Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юриспруденция и юридическая наука




Методика преподавания; значение и применение некоторых специальных терминов

Методика преподавания юриспруденции как научная отрасль знания имеет свои объект и предмет исследования, содержание и задачи. К задачам данной дисциплины можно отнести следующие:

- выработка способностей к исследованию, компаративистике, аналогии существующих в науке подходов к содержанию профессионально-педагогической работе юриста;

- приобретение понимания о смысле и характере преподавательской деятельности и сущности взаимосвязи науки и образования в преподавательской деятельности;

- становление собственной позиции к просвещенности и фундаментальным ценностям педагогической работы;

- образование собственной точки зрения по поводу изменений, происходящих в связи с реформированием концепции европейского высшего образования.

Для того чтобы правильноподойти к изучению той или иной науки,необходимо усвоить и понять базовые основы, фундамент, на котором зиждется исследуемое направление, общие и специфические термины. В исследуемом предмете стоит та же задача: понять основные сферы научного направления и уметь правильно применять и передавать полученные знания на практике. Для начала обратимся к определению "преподавание". В науке это давно устоявшийся термин, который, однако, в разных областях подразумевает некоторые различия в той части, что касается специфики изучаемого предмета.

Так, например, педагогический словарь дает следующее определение понятию "преподавание": это управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения.

Обучение как технология имеет основные функции:

1) объяснительная;

2) описательная;

3) проектировочная;

4) управление учением.

Обращаясь к наиболее развернутому пониманию термина, преподавание – это деятельность учителя по:

- передаче информации;

- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

- оценке учебных достижений учащихся.

При этом под термином "передача информации" следует понимать процесс переноса информации (данных) от ее источника к потребителю. Учебно-познавательная деятельность – это деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимыхценностных отношений "я-мир" с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога.

Сложилось и представление об организации учебно-познавательной деятельности: это процесс педагогических воздействий, направленных на её формирование, совершенствование и систематизацию, осуществляемых преподавателем в ходе достижения целей обучения в вузе с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

Учебно-познавательная деятельность может быть как индивидуальной, так и осуществляться в коллективной форме. По мнению Лагуновой М.В. и Юрченко Т.В., учебно-познавательная деятельность включает в себя:

1) мотивацию;

2) проблему;

3) реализацию;

4) контроль;

5) самоконтроль;

6) оценку;

7) самооценку.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов имеет личностные функции:

А) образовательно-воспитательная;

Б) познавательная;

В) психологическая;

Г) развивающая;

Д) социализирующая.

Развивающее обучение имеет несколько основных научныхконцепций:

1) бихевиоризм (социологизаторская);

2) картезианская позиция (биологизаторская);

3) концепция обучаемого развития;

4) концепция развивающего обучения.

В качестве непрерывного процесса учебно-познавательная деятельность может быть рассмотрена посредством системы, включающей определенные этапы:

1) выделение познавательной цели, т.е. умение найти цель в структуре учебной ситуации;

2) выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи;

3) контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели.

Принципами учебно-познавательной и познавательной деятельности студентов служат:

1) детерминизм;

2) единство теории и практики;

3) развитие;

4) системность.

Исследователи, учитывая личностно-развивающую функцию образовательного процесса и воспринимая студента как активного субъекта, выдвинули в качестве теоретической основы модели принципы организацииучебно-познавательной деятельности студента с использованием технологий электронного обучения:

1) открытость;

2) прикладная направленность;

3) управляемость;

4) целенаправленность.

Различают несколько видов активности:

- когнитивная;

- социальная;

- техническая;

- интеллектуальная;

- коммуникативная;

- творческая;

- умственная;

- выборочно-воспроизводящая;

- копирующая;

- личная;

- познавательная;

- трудовая.

При этом в науке существует мнение, согласно которому общая активность личности адекватна деятельности и состоит из двух подсистем: внутренней и внешней, определяя необходимые и достаточные условия развития личности. Кроме того, сложилась достаточно определенная совокупность компонентов учебно-познавательной деятельности, среди которых отмечены:

- когнитивный;

- операционно-деятельностный;

- ценностно-смысловой;

- эмоциональный.

Учебно-познавательная деятельность не может осуществляться без наличия интереса студента.

В своем развитии познавательный интерес, по мнению Еременко В.И., проходит три этапа:

1) познавательный интерес, возникающий в условиях новизны;

2) устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности при определении специализации;

3) включение познавательных интересов общую направленность личности, в систему её жизненных целей и планов.

Развитие познавательного интереса возможно посредством ведения диалога.

Дидактический диалог, являющийся способом осуществления учебного взаимодействия между непосредственными участниками процесса обучения, дает возможность раскрыть резервы, заложенные в педагогическом процессе вуза для развития познавательного интереса студентов.

Организация дидактического диалога, через ряд специально созданных ситуаций, направляет студентов на поиск познавательных проблем и способов их разрешения, изменяя привычную пассивно-наблюдательную позицию на активно-поисковую, способствует формированию у студентов умений диалогического взаимодействия (формулировать вопросы, высказывать свое мнение, соглашаться с мнениями других, отстаивать точку зрения, вести дискуссию и т.д.) и влияет на изменение их отношения к учению и выбранной профессии.

Развитие познавательного интереса, происходящее посредствам дидактического диалога, представляет собой изменение эмоционально-деятельностного отношения студентов к учению: от формального к предметному, и от предметного к рефлексивному. Для развития познавательного интереса студентов необходимы специально созданные педагогическим коллективом вуза организационно-педагогические условия, которые должны включать: субъект-субъектные отношения, предметное содержание и организацию деятельности, так, чтобы каждый фактор являлся источником диалога в непосредственной, опосредованной и внутренней форме.

Познавательная активность является тем качеством личности, в котором проявляются глубокая убежденность в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. Развитие познавательной активности личности и направление её на преобразование предметов учебного познания осуществляется с помощью целостной мотивационной сферы, которую составляют следующие элементы:

1) интерес;

2) мотивы;

3) потребности;

4) цели.

Познавательная активность тесно связана с памятью, и актуальность всесторонних и детальных исследований этой связи представляет особую ценность при использовании активных форм и методов обучения, когда ставится цель прочного знания научных основ.

Познавательная активность представляет собой качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.

Познавательная активность обладает следующими возможностями:

1) вооружает личность знаниями, умениями и навыками;

2) выявляет и реализует потенциальные возможности личности;

3) приобщает к поисковой и творческой деятельности;

4) развивает мыслительные способности и личностные образования;

5) содействует воспитанию мировоззренческих нравственных и эстетических качеств.

Интеллектуальная активность, связанная с познавательной активностью личности, состоит из интеллектуальных (умственных) способностей и неинтеллектуальных (личных, мотивационных) факторов умственной деятельности.

Нравственные качества человека представляются в виде свойств, признаков, черт, свидетельствующих о его сознательном добросовестном отношении к обществу, личности и общечеловеческим ценностям.

Эстетические качества личности – это отраженные в духовной культуре человека способности и умения эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства.

Деятельностное эстетическое пространство – практическая реализация предшествующей сферы в учебе, труде, спорте, обучении, творчестве, будучи связующим звеном между личностью и социумом.

Познавательная активность – сложное образование личности, приобретаемое, закрепляемое и развивающееся под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных и объективных.

Познавательная активность и самостоятельность характеризуют мотивационные, интеллектуальные, организационные свойства личности, от которых зависит уровень успешности познавательной деятельности, т.е. являются показателем развития познавательных возможностей человека.

Процесс познавательной активности личности многообразен, многогранен и может быть воплощен в реальной жизнедеятельности в виде самых различных действий, например, образовательного путешествия.

Творчество – это создание нового в интересах общества, созидание таких социальных отношений, которые служат всестороннему, гармоничному развитию человека.

Творчество – необходимая составляющая в процессе обучения, и как оно определено в словаре Ожегова, - это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Творческая деятельность – процесс сложный, протекающий как в форме сознательного, так и бессознательного. Состоит из трех основных этапов: возникновение идеи, её осознание и доработка.

Несколько подробно эти этапы рассматриваются отечественными учеными, которые отмечают, что творчество включает первый этап – ориентированный; второй – деятельностно-ориентированный; третий этап – сознательный.

В статье 3 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 года № 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре" установлено, что творческая деятельность - это создание культурных ценностей и их интерпретация.

Оценка учебных достижений – один из методов педагогического контроля, предполагающий наличие собственной системы и структуры, включающих описание объекта и содержание оценки; критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения.

Основными функциями оценки являются:

- ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения программы;

- обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Управление образовательным процессом – это деятельность по организации и координации целенаправленного освоения знаний и умений и получения практических навыков.

Управление образовательным процессом совместно с совокупностью применяющихся образовательных технологий и взаимодействием с внешними образовательными и социальными институтами являются теми элементами, которые представляют собой сложную структурированную систему, иными словами, дидактическую среду. Обучение как технология имеет основные черты, которые характеризуются:

- современностью;

- оптимальностью;

- научностью;

- интегративностью;

- повторяемостью эффектов и процессов;

- прогнозированием деятельности учителя и учащихся;

- использованием учебных средств и материалов;

- рациональностью организации материальной учебной среды;

- качественностью оценки результатов обучения.

Современные исследователи обоснованно утверждают, что преподаватель-юрист (профессор, доцент, аспирант) для успешного выполнения стоящей перед ним задачи должен понимать, что представляет собой педагогический процесс, его формы и методы обучения, методика чтения лекций и семинарские занятия.

Кроме того, преподаватель обязан в некоторой степени обладать академическими, перцептивными, речевыми, организаторскими и коммуникативными способностями.

Стоит учитывать, что преподавание в высшем учебном заведении юридических дисциплин в большинстве случаев не связано с наличием у преподавателя (доцента, профессора) педагогического образования; но при этом справедливо отмечается учеными, что высшая школа – это важнейшее звено между социальной сферой и сферой материального производства.

Как правило, преподавателя ВУЗа – это практический деятель, специалист в сфере соответствующих направлений профессиональной деятельности: нотариата, адвокатуры, судебной власти. Зачастую это имеющий ученую степень (кандидата, доктора наук) и ученое звание сотрудник (из числа профессорско-преподавательского состава) образовательного учреждения высшего профессионального образования, не имеющий практического опыта.

Последипломное обучение (аспирантура, ординатура, интернатура, докторантура) предполагает осуществление преподавательской деятельности в высшем учебном заведении при кафедре (отделении, факультете), на которой готовится научно-исследовательская работа.

Но как совершенно справедливо отмечаетсяв отечественной литературе, обучение в аспирантуре – это все же ориентация на овладение научно-исследовательской, а не преподавательской деятельности. Конечно, так или иначе указанный факт влияет на методы и цели преподавания, уровень полученных знаний и их восприятие, умение применить их в повседневной и практической деятельности. В этой связи автор поддерживает мнение Беляевой И.М. и Галюковой М.А., согласно которому высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоничное сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности, встречается далеко не всегда.

Кроме того, не следует смешивать понятия "педагогическая деятельность" и "преподавательская деятельность".

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. В литературе отмечается, что педагогический процесс обладает определенными специфическими закономерностями:

1) единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования) и личностного развития;

2) соответствие организуемых воздействий преподавателей и всех субъектов педагогического процесса характеру деятельности обучающихся, их духовным потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени сплоченности студенческого коллектива.

Для правильного понимания обратимся к термину "научно-исследовательская деятельность" с целью выявить различие между ней и преподавательской деятельностью. Выявлены факторы среды высшего учебного заведения, оказывающие влияние на занятия студентами научно-исследовательской деятельностью. Среди них назовем:

1) качественные характеристики профессорско-преподавательского состава, отражающие включенность преподавателя вуза в научно-исследовательскую деятельность и уровень результатов такой деятельности;

2) система организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов;

3) система экономического и морального стимулирования научной деятельности студентов и их научных руководителей.

В педагогической науке понятие "научно-исследовательская деятельность" определяется, во-первых, как индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности; во-вторых, как работа педагогов-ученых (теоретиков и методистов), занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса.

Все существующие труды профессиональных ученых подразделяются нафундаментальные и прикладные.

Фундаментальный труд – исследование, направленное на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его применения в общем образовании и подготовке специалистовсовременных профессий.

Прикладной труд – исследования и разработки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в фундаментальных науках и обеспечивающие непосредственные нужды общества.

Учитывая, что наука и исследование – понятия различные по происхождению, значению и смыслу, обратимся к устоявшимся в различных научных направлениях терминам.

Наука – это теоретическое отражение действительности, имеющая свой объект и предмет исследования.

Исследование обязательно имеет собственную стратегию и тактику, представляющую собой систему локальных практических действий, направленных на достижение целей; тактика и является средством по обслуживанию и реализации стратегии.В современной науке исследование как категория со всеми присущими ему элементами подвергается изучению в различных направлениях и специальностях.

Так, на сегодняшний день получили большое распространение и известность труды Ельчанинова В.А., Ипполитовой Н.В., Кармина А.С., Козловой Н.И. Для более четкого понимания само исследование представлено в формах научно-исследовательской, учебно-исследовательской и опытно-практической деятельности. В своей совокупности эти виды деятельности представляют собой поисково-исследовательскую деятельность, направленную на:

- добывание неизвестных ныне фактов и их описание, на нахождение новых способов какой-либо деятельности;

- развитие творческих способностей человека.

Учебно-исследовательская деятельность включает несколько этапов:

- выбор темы исследования;

- определение цели исследования;

- постановка задач;

- обсуждение возможных путей решения проблемы;

- выбор и организация методов исследования;

- обсуждение полученных результатов, подведение итогов;

- защита.

В философии существует мнение, согласно которому научная деятельность - сложный процесс, включающий множество конкретных видов познавательной деятельности: мышление, основанное на применении строгих логико-математических методов; процедуры критики и обоснования, базирующиеся на более широких средствах рациональности; процессы эвристического поиска и выдвижения гипотез, включающие воображение и интуицию; лабораторно-экспериментальная практика, использующая самые современные технические средства; конструирование моделей.

Кроме того, в структуре научного познания традиционно выделяют два уровня:

- теоретический;

- эмпирический.

Относительно лабораторной практики и проведения экспериментов: в юридической науке в различных направлениях для получения поставленной задачи широко используется проведение различного рода экспериментальной и лабораторной деятельности. Так, данные методы характерны для изучения судебной экспертизы, судебной медицины, криминалистики (криминалистическая техника, трасология, дактилоскопия, баллистика и др.).

 

 

В юридической науке (в гражданско-правовом смысле) сложилось представление, согласно которому научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

В трудах по теории государства и права термин «наука» получил свое определение – это теоретическое отражение действительности: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития.

Таким образом, рассматривая юриспруденцию как науку можно сказать, что она представляет собой единую отрасль знаний, предметом изучения которой является государство и право.Существует мнение о том, что юриспруденция и юридическая наука – понятия не одинаковые, но совпадающие. Юриспруденция – областьсоздания и использования правовых средств для оптимизации управления общественными процессами, обладающаяопределенными знаниями о государстве и праве и позволяющая использовать их в процессе правотворческой деятельности. Юридическая наука добывает, производит эти знания. Эти различия юриспруденцию и юридическую науку не мешают воспринимать как тождественные понятия.

Правотворческая деятельность – юридическая процедура, осуществляемая компетентными органами по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Признаками правотворческой деятельности признаются:

- активная деятельность, результатом которой является конкретный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент;

- властно-организационный характер;

- использование приемови правил юридической техники;

- осуществление с соблюдением определенных процедур;

- субъекты – компетентные органы или сообщество, приобретающее черты органа власти.

Правотворчество характеризуется наличием ряда принципов:

- демократизм,

- гуманизм,

- законность,

- научность,

- плановость,

- профессионализм.

Правотворчество включает деятельность по:

- изданию новых нормативно-правовых актов;

- их совершенствованию, изменению, переработке;

- отмене действующих нормативно-правовых актов.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите ряд причин, по которым преподавание юриспруденции в высшей школе относится к наиболее актуальным вопросам в настоящее время.

2. Какое значение имеет для системы российского образования присоединение к Болонской декларации?

3. Что такое образовательный процесс?

4. Назовите главные черты современного российского образования, отличающие его от системы образования, действующей в Советский период.

5. Перечислите основные нормативно-правовые акты, изданные для регулирования отношений в системе образования.

6. Каковы задачи методики преподавания юриспруденции в высшей школе?

7. Что такое преподавание? Назовите его основные признаки.

8. Дайте определение учебно-познавательной деятельности, назовите её принципы с учетом использования технологий электронного обучения.

9. Что такое познавательный интерес студента? Какие этапы он проходит?

10. Что представляет собой оценка учебных достижений? Каковы её основные функции?

Глава 4. Раздел II. Основные направления, формы и методика обучения

4.1. Форма обучения и её значение; деятельность преподавателя

В современной науке проблемам форм и методов обучения посвящено значительное количество трудов известных философов, педагогов, социологов, обоснованно утверждающих, что развитие новых методов и форм образования – настоятельная необходимость.

Среди подобных исследований наиболее распространенными и значимыми являются работы Лихачева Б.Т., Лагуновой М.В., Подласого И.П., Богомоловой О.Б.,Бургоновой Г.Н.

До настоящего времени в науке не сложилось однозначного понятия "форма обучения".

Например, И.М. Чередов определяет её как внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

По мнению Б.Т. Лихачева, форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Так или иначе, форма обучения имеет общие признаки, среди которых можно выделить воспитательную деятельность преподавателя: по организации обучения, по подготовке материала и созданию условий для обучения, управленческую деятельность преподавателя и деятельность обучающегося по выполнению всех предъявляемых к нему требований.

В науке существуют неоднозначные подходы к изучению разносторонней и многогранной деятельности преподавателя.

Заслуживает внимания мнение Федоровой М.А., согласно которому деятельность преподавателя содержит две составляющие:

- видимая (деятельность, лежащая в практической плоскости);

- невидимая (находящаяся за пределами непосредственного наблюдения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.