбив, скуп, предприимчив, способен;

немец — обладает научным мышлением, трудолюбием, флегматичностью.

Обнаружен эффект затухания, то есть с течением времени все чаще встречаются менее единодушные суждения. Например, «лентяями» негров в 1932 г. считали 84 процента опрошенных, а в 1950 г. — только 31 процент.

Известно также исследование американского социолога Хартли (Майерс, 1997), в котором предлагалось описать типичные черты нескольких этнических групп и на­родностей (в том числе трех несуществующих). В опросе принимали участие люди среднего культурного уровня. Результаты исследования выявили тенденцию нега­тивно оценивать представителей совершенно незнакомых этнических общностей.

Аутостереотип (русские о русских). Исследование проводилось В. Н. Куницы-ной в 1984, 1989, 1995-1997 гг.

Исследование 1997 года ставило две задачи: 1) сравнить данные опросов, сделан­ных в 1984 и 1996-97 гг.; 2) сравнить личностные особенности «стереотипных» (то есть склонных при оценке людей использовать преимущественно стереотипы) и не стереотипных людей. Общее количество опрошенных в 1984 г. — 150 чел. пред­ставителей интеллигенции г. Ленинграда. В 1996-97 гг. — 165 чел., из них 50 педаго­гов, остальные — студенты разных факультетов университета, а также курсанты во­енного училища (35 чел.). Все участники исследования в обоих случаях — русские. Предлагалось охарактеризовать типичного представителя каждой из 10 националь­ностей (украинец, русский, грузин, эстонец, татарин, американец, немец, француз, поляк, японец), называя 5 личностных черт.

В результате было получено 7,5 тысяч характеристик, по 825 качеств на каждого из 10. Личностные особенности опрашиваемых измерялись с помощью методики КОСКОМ, опросника «СО-25».

Называемые свойства были объединены в категории: работа, общение, жизнелю­бие, темперамент, хитрость, интеллект, деньги, устои, воспитание, качества души,

Национальный стереотип недифференцированное суждение, обозначаю­щее целиком этническую или национальную груп­пу и предполагающее наличие определенной черты у всех ее предста­вителей; неизбежно содержит в себе скрытую или явную оценку.

сила, привлекательность, любовь. В начале исследования на первые места в аутостереотипе выдвигались общи­тельность и доброта; в последние годы — терпеливость и безалаберность.

На диаграммах (рис. 17.5) наглядно видно, что трудо­любия можно ожидать от японца, эстонца, но никак не от француза; интеллект приписывается японцам, русским в интеллекте также не отказывают; наиболее общительны американцы, украинцы, грузины. По жизнелюбию всех превосходят русские и французы.

У взрослых чаще встречается нестереотипное описа­ние, более похожее на национальный характер.



 


334 ♦ РАЗДЕЛ V!. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

Пример нестереотипного описания (женщина 34 года, не русская):

русский — безропотность, стремление найти власть, которой можно подчиниться, садомазохизм, беззаботное отношение ко времени, потеря традиций;

татарин — разные стереотипы для мужчины и для женщины, низкий уровень культуры, раннее старение, мимическая невыразительность, упорство;

поляк — ощущение трагичности своей истории;

эстонец — внешняя тяжеловесность;

американец — внешняя поведенческая открытость;

француз — умение сохранять свою внутреннюю жизнь в разных условиях,

грузин — резкое деление на своих и чужих, стремление к чувственному восприя­тию мира;

немец — стремление к спокойной красоте, любители цветов.

За изучаемый период (с 1984 по 1997 годы) наиболее устойчивыми оказались сте­реотипы украинца, грузина и эстонца; изменились стереотипы поляка («подобре­ли»), француза и русского. Наибольшее число отрицательных черт по-прежнему при­писывается татарам.

Рассмотрим изменения в аутостереотипе (русские о русских).

РУССКИЙ свойства 1984 г. (в %) ' свойства 1997 г. (в %]

1. добрый   добрый  
2. трудолюбивый   ленивый  
3. патриот   гостеприимный  
4. безалаберный   умный  
5. широта души   веселый  

Следующие по частотности характеристики в портрете русского (1997 г.): щед­рый — 15, открытый — 15, наивный —14, трудолюбивый — 13, любит выпить — 13, безалаберный — 12.

При преобладании положительных черт появились и отрицательные свойства (лень, склонность к пьянству). Лень отодвинула трудолюбие на 9 место. Только 4 процента указали патриотизм, заменив его гостеприимством.

Наиболее близким к русскому в сознании опрашиваемых,:как и 12 лет назад, ока­зывается француз (количество общих черт — 11); у поляка с русским — 7, у япон­ца — 6, у грузина и украинца — по 5 черт.

Сравнение частотности некоторых важных свойств (в %) выявило следующие раз­личия.

1. Отношение к труду:

Трудолюбие Лень

 

японец 34,5% украинец 5%
эстонец 19% поляк 8%
украинец 18% русский 26%
русский 13% ■    
татарин 10%    
поляк 8%.    
американец 5%    


ГЛАВА 17. Межличностное понимание



Исследование 3- В. Сикевич. В главе «Русский характер: „добрые" и „ленивые"» (Сикевич, 1998) она приводит результаты опроса более двух тысяч петербуржцев, которых просили назвать пять основных качеств, присущих большинству русских людей. По частоте названных признаков (из общего массива = 230 понятий) состав­лен обобщенный автопортрет русского человека, в котором первые 10 мест заняли следующие свойства: доброта, терпение, гостеприимство, трудолюбие-лень, друже­любие, широта души, патриотизм, доверчивость, открытость. Завершает список (19-е место) «безалаберность». Автор пишет, что петербуржцы также отмечают у своих земляков «увяекаемость политическими мифами» и «веру в доброго царя».

Личность й стереотипное восприятие. В исследовании И. Венцковской (1997 г., дипломная работа под рук. В. Н. Куницыной) использовалось две оценки степени стереотипности испытуемых (на примере описания типичных американца, русского и украинца).

Процедура оценки: индивидуальный портрет каждой нации у конкретного испы­туемого сравнивался с обобщенным стереотипом по всей группе испытуемых. Три


336 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

балла присваивалось, если в описаниях данного респондента использовались харак­теристики, занимающие 1-е или 2-е место в обобщенном общегрупповом стереоти­пе; 2 балла, если в ответах находились характеристики, стоящие на 3-5 местах («без­условная стереотипность»); 1 балл — если в описаниях встречались характеристики, занимающие 3-13 места («условная стереотипность»). Максимальный балл был ра­вен 12. Например, один из испытуемых писал:

русский — бесшабашный, сильный, добрый, наивный, веселый;

украинец — труженик, самовлюбленный, хитрый, гостеприимный, сильный;

американец — предприимчивый, оптимист, громогласный, толстый, необразован.

По итогам оценки этот испытуемый получил: безусловная стереотипность — 4,7 балла, условная стереотипность — 7,3 балла. Все испытуемые были разделены на 3 группы: стереотипные, нестереотипные и средние.

Результаты:

1. Чем выше стереотипность восприятия, тем хуже умение ладить с людьми (от­
рицательные корреляции с этим свойством, а также с проницательностью и интуи­
цией).

2. Слишком низкие показатели стереотипности также ухудшают возможности
успешного взаимодействия.

3. У тех людей, кто руководствуется в оценках стереотипами, хорошо развита ком­
муникативная компетентность, что объясняется умением пользоваться коммуника­
тивными штампами.

Нации глазами друг друга. Московский психолог А. Г. Шмелев провел в 1993 г. семантическое шкалирование отчетов русских испытуемых и сравнил с данными аме­риканца Д. Пибоди, который проводил это исследование по студенческим описани­ям (40-50 чел.) в Англии, Германии, Италии, Австрии, России, Франции и др. стра­нах. Результат был неожиданным: стереотипные суждения о нациях согласованы с объективными истинными чертами по отношению ко всем, кроме русских. Русских многие считают акцентуированными конформными личностями, Западная Европа сформировала образ русского как собранного, самоуверенного человека. А. Г. Шме­лев обнаружил, что мы приписываем себе определенные черты дезадаптации (не­практичность, негибкость).

Типичный автопортрет русского — откровенный, щедрый, бесшабашный, проща­ющий, доверчивый, миролюбивый, непрактичный.

В европейских странах существует устойчивое мнение о повышенной потребнос­ти в эмоциональных контактах у русских людей.

Специфика русского национального характера выражается «в наличии межлич­ностной сенситивности на фоне сниженной самоуверенности и способности к рацио­нальному самоконтролю, в наличии крайних и противоречивых черт характера. Но, с другой стороны, мы, по-видимому, являемся свидетелями и современниками про­цесса прогрессирующей утраты этой специфики, происходящей на фоне перехода населения к стилю жизни, принятому во всех постиндустриальных обществах» (Шмелев и др., 1993, с. 109).

Психологический симптом этого периода — отрицательная идентификация, вы­ражающаяся в отрицании положительных черт и приписывании представителям сво­ей нации отрицательных черт, что противоречит этноцентризму.


ГЛАВА 17. Межличностное понимание



Для русских самым «приятным» оказался француз, а лидером по адаптивности — японец и англичанин. В представлении зарубежных ученых главные внутренние проблемы русских — подозрительность и доверчивость, а также агрессивность. Ис­следователи не могут понять, почему, обладая от природы ровным и спокойным тем­пераментом, русские не могут развить у себя способность к рациональному самокон­тролю. Можно предположить, что это — следствие преобладания в воспитании за­претов, репрессий, наказаний.


17.2.4. Профессиональные стереотипы

Нельзя обойти вниманием еще один вид стереотипов, влияющих на оценку другого человека, — профессиональные стереотипы.

Профессиональный стереотип — это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» — сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организо­ванный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» цело­му набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «професси­ональной вредности» профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. Не­обходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам.

Разновидностью социального стереотипа является имидж.

Профессиональный стереотип персонифицированный образ профессии, го есть обобщенный образ ти­пичного профессионала. Имидж образ, представление, методом ассоциаций на -деляющее объект допол­нительными ценностя­ми, не имеющими осно­вания в реальных свой­ствах самого объекта, но обладающими социаль­ной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект допол­нительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж — образ, наделяющий социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характе­ристиками. Это своеобразный «полуфабрикат», рассчи­танный на домысливание; он стимулирует воображение, играет скорее регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имид­жа» и, следовательно, имеет достаточную мотивацион-ную и мобилизующую функцию. Имидж обладает вну­шающим воздействием и может превратиться в стерео­тип.

Следует сказать, что стереотипы — не единственная причина упрощенного и схематичного представления о других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажа­ющие истину в нужном человеку субъективном направ­лении, предрассудки и предубеждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.