Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения лекционных занятий




Лекция, её структура и функции.

Слово "лекция" образовано от латинского lection, в переводе дословно означающее "чтение". Лекция как форма обучения известна давно, она возникла еще до нашей эры, во времена существования Древнего Рима.

По-видимому, лекция изначально была основной формой занятий в Древнем мире и на протяжении длительного времени в связи с отсутствием необходимых технологий и средств была единственной доступной формой обучения для студентов.

С прошествием значительного исторического периода времени она все же не утратила свой первоначальный смысл- нести "знания в массы" путем передачи определенной информации. Лекция – это основная форма преподавания в высшем учебном заведении, заключающаяся в том, что на протяжении установленного периода времени (как правило – двух академических часов за одно занятие) преподавателем сообщается новая информация, активно воспринимающаяся обучаемыми. Лекция является важным и ответственным компонентом обучения в вузе. Не случайно в отечественной литературе отмечается, что эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации, когда аудитория воспринимается не как пассивный объект, которому лектор должен передать информацию. Замечено и то, что традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся.

2. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.

3. Лекции необходимы, если нет учебников или их мало.

4. Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.

По структуре лекция состоит из трех частей: введение, изложение и заключение. Введение, как первый этап, представляет собой краткое сообщение лектором общей информации, способствующей усвоению студентом тех необходимых моментов, которые касаются сущности рассматриваемых вопросов и проблем, т.е. по сути, лектор "вводит" студентов в курс изучаемого предмета путем изложения основных аспектов.

Изложение или основной этап лекции – это часть занятия, в ходе которого лектор непосредственно осуществляет передачу информации путем описания, повествования и рассуждения рассматриваемого вопроса, причем все это воспроизводится в хронологическом порядке, при наличии логики суждения, приведением примеров для лучшего понимания.

Заключение (завершающая часть) – это итоги и выводы, сделанные лектором в результате рассмотренных вопросов.

Для лучшего понимания и усвоения материала речь лектора должна быть четкой, выразительной, логичной, достаточно громкой, с вариациями тембра и интонаций, а организация и активизация восприятия излагаемого материала студентами должна происходить за счет краткости изложения, использования отступлений.

Кроме того, в научной литературе отмечается важное качество лекции – высокий теоретический уровень, глубокая теоретическая обоснованность главных положений.

Лекция несет выполнение следующих функций:

- воспитательную;

- информационную;

- образовательную;

- ориентирующую;

- развивающую;

- разъясняющую;

- стимулирующую;

- убеждающую.

Воспитательная функция лекции заключается в том, что во время проведения лекции преподаватель не только предоставляет обучающимся информацию, но и направляет развитие их взглядов, мнений, убеждений и мировоззрения, воздействует на их нравственное формирование и корректирует их социализацию и адаптацию. Таким образом, воспитательная функция лекции состоит из содержательного (информативного) и развивающего компонентов.

Информационная функция лекции – это первичная, основная функция, состоящая в передаче информации обучаемым.

Образовательная функция заключается в том, что посредством проведения лекции обучающиеся овладевают учебно-практическими навыками и познаниями, в результате чего происходит формирование их компетентности в определенной сфере.

Ориентирующая функция – это совокупность различных приемов, с помощью которых обучаемый овладевает информацией о сущности теорий, применимых на практике, о том, когда кем и где были разработаны эти теории, каким образом углубить познания в той или иной области.

Развивающая функция – это формирование мыслительных умений, чувств, отношений, оценок.

Стимулирующая функция заключается в том, что в процессе проведения лекции обучаемые проявляют интерес и выдвигают самостоятельные идеи, теории, концепции понимания того или иного явления, т.е. проявляют заинтересованность, следствием которого в большинстве случаев является наилучшее усвоение материала.

Убеждающая функция состоит в том, что в ходе лекции поступающая информация характеризуется логикой мышления, систематизацией, структурностью, четкостью и точностью высказываний, подтверждением фактов, обоснованием важности материала.

Совокупность воспитательной, образовательной и развивающей функций лекции составляют принцип педагогической деятельности, а одновременное выполнение стимулирующей, контрольной и диагностической функций возможно при проведении лекции с заранее запланированными ошибками, что способствует диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Таким образом, лекция в процессе обучения играет немаловажную роль, особенно при использовании новых технологий, среди которых большое значение и преимущество отдается электронному конспекту и компьютерному сопровождению, характеризующимися:

1) простотой обновления;

2) доступностью для каждого студента;

3) компактностью хранения;

4) наглядностью;

5) экономией учебного времени;

6) развитием самостоятельной работы студентов;

7) развитием творческого потенциала преподавателя.

Как совершенно справедливо отмечено в отечественной литературе, живая устная речь лектора не может точно совпадать с письменной, её задача – развивать активное мышление студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью оратора.

Кроме того, обоснованно и общепризнано мнение о том, что лектор должен обладать высокой научной эрудицией, развитой речью, использовать специфическую юридическую терминологию, приучая студентов к юридическому языку, показывая безусловно уважительное отношение к органам и должностным лицам, осуществляющим правоприменительную деятельность, не допуская в аудитории намека на возможность осуществления правоприменительной деятельности вопреки положениям отраслевого юридического законодательства.

Типы (виды) и цели лекций

Лекции, если различать их по форме дидактических задач, бывают нескольких типов: вводная, заключительная, обзорная, текущая, установочная.

Вводная лекция служит для начального общего понимания о дисциплине и дает ориентир обучаемому в системе программы по предмету.

Заключительная лекция – вид лекции, завершающей этап изучения какой-либо темы, раздела, части, курса или дисциплины, обобщающей все изученное ранее, подводящей итоги и результаты.

Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Текущая лекция – систематическое изложение учебного материала.

Установочная лекция – ознакомление студентов с программой курса, изложение общих установок по вопросам дисциплины.

Вид лекции зависит от ряда условий и, прежде всего, от характера темы и содержания материала, но чтение лекции не должно вестись шаблонно, по сложившему стереотипу.

В науке уделяется также пристальное внимание таким видам лекций, как бинарная, лекция-визуализация, лекция-информация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-консультация, лекция-презентация, проблемная.

Такое подразделение лекции на виды возможно относительно формы и методов её изложения.

Бинарная лекция – один из видов лекций, сущность которого состоит в том, что передача информации студентам происходит от двух лекторов, являющихся представителями различных научных направлений.

Лекция-визуализация – вид лекции, основанный на дидактическом принципе наглядности и способствующий лучшему восприятию студентами информации.

Лекция-информация – наиболее используемый, чаще всего применяемый вид лекции, считающийся традиционным, в ходе которого лектор осуществляет передачу информации путем сообщения и разъяснения материала, подлежащего запоминанию и усвоению студентами.

Лекция с заранее запланированными ошибками – такой вид лекции, в ходе которого студент должен контролировать прием информации путем вычленения ложного материала, что способствует полной координации и внимания студентов на занятии и стимулированию их к научному поиску, мышлению и логике рассуждений.

Лекция-консультация – вид занятия, при котором имеются свои значительные преимущества, а методы и порядок проведения консультации могут быть следующими:

1) лекционный курс разбивается на ряд тем;

2) при изучении каждой темы проводится установочное занятие продолжительностью 1-2 академических часа;

3) на последующих занятиях проводятся консультации;

4) в конце изучения темы проводитсямини-контрольная или тестирование;

5) на следующем занятии проводится разбор ошибок.

Проблемная лекция повышает эффективность обучения, стимулирует студентов к творческому подходу, мотивации и оптимизирует управление учебным процессом в целом.

Кроме того, с помощью проблемной лекции достигаются три основные дидактические цели:

1) развитие теоретического мышления;

2) усвоение студентами теоретического знания;

3) формирование познавательного интереса к содержанию предмета и профессиональной мотивации.

Веретягина Е.А. научно обоснованно выделяет структурные элементы проблемного обучения следующим образом:

1) Проблемный вопрос;

2) Проблемная задача;

3) Проблемная ситуация (противоречие и побуждение), компонентами которой выступают, по мнению Еременко В.И., объект и субъект познания.

Проблемная ситуация играет важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала.

В науке выделяют четыре уровня проблематизации обучения:

- низкий (уровень проблемного приема);

- средний (уровень проблемного метода);

- достаточный (уровень принципа проблемности);

- высокий (уровень технологии)

Выполнение творческих, проблемных заданий, в которых студент вступает в активные действия с преподавателем, возможно в случае активных форм преподавания.

Кроме того, проблемная лекция имеет структуру, представленную этапами:

1) создание проблемной ситуации путем постановки учебных проблем;

2) конкретизация учебных проблем, выдвижение гипотез по их решению;

3) мысленный эксперимент по проверке выдвинутых гипотез;

4) проверка сформулированных гипотез, подбор аргументов, фактов для их подтверждения;

5) формулировка выводов;

6) подведение к новым противоречиям;

7) постановка вопросов, помогающих корректировать умственную деятельность студентов на лекции.

Метод проблемной ситуации, несмотря на все положительные стороны использования, имеет и существенные недостатки:

1) в некоторых моментах обучение является слабо управляемым;

2) возникают трудности в организации проблемно-группового обучения;

3) связан с большими затратами времени, особенно на начальном этапе.

Относительно целей, которые преследуют лекции, последние делятся на:

- агитационные;

- воспитывающие;

- просветительные;

- развивающие;

- учебные.

По научному уровню лекции различают академические и популярные.

Академические лекции – виды лекций, отличающиеся наличием строгой логичностью в рассуждениях и последовательностью повествования, связей в тексте, высоким научным уровнем.

Популярные лекции – вид лекций, которые могут проводиться вне стен учебного заведения, предназначенные для широкого круга аудитории, представители которой могут не являться студентами (обучающимися).

Различие лекций по воздействию:

- на уровне понимания;

- на уровне убеждений;

- на уровне эмоций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 6502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.