Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Семинар №7 Чувства и эмоции в межличностном общении




Семинар №7 Чувства и эмоции в межличностном общении

Учебная цель: обогатить и систематизировать знания студентов о роли чувств и эмоций в межличностном общении.

Время – 1 час.

Форма проведения занятия: обсуждение доклада и учебных вопросов.

Вопросы семинара:

1. Общая характеристика чувств и эмоций в общении.

2. Социальные эмоции.

3. Способы управления чувствами и эмоциями.

4. Факторы стабильных эмоциональных отношений.

Тема доклада: Функции эмоций в процессе межличностного общения.

Начать подготовку к семинару необходимо с осознания того, что эмоции и чувства – важнейшие психические состояния, регулирующие поведение человека и его отношения с другими людьми. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир.

При подготовке к первому вопросу рекомендуется раскрыть основные функции эмоций: оценочную, побуждающую, синтезирующую, смыслообразующую, регулятивную, активизирующую, экспрессивную. Важно, чтобы, готовясь к первому вопросу, обучаемые осознали, что эмоциональный мир человека многообразен. В этих целях им следует рассмотреть основные формы и виды эмоций. Рекомендуется дать характеристику следующим формам эмоций: аффектам, конкретным эмоциям, настроениям, страстям, стрессам, чувствам. Характеризуя виды эмоций, целесообразно опереться на теорию К. Изарада, который выделил следующие фундаментальные эмоции: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вину-раскаяние. При подготовке к вопросу следует обратить внимание на то, что эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Именно по наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек. На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывает интенсивность переживаемых эмоций и чувств. Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций: нейтральное состояние, умеренный уровень эмоций, высокий уровень интенсивности.

Готовясь ко второму вопросу, студенты должны осознать, что эмоционально-чувственные переживания, возникающие между людьми, отличаются от переживаний, вызываемых окружающей природой, определенной деятельностью и всем тем, что непосредственно с людьми не связано, 1) взаимной направленностью эмоциональных реакций участников межличностного взаимодействия; 2) знаковым характером эмоциональных посланий, интерпретация смысла которых может сопровождаться искажениями, неточностями или непониманием содержания эмоциональных сообщений, передаваемых друг другу; 3) социальным контролем за их формированием и проявлением. В ходе социализации человек учится осознавать, проявлять собственные эмоции, воспринимать и понимать эмоциональные состояния других людей.

При подготовке к вопросу обучаемым рекомендуется обратить внимание на то, что репертуар чувств у каждого человека формируется в процессе его общения с ограниченным числом людей, входящих в его окружение. Реакции этих людей важны для создания и укрепления Я- концепции человека; те, от кого зависит ее подтверждение, могут быть обозначены как «значимые другие». В ряде отечественных и зарубежных исследований выявлена следующая иерархия значимых других: родители, супруг или супруга; близкие родственники и друзья; сотрудники и соседи.

Третий вопрос семинара носит прикладной характер. Готовясь к нему, обучаемые должны иметь в виду, что смущение, застенчивость, зависть, ревность – виды социальных эмоций, возникающие при удовлетворении социальных потребностей и часто затрудняющие процесс межличностного взаимодействия. Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления. Способы контроля чувств и эмоций в межгрупповом и ролевом взаимодействии – пространственное отделение сторон, формализация поведения, стереотипизация и обезличенность – приводят к нейтрализации, подавлению, вытеснению эмоций из отношений или формированию исключительно отрицательных эмоций и чувств, лишая эти отношения собственно межличностной окраски.

При подготовке к четвертому вопросу студенты должны усвоить, что положительные эмоциональные отношения между людьми стабилизируют три группы факторов: включенность партнеров в совместную деятельность; наличие у партнеров определенных личностных свойств; преобладание получаемых в результате межличностного общения «прибылей» над «затратами». В число факторов стабильных отношений можно включить также самораскрытие в общении, которое руководствуется такими правилами, как взаимность, уместность, своевременность. Оптимальным является сочетание, когда индивид способен быть полностью искренним с немногими близкими и поддерживать средний уровень самораскрытия с остальными.

 

Семинар №8 Нарушения, трудности и барьеры межличностного общения

Учебная цель: углубить и систематизировать представления студентов о трудностях межличностного общении, причинах и механизмах их возникновения.

Время – 1 час.

Форма проведения занятия: обсуждение доклада и учебных вопросов.

Вопросы семинара:

1. Классификация трудностей межличностного общения.

2. Характеристика нарушений, барьеров и трудностей общения.

3. Застенчивость как специфическая трудность общения.

Тема доклада: Причины и механизмы возникновения трудностей общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.