Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Семинар №4 Коммуникативный аспект межличностного общения




Семинар №4 Коммуникативный аспект межличностного общения

Учебная цель: обогатить и систематизировать знания обучаемых о межличностном общении как коммуникативном процессе.

Время – 1 час.

Форма проведения занятия: обсуждение учебных вопросов и рефератов.

Вопросы семинара:

1. Речь в межличностном общении.

2. Невербальная коммуникация.

3. Стили слушания.

Темы рефератов:

1. Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении.

2. Основные каналы невербальной коммуникации.

3. Проблема интерпретации невербальной коммуникации.

Начать подготовку к первому вопросу необходимо с уточнения понятий речь, речевая деятельность, речевая коммуникация.

Далее следует уяснить, что анализ структуры речевой коммуникации предполагает выделение процессуальных, психологических социально-ролевых компонентов. Процессуальные компоненты составляют структуру коммуникативной цепи: адресат (отправитель) – кодирование сообщения – движение по каналам – расшифровка (декодирование) – адресат (получатель). Психологическую структуру речевой коммуникации составляют: намерение, замысел, цель, понимание сообщения. Социально-ролевая структура речевой коммуникации включает следующие компоненты: статусные и ситуативные роли участников общения, используемые ими стилевые приемы. Важно осознать, что речевое сообщение приобретает определенный смысл лишь в структуре неречевого контекста.

Продолжая подготовку к вопросу, необходимо обратить внимание на то, что на взаимопонимание партнеров по общению существенное влияние оказывают некоторые особенности языка и речи. В их числе – денотация, коннотация, полисемия, синонимия, смешение наблюдения и оценки, статичность высказанной оценки. Полезно раскрыть содержание этих особенностей языка и речи.

Характеристику социально ориентированного общения целесообразно начать с выделения его особенностей. Одной из них является то, что социально-ориентированное общение – это общение людей как представителей тех или иных социальных групп (национальных, возрастных, профессиональных и т.д.). Поэтому определяющими факторами речевого поведения участников общения становятся их групповая принадлежность, ролевая позиция. Вторая особенность - направленность данного вида общения на организацию совместной деятельности людей. Выделенные особенности обусловливают относительно строгую регламентацию социально ориентированного общения, использование в ходе общения определенных стратегий и тактик. Студентам рекомендуется рассмотреть правила, стратегии и тактики социально ориентированного общения, а так же социально-символические средства демонстрации партнерами по общению социального статуса. К этим средствам относятся: выбор формы общения, намеренная имитация произношения, выбор стиля речевого поведения.

Завершить подготовку к первому вопросу рекомендуется анализом повседневной коммуникации. В итоге студенты должны уяснить, что речь в межличностном общении – это устная разговорная речь, для которой характерны: персональная адресация; неподготовленность и непринужденность речевого акта; ситуативность; эмоциональность. Названные особенности обусловливают основные функции речи в межличностном общении – эмотивную и конативную.

Содержание второго вопроса целесообразно раскрыть методом обсуждения рефератов.

Подготовку к третьему вопросу рекомендуется начать с уточнения понятий слушать и слышать. Важно уяснить, что способность слушать является физиологически естественной, ее реализация не требует сознательных усилий от человека. Слышать же означает стремление понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений. Среди факторов, препятствующих эффективному слышанию, можно выделить: огромный объем речевой информации, обрушивающийся ежедневно на человека; погруженность людей в собственные проблемы; физиологические причины – люди быстрее думают, чем говорят. Способность слышать создает возможность обратной связи в межличностном общении. Благодаря обратной связи партнеры по общению имеют возможность поддерживать или корректировать впечатления друг о друге.

Далее внимание следует обратить на то, что для повышения эффективности слышания необходимо совершенствовать навыки концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, работы с информацией.

Завершая подготовку к третьему вопросу, обучаемые должны уяснить, что выделяют нерефлексивный, рефлексивный и эмпатический стили слушания, в основе которых лежит использование определенных речевых приемов, которые необходимо раскрыть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.