Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По характеру управления познавательной деятельностью обучающихся (линейные, разветвленные, ветвящиеся, комбинированные)




Самостоятельная работа и подготовка студентом письменной работы.

Справедливо и обоснованно мнение российских ученых о том, что основными характеристиками самообразовательной деятельности выступают:

1) самостоятельность;

2) организованность;

3) целенаправленность;

4) систематичность;

5) многоаспектность, множественность;

6) самообучение, индивидуализация;

7) связь с непрерывным образованием;

8) субъектность.

Самоорганизация учебной деятельности студента – это постоянно развивающийся процесс внутренней упорядоченности познавательной деятельности студента, направленной на мотивированное приобретение им знаний, умений и компетенций.

Самостоятельность является наиважнейшим характерным признаком самообразовательной деятельности студента, так как представляет собой неотъемлемое условие формирования потребности в самоорганизации будущего специалиста, способности к постоянному обновлению своих знаний в течение трудовой деятельности. Это наиболее характерно для профессиональной деятельности юриста, который должен владеть соответствующей информацией для добросовестного исполнения обязанностей: здесь играет значимую роль постоянное, систематичное обновление законодательства.

Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности – это деятельность студента, побуждаемая и направляемая целями самоуправления и саморегулирования своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемая системой интеллектуальных действий, направленных на решение задач самостоятельной рациональной организации и осуществления своего учебного труда.

Компетенции самоорганизации учебно-профессиональной деятельности – способности субъекта рационально организовывать и поэтапно выполнять свою учебно-профессиональную деятельность, осуществлять ее коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности профессионально значимой учебной работы и совершенствования процесса ее организации на основе сознательного применения накопленных знаний, умений и опыта.

Самостоятельная работа представляет собой неотъемлемый элемент обучения вне зависимости от формы образования и способствует:

1) углублению и расширению знаний;

2) формированию интереса к познавательной деятельности;

3) организации собственной работы, планированию своей деятельности;

4) реалистичному восприятию своих возможностей, умению работать и информацией;

5) выработке навыков и умений получения результата своей работы;

6) развитию познавательных и творческих способностей;

7) восприятию внутреннего потенциала личности, саморазвитию, в т.ч. в профессиональной деятельности.Кроме того, в случае выполнения конкретного задания речь может идти и о таком элементе в работе студента, как самоанализ, представляющий собой совокупность условий, характеризующих деятельность по сравнению предлагаемого в форме задания нового содержания и содержания, имеющегося у ученика в личном опыте. Рефлексивная часть самоанализа состоит из:

- освидетельствования;

- классифицирования, включающего условие и требование;

- идентификации;

- субъективации, структура которой принимает вид "данное-искомое".

В науке выработана структура самостоятельной работы студентов, которая состоит из следующих этапов:

- принятие, "присвоение" учебного задания студентом;

- выполнение задания;

- самоконтроль и коррекция.

Вопрос организации контроля самостоятельной работы студента всегда находил значимое место в наукеи вызывал живой интерес исследователей в связи с его противоречивостью: с одной стороны, контроль является своеобразным ограничителем самостоятельности, с другой – необходим для повышения её эффективности. Здесь необходимо отметить, что студент и преподаватель осуществляют деятельность, имеющую специфическое направление: преподаватель организовывает учебно-познавательную деятельность студента и создает необходимые условия дл её наиболее успешной реализации, а деятельность студента состоит в решении поставленных перед ним задач.

Факторы, определяющие самостоятельную работу, можно объединить в три основные группы: первая группа факторов связана с организацией самостоятельной работы студентов; вторая – с оказанием помощи студентам в их самостоятельной работе; третья – с осуществлением контроля за самостоятельной работой.

В отечественной литературе существует обоснованное мнение о необходимых условиях эффективной самостоятельной работы:

1) высокая и постоянная мотивация студента;

2) новые формы контроля результатов, выражающиеся в обсуждении достигнутых студентом результатов с однокурсниками и преподавателями;

3) ответственность студента за результаты собственной учебно-познавательной деятельности;

4) регулярность самостоятельной работы;

5) самостоятельная выработка оптимального алгоритма самостоятельной работы;

6) системная методологическая подготовка студента к когнитивной и учебно-когнитивной деятельности;

7) собственная постановка целей самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов может быть двух видов в зависимости от формы участия преподавателя в её проведении:

- организуемая преподавателем;

- самостоятельная работа без непосредственного участия преподавателя.

В первом случае контроль преподавателя, являющийся частью процесса обучения и имеющий образовательную, воспитательную и развивающую функции, представляет собой частьсамостоятельной работы; во втором – такую роль играет самоконтроль.

Кроме того, различают несколько видов самостоятельной работы студентов в зависимости от её научного уровня и качества:

- реконструктивно-вариативные;

- репродуктивные;

- творческие.

В связи с развитием технических возможностей и внедрением в образовательную деятельность Интернет-ресурсов самостоятельная деятельность студентов осуществляется с помощью всевозможной информации, содержащейся в глобальной сети. Электронные образовательные ресурсы признаются главным элементом в сетевой инфраструктуре института.

Познавательная деятельность в Интернете включает:

1) деятельность по освоению технологий;

2) деятельность по созданию нового контента;

3) коммуникацию в интернете в познавательных целях;

4) обучение и самоучение;

5) поисковую деятельность;

6) профессиональную деятельность по развитию технологий.

В отечественной науке различают следующие информационные технологии обучения:

1) по способу получения знаний (декларативные и процедурные);

2) по степени интеллектуализации (системы программированного обучения и интеллектуально обучающие системы);

3) по целям обучения (обучение навыкам использования конкретных методов в практической деятельности; обучение анализу информации, её систематизации, творчеству);

Деятельность по освоению технологий можно представить как освоение технологий поиска информации и освоение новых технологий.

Деятельность по созданию нового контента включает создание собственного контента и участие в коллективном творчестве и проектах.

Обучение следует понимать как формальную учебную деятельность, а самоучение представляет собой самостоятельное обучение и учебно-познавательную деятельность.

Поисковая деятельность в интернете состоит из поиска информации и гипертекстовой навигации. Профессиональная деятельность по развитию технологий представлена в виде профессиональной деятельности программистов и хакерской деятельности.

Письменные работы студентов, выполненные ими самостоятельно, признаются творческими. Творческой деятельностью являются результаты приложенных усилий по созданию ценностей, в данном случае – интеллектуальных.

Что касается такого вида внеаудиторной самостоятельной работы, то надо признать: существует большое количество научных трудов, раскрывающих сущность и виды интеллектуального творчества, а также его значение для формирования личности обучающихся и для науки в целом.

Научное сообщение, реферат, доклад

Малые формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности – научное сообщение, доклад, отчет и реферат – отличаются:

1) лаконичностью, самым основным свойством сжатой письменной работы, где необходимо отразить значительный объем идей, мыслей, познаний при краткости и немногословности;

2) логикой построения;

3) минимальным количеством выверенных и определяемых научных терминов – понятий;

4) проблемностью;

5) продуманностью и пониманием автором.

Реферат как один из методов научной деятельности появился во времена правления Петра I Великого. Составление реферата направлено на достижение широкого спектра целей:

- библиографический поиск;

- выбор темы;

- оформление текста;

- составление плана;

- составление справочного аппарата.

Реферат – представленный студентом материал, подготовленный на основе сжатия пройденной, изученной и осмысленной информации, по определенной тематике, имеющий соответствующую разработанному плану структуру изложения мысли и авторскую концепцию. Реферат оформляется, как правило, на бумаге форматом А4, с соблюдением полей, и имеет титульный лист, оглавление, ссылки, список использованной литературы. Оценка работы может содержать несколько критериев:

1) Эрудированность автора в рассматриваемой области:

- актуальность заявленной проблемы;

- качество использованных источников;

- степень знакомства с современным состоянием проблемы;

- использование информации об установленных научных и прикладных фактах;

- полнота цитируемой литературы.

2) Собственные достижения автора:

- степень новизны;

- научная значимость проблемы;

- владение научным и специальнымаппаратом;

- обоснованность приводимых фактов и аргументированность производимых выводов.

3) Характеристика работы:

- грамотность и логичность изложения материала;

- структура работы;

- стилистика изложения;

- соответствие требованиям к оформлению.

Следует отличать данный тип студенческой работы от автореферата, составляемого при защите дипломной работы, кандидатской и докторской диссертации: такое реферирование является особой формой документа.

Рефераты бывают нескольких видов (типов):

- продуктивные и репродуктивные;

- общие и специализированные;

- обзорные и монографические.

Продуктивный реферат – это изложение обработанной информации, полученной из первоначального источника, с добавлением творческих элементов, то есть идей, мыслей и концепции, идущих непосредственно от обучаемого. Источниками могут быть все виды письменных работ – письменные тексты, кем бы, когда бы и на чем бы они не создавались:

1) Авторские тексты научного, методологического, научно-популярного, научно-педагогического, научно-методического содержания;

2) Авторские художественные и беллетристические тексты;

3) Архивные письменные источники любой формы и содержания;

4) Документы (законы, инструкции, отчеты, постановления, решения);

5) Письменные продукты деятельности людей;

6) Справочная литература, включающая словари (лингвистические, энциклопедические), справочники, энциклопедии.

В научной литературе проведен анализ источников по теме исследования и определены виды источников"беглого" чтения:

- депонированные научные рукописи (переданные на хранение работы узкоспециального профиля, разрешенные к открытому опубликованию);

- диссертации и авторефераты;

- материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях;

- отчеты о научных исследованиях;

- официальные документы;

- справочные издания, энциклопедии;

- учебники и учебные пособия.

Продуктивные рефераты представляют собой 2 типа: доклады и обзоры.

Репродуктивный реферат – реферат, воспроизводящий информацию из определенного источника, не содержащий дополнения, обобщения и анализа.

Общий реферат – научная работа малого формата, предназначенная для широкого круга читателей.

Специализированный реферат – малый научный труд, созданный для узкоспециальной группы читателей.

Обзорный реферат – работа, составленная с применением нескольких источников на конкретную тему.

Монографический реферат – работа, составленная с использованием одного источника, представленная в виде реферата-конспекта или реферата-резюме.

Что касается происхождения термина "реферат", то оно образовано от латинского referre, что в переводе означает "сообщать", "докладывать".

Рефераты, как правило, состоят из трех частей:

- введение;

- основная часть;

- заключение.

Введение – это небольшая по объему часть реферата, в которой излагаются актуальность избранной темы, краткий список литературы, цель исследования, поставленные задачи. Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании:

- соответствия её государственному и региональному заказу;

- соответствия общественному заказу;

- степени её разработанности/неразработанности в науке;

- состояния практики.

Актуальность (от позднелатинского actualis - фактически существующий, настоящий, современный) заявленной темы – степень её важности для решения поставленных в исследовании задач.

В этой части введения необходимо четко, в научном смысле сформулировать проблемы исследования, определить пробелы (недочеты, упущения, противоречия) в теории или на практике. Краткий список литературы – обзор конкретных информационных источников, содержащих материалы по заданной тематике. Здесь необходимо указать, кто и в какой исторический период занимался данными проблемами, что уже было исследовано, а какие моменты остались в науке нераскрытыми и требуют тщательного рассмотрения.

Формулировка проблемы – процесс постановки тех задач и вопросов, которые исследователь намерен разрешить в творческой работе. Процедурная проблема – проблема, которая может быть разрешена в несколько этапов, для чего исследователь определяет порядок выполнения тех или иных действий, которые отличаются логической последовательностью. Предметные проблемы – те задачи, которые стоят перед исследователем при изучении определенной области знаний.

Дидактические проблемы – проблемы отрасли о закономерностях усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, объёма и структуры содержания образования.

Цель исследования – конечный результат, достигаемый исследователем при завершении своей работы. Наиболее подходящие цели:

- определение характеристик явлений, не изученных ранее;

- выявление взаимосвязи неких явлений;

- изучение развития явлений;

- описание нового явления;

- обобщение, выявление общих закономерностей;

- создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – фразами, традиционно употребляемыми в научной речи:

- выявить;

- установить;

- обосновать;

- уточнить;

- разработать и т.д.

Задачи – составляющие элементы цели. Деление цели на задачи – неизбежный и необходимый процесс, способствующий:

1) выделению простых и более доступных для выполнения операций;

2) созданию последовательности выполнения этих операций с учетом их связи, сложности и времени выполнения;

3) моделированию всего объема работы и расчету своих сил.

Основная часть реферата – раздел реферата, содержащий несколько глав (параграфов), в которых рассматривается и анализируется конкретная проблема, с обязательным включением рассуждений автора, основанных на общепринятых логических размышлениях, теоретических и эмпирических, статистических данных.

Заключение реферата – часть работы, в которую включаются итоги и выводы автора по исследуемой теме.

Доклад – изложение обучаемым информации на заданную тему. Доклад может быть сделан в устной и письменной формах.

В последнее время в обучении широко распространены доклады с демонстрацией слайдов, подготовка к которым включает следующие этапы:

1) выбор темы выступления;

2) работа с источниками информации;

3) составление текста выступления и разработка материалов;

4) разработка компьютерных слайдов;

5) репетиция выступления и хронометраж демонстрации слайдов.

Курсовая работа, дипломная работа, диссертация

Курсовая работа – вузовская форма учебно-исследовательской деятельности, применяемая по завершению изучения цикла смежных дисциплин или какого-либо крупного теоретического курса, носящая комплексный характер и строящаяся на освоении значительного количества источников.

В период обучения в бакалавриате студенты готовят курсовые работы на первом, втором и третьем году обучения.

Общеакадемическая типовая методика написания курсовых работ содержит следующие разделы:

- цель и задачи курсовых работ;

- выбор темы курсовой работы;

- подбор литературы и изучение материалов;

- составление проекта плана работы и его окончательного варианта. Разработка темы курсовой работы начинается с составления рабочего плана. Обучающемуся предлагается разработать рабочий план, который позволит четко организовать работу по избранной теме исследования. Первоначально рабочий план дает характеристику предмета исследования только в основных чертах, однако, в дальнейшем такой план может и должен уточняться, но основная задача, стоящая перед работой в целом, остается неизменной.

Рабочий план составляется в произвольной форме и представляется научному руководителю. Обычно это план-рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план обычно используют на первой стадии написания курсовой работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах.

На более поздних стадиях работы целесообразно составить план-проспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем и будет систематизироваться весь собранный материал.

- написание курсовой работы;

- оформление работы;

- защита курсовой работы;

- контроль кафедры за ходом написания работы.

Как правило, в рекомендациях по написанию курсовых работ отмечается, что она должна состоять из трех глав, включающих параграфы, введение и заключение, оговаривается объем работы, порядок их нумерации, содержание списка литературы. Курсовая работы по конкретному предмету имеет свои особенности, но есть и общие методы, способы защиты, контроля и написания работы. Например, функциями руководителя курсовой работы являются:

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения;

- контроль хода выполнения;

- оказание помощи студенту в подборе источников;

- подготовка рецензии на курсовую работу.

При написании курсовой работы необходимо знание и применение методов научного познания: анализа, аналогии, дедукции, индукции, классификации, моделирования, наблюдения, обобщения, описания и др.

Дипломная работа – выпускная квалификационная работа, высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента в вузе и колледже, выполняемая на межпредметном уровне, творческая работа, критерием качества которой является получение нового результата, пригодного для дальнейшего использования на практике и достойного внимания большой науки.

Дипломная работа юриста должна:

-быть актуальной;

-носить творческий и завершенный характер;

-иметь четкую структуру и методологическое обоснование;

- бытьнаписанасиспользованиемновыхстатистических данных и широкойнормативной базы;

- отвечатьтребованиямлогичногоичеткогоизложенияматериала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способность работать с нормативными правовыми актами;

- быть правильно оформлена в соответствии с требованиями.

К защите дипломной работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности "Юриспруденция" и успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний (государственные экзамены).

Подготовка и защита дипломной работы включает следующие этапы.

1. Выбор, согласование темы дипломной работы с научным руководителем и ее утверждение на выпускающей кафедре.

2. Разработка плана дипломной работы и его согласование с научным руководителем.

3. Сбор, анализ и обобщение нормативно-правовых актов, учебной и специальной литературы, материалов правоприменительной практики в соответствии с намеченным планом.

4. Написание и оформление текста дипломной работы со сформулированными выводами (предложениями) в соответствии с требованиями и его предоставление научному руководителю на проверку.

5. Доработка, исправление текста с учетом замечаний научного руководителя и устранение ошибок в оформлении дипломной работы (при их наличии).

6. Получение отзыва от научного руководителя и визирование им дипломной работы.

7. Предварительная защита дипломной работы.

8. Получение рецензии на дипломную работу.

9. Получение допуска дипломной работы к защите заведующего выпускающей кафедры.

10. Подготовка к защите дипломной работы.

11. Защита дипломной работы перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК), входящей в состав Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Диссертации – докторская, кандидатская и магистерская – это квалификационные работы с достаточно полным изложением исследования какой-либо проблемы, оформленным согласно требованиям к работам такого жанра, предъявляемым к публичной защите на соискание ученой степени.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук – научно-квалификационная работа, в которой разработаны теоретические положения, представляющие собой в совокупности новое крупное научное достижение, решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение её обороноспособности.

ФГАОУ ДПО "Академия стандартизации, метрологии и сертификации разработало методические рекомендации по подготовке к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, согласно которым

диссертация на соискание ученой степени является научно-квалификационной работой, содержащей решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны. Соискатель ученой степени кандидата наук представляет диссертацию в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии. Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, - рекомендации по использованию научных выводов.

К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются:

- дипломы на открытия и авторские свидетельства на изобретения, выданные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, патенты на изобретения;

- свидетельства на полезную модель;

- патенты на промышленный образец;

- программы для электронных вычислительных машин;

- базы данных;

- топологии интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке;

- депонированные в организациях государственной системы научно-технической информации рукописи работ, аннотированные в научных журналах;

- работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов;

- информационные карты на новые материалы, включенные в государственный банк данных;

- публикации в электронных научных изданиях, зарегистрированных в Информрегистре в порядке, согласованном с Высшей аттестационной комиссией.

Магистр – это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Магистрант, выполнивший все требования учебного плана, а также установленный объем научно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальным планом работы и прошедший практику, допускается к итоговой аттестации.

Магистерская диссертация имеет целью показать:

1. Уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по соответствующей магистерской программе;

2. Умение изучать и обобщать литературные источники в соответствующей области знаний;

3. Способность самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал;

4. Умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.