КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы познания
Любая наука использует те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Такие приемы и средства получили название научных методов, которые бывают общенаучными и специальными (частными). Научное исследование является составной частью процесса познания. Важно не смешивать и не отождествлять понятия "обучение" и "познание": существуют методы обучения и методы познания. По мнению Дьяченко В.К., в процессе обучения происходит познание, расширение кругозора, приобретение знаний о природе, обществе, мышлении, познание окружающего мира, формирование практических и теоретических умений и навыков, умений и навыков самостоятельной работы. Познание – это отражение в мозге человека объективной действительности, явление вторичного порядка, отражение объективной реальности в сознании человека. Познание в обучении – только одна сторона деятельности ученика, а совместная жизнедеятельность учителя и учащегося – это обучение. Обучение – это одновременная или последовательная деятельность по меньшей мере двух людей. Общенаучные методы познания. Что касается общенаучных методов познания, с помощью которых изучается юриспруденция, то целесообразно распределить их на три группы исследований: общелогические, теоретические и эмпирические. Среди общелогических можно выделить следующие: - Анализ – метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы. Метод анализа применяется с целью квалификации содеянного, когда состав преступления разлагается на объект, субъект, объективную и субъективную стороны. - Аналогия – этоспособ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. - Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Метод дедукции применяется в криминалистике, которая учит, как необходимо применять общие положения методики расследования отдельных видов преступлений к частным случаям. - Индукция – способ рассуждения или метод получения знаний, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может полной и неполной. - Полная индукция – умозаключение, которое основано на отдельном изучении всех предметов или явлений определенного класса (типа), позволяющем придти к выводу обо всех исследованных элементах. - Неполная индукция – это умозаключение, в котором на основании принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом. Метод индукции применяется в юриспруденции с целью установления причинных связей между событиями, действием или бездействием и наступившими последствиями. - Синтез – соединениевыделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. К методам теоретического уровня относят: 1) аксиоматический – способ построения теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (греч. axioma - значимое, принятое положение) из которых затем логическим путем выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы) этой теории. 2) гипотетический, сущность которого заключается в том, что исследование проводится с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) в процессе выдвижениянаучной гипотезы важная роль отводится временному фактору; б) в ходе научно-исследовательского поиска гипотеза претерпевает смысловую динамику; в) процесс формирования научной гипотезы носит сквозной, непрерывный характер и присутствует на всех этапах исследовательской деятельности. 3) формализацию – от лат. forma - вид, образ – метод, основанный на использовании специальных символов, обеспечивающих четкость, краткость знания и однозначность применяемых понятий, и состоящий в изучении разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме. 4) абстрагирование - метод, основанный на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. 5) обобщение – метод, состоящий в выделении в явлениях общих черт, иными словами – подведение результатов исследования. 6) восхождение от абстрактного к конкретному – в диалектической традиции анализа мышления – способ движения теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному развертыванию ее предмета. 7) исторический – метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности. 8) метод системного анализа – научный метод познания, основанный на исследовании сложных, многоуровневых, многокомпонентных систем и процессов, и представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. К методам эмпирического уровня относятся: - наблюдение - метод, представляющий собой целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании, и состоящий из следующих этапов: 1) определение задач, выделение объектов, разработка схемы наблюдения; 2) фиксация результатов; 3) обработка полученных данных. - описание – метод, базирующийся на наблюдении. - счет – метод, основной целью которого значится определение количественного соотношения исследуемых объектов, явлений или их частей и элементов. - измерение - этоопределение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения. - сравнение – метод, который заключается в сопоставлении эмпирических фактов в целях выявления общих и отличительных черт явлений. - эксперимент - от лат. experimentum - проба, опыт - целенаправленное, четко выраженное активное изучение и фиксирование данных об объекте, находящемся в специально созданных и точно фиксированных и контролируемых исследователем условиях. - моделирование - метод исследования определенных объектов, охватывающий различные уровни познания и позволяющий осуществить связь между эмпирическим и рациональным, применяемый при обстоятельствах, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Специальные методы познания. Кроме того, юридическая наука имеет и специальные методы познания. Формально-юридический метод и сравнительно-правовой относятся к частноправовым методам. Формально-юридический метод – традиционный, предполагающий работу с текстом и заключающийся в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приемами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений. В научной теории этот метод тщательно изучен и включает в себя: а) описание норм права; б) установление юридических признаков определенных явлений; в) выработку правовых понятий; г) классификацию правовых понятий; д) установление их природы с точки зрения положений юридической науки; е) их объяснение под углом зрения юридических теорий; ж) описание, анализ и обобщение юридической практики. Метод сравнительного государствоведения и правоведения (сравнительно-правовой) – метод, в основе которого лежит проведение сравнения (тождества) объектов познания – понятий, явлений и процессов. Метод государственного и правового моделирования (правовое моделирование) – процесс выявления сходных элементов и частей путем изучения и исследования свойств и признаков государственных и правовых явлений, в результате которых имеется вполне достаточно оснований для вывода суждений об иных элементах. Этот метод характеризуется наличием альтернатив, поскольку моделирование предполагает возможность построения нескольких моделей, а также сравнение и оценку их свойств в конкретных ситуациях. В этом заключается его достоинство и преимущество перед остальными методами. Конкретно-социологический метод – метод, основанный на использовании таких приемов, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент. Философская диалектика признана основным методом юридической науки, который предполагает объективное, всестороннее и конкретное определение государственно-правовых событий, выявление присущих им связей, наличие в них противоречий, оценку государственно-правовых норм с качественной и количественной стороны, выявление зависимости формы явления от его сущности.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |