КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактика и дидактическая система
Для отражения полной картины невозможно не затронуть такое важное понятие как «дидактика», которая тесно связана с понятием «методика». В настоящий момент задачами дидактики высшей школы являются: 1) поиск своего места, объекта дидактики в современных условиях; 2) формирование опережающих ориентиров – принципов, методов, форм обучения не из прошлого опыта, а из стратегических задач, для достижения перспективных целей; 3) создание методической и методологической основ гармонизации образования как процесса, препятствия для гипертрофирования отдельных элементов в ущерб остальным. В первую очередь, необходимо иметь представление о том, что такое дидактическая система. По мнению Уман А.И. и Федоровой М.А., это модель образовательного процесса, отражающая определенное сочетание основных дидактических элементов: цель, содержание, принципы, методы, средства, формы организации обучения, учебные задания, результаты обучения. Дидактические системы могут быть разного уровня общности: более общими, отражающими типы образовательного процесса, и менее общими, отражающими авторские позиции их создателей. Дидактика как наука несколько столетий оставалась единственной педагогической наукой, включающей в себя (если говорить на языке современной педагогики) и теорию воспитания, и теорию управления образовательными системами, и социальные аспекты педагогики. Все понятия дидактики (учение, преподавание, законы и принципы обучения, содержание обучения, методы и формы организации обучения, приемы обучения, исторические этапы развития учебного процесса) могут быть так или иначе объяснены в зависимости от того, что мы понимаем под обучением, как определяем его сущность. Дидактика – понятие многостороннее, включающее в себя несколько составных элементов: знания, метод, навыки, организация, результаты, содержание, средства, умения, форма, цель. Объективно необходимо дать каждому из элементов определение для понимания значения термина. Знания – некоторый объем информации, полученной в результате познавательной деятельности личности и отражающийся в сознании совокупностью понятий, терминов, суждений и представлений. Под знаниями в науке понимается информация, предназначенная для прямого пользования; знания состоят из следующих элементов: - понятия; - категории; - законы; - принципы; - проблемы; - факты; - события; - даты; - имена; - статистические данные; - формулы; - символы; - идеи. Дидактический метод – совокупность элементов, которые во взаимодействии помогают достигать поставленные цели и решать определенные задачи. Навыки – действия человека, производимые им на подсознательном уровне, выработавшиеся в результате длительного использования, применения полученных знаний, доведенные до автоматизма в результате неоднократного повторения и не требующие тщательного мысленного анализа. Организация – деятельность, направленная на обеспечение скоординированного, основанного на внутренней дисциплине функционирования процесса, характеризующаясясистематичностью и целостностью, саморазвитием, постоянством состава участников и наличием определенного режима. Еременко В.И. в ходе исследования выявил ряд принципов, которые лежат в основе организации учебного процесса: 1) индивидуализация; 2) гибкость; 3) элективность; 4) контекстность; 5) сотрудничество. Элективный курс – авторская разработка дисциплины, предлагаемая студентам на альтернативной основе в соответствии с их образовательными потребности и интересами. Результаты – конечный итог, выраженный в наличии определенного уровня знаний, навыков у обучаемого. Содержание – совокупность элементов, связей, отношений, образующих закономерности процесса обучения. Дидактические средства – предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и служащие для непосредственного и косвенного познания мира, выполняющие обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступающие средством побуждения, учебно-познавательной деятельности учащихся, управления и контроля. Умения – способность создавать что-либо с использованием (применением) знаний, навыков. Форма –внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Цель – предмет стремления, поставленная задача. Дидактическое проектирование - вид самостоятельной деятельности, предназначенной для трансформации технических знаний (навыков) в педагогическую систему. Проектирование – это сложный, многогранный процесс, складывающийся из стратегического и тактического уровней. Проектирование представляет собой создание возможных вариантов предстоящей деятельности и прогноз результатов, которые могут быть получены в случае исполнения намеченных планов. Дидактическое проектирование как процесс включает несколько взаимосвязанных этапов: - моделирование; - непосредственно проектирование; - конструирование. Как справедливо и обоснованно отмечается в научной литературе, наряду с анализом, синтезом и иными общенаучными методами моделирование одним из теоретических методов педагогического исследования. Как отмечается в отечественной литературе, одной из важнейших проблем развития дидактики является совершенствование её категориального аппарата и вопросы управления инновациями в вузе.
Глава 5. Тема 4. Методы познания: общенаучные и специальные; активные и интерактивные методы обучения
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |