КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Семинар №5 Интерактивный аспект межличностного общения
Семинар №5 Интерактивный аспект межличностного общения Учебная цель: закрепить, углубить и систематизировать знания студентов о межличностном общении как интерактивном процессе. Время – 1 час. Форма проведения занятия: обсуждение учебных вопросов и рефератов. Вопросы семинара: 1. Структура межличностного взаимодействия. 2. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии. 3. Деловое общение как межличностное взаимодействие. Темы рефератов: 1. Особенности межличностного взаимодействия в деловой среде. 2. Подготовка и проведение деловой беседы. 3. Совещание как форма делового взаимодействия. 4. Проблема совместимости в группе. Начать подготовку с семинару рекомендуется с анализа понятия «межличностное взаимодействие», которое указывает, во-первых, на действия, которые предпринимают партеры по общению в отношении друг друга, а во-вторых, на то, как они соотносят свои цели и организуют их достижение. При подготовке к первому вопросу необходимо обратить внимание на то, в зависимости от степени индивидуальной вовлеченности людей в преобразование отношений выделяют три уровня общения: социально-ролевой, деловой и интимно - личностный. Э. Берн предложил рассматривать шесть способов структурирования времени, представляющие собой способы организации межличностного взаимодействия: уход от общения, ритуалы, времяпрепровождение, совместную деятельность, игру, близость. Готовясь к первому вопросу, обучаемые должны уяснить, что структура любой социальной ситуации включает следующие необходимые элементы: 1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающихся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления; 2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности); 3) правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации. Характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение. При подготовке к первому вопросу студентам необходимо иметь в виду, что межличностное взаимодействие может быть рассмотрено как процесс формирования межличностного пространства. Оно предполагает: 1) выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позиции друг друга, «проверку» их на прочность; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых избранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством средств вербальной и невербальной коммуникации. Обучаемые должны осознать, что к основным механизмам, обеспечивающим формирование межличностного пространства, относятся взаимопонимание, координация, согласование намерений интересов сторон. Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведения в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей – необходимое условие совместной жизнедеятельности. При подготовке ко второму вопросу необходимо уяснить, что социальный ритуал – это исторически сложившаяся форма социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения строго канонизированы. К основным функциям социального ритуала можно отнести: коммуникативную, мировоззренческую, социализации, социального контроля, укрепления сплоченности группы, регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и кризисных ситуациях. Особое внимание следует обратить на то, что повседневная жизнь пронизана ритуалами межличностного взаимодействия. Их значение состоит в том, что они: 1) выступают способом обозначения границ взаимодействия, создают определенную ситуативную рамку, позволяющую участникам ориентироваться в целях и способах взаимодействия; 2) являются формами взаимной поддержки или взаимного принятия; 3) предлагают способы управления конфликтным взаимодействием, регулирования общения в случае несоответствия определений ситуации или ожиданий партнеров. Необходимо осознать, что ритуальное поведение культурно обусловлено. Конкретные ритуальные процедуры наполнены содержанием, которое отличается от группы к группе в зависимости от социального положения, возраста, национальности, пола составляющих ее людей. Содержание третьего вопроса семинара целесообразно раскрыть методом обсуждения рефератов.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |