КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человеческого интеллекта и пути обогащения
«компьютерной метафоры» Рассмотрение вопроса о том, каково соотношение функций в Решении сложных производственных задач между человеком и компьютером, заставляет прежде всего обратиться к проблеме самих интеллектуальных функций и к проблеме интеллекта в более широком плане. Рассматривая эволюцию понятия «интеллект», Е. Б. Моргунов отмечает, что со времен Платона и Аристотеля «ранг интеллекта как бы все время понижался». Интеллект начали рассматри-Вать как «способность человека к познанию», «функции интеллек-Та операционализировались», «делались попытки низвести интел-Лект к способности приспособления, к решению лишь практичес-Ких задач». «В психологии делались попытки измерений интеллекта ак некой технической функции, и ученые, осознающие ограни-^енность этих процедур, не без ехидства определяли интеллект как измеряется с помощью тестов на интеллект» [7, с. 231].
Наиболее сложной оказалась проблема рассмотрения инте лекта как творческого акта. Е. Б. Моргунов пишет в связи с эт «Сложилась ситуация, при которой мы многое знаем о разновр ностях интеллекта, умеем отличить одну от другой и даже опред^ лять, более того, формировать некоторые из них, но не умее]| определить интеллект как таковой». При этом сам процесс твор ческого размышления предлагается рассматривать как особь «функциональный орган» индивидуальности [там же, с. 232]. Поскольку работа человека за компьютером формируется и пс воздействием характеристик программного обеспечения, «впол* логичной была бы задача рассмотрения того, какие изменения процессе мышления происходят под влиянием компьютера, и особенности компьютера, оснащенного искусственным интеллек том» [там же]. При этом, по мнению Е. Б. Моргунова и В. П. Звд ченко, «многообещающей представляется логика размышлений предложенная выдающимся российским философом П. А. Флоре* ским и обозначенная им еще в 1919 г. в работе «Органопроекция [2, с. 222-252]. «Органопроекция» (согласно П. А. Флоренскому) — это не тольк модель конкретного органа, но и устройство для реализации он ределенной функции. Как считают В. П. Зинченко и Е. Б. Морг нов, «органопроекция "размазывается" между человеком и объе» том его деятельности, она проекция не только первообраза, но: объекта, не только органопроекция, но и объекте/проекция», пр этом «разные органопроекции, а также разные технические реа лизации одной и той же органопроекции в большей или меньше степени тяготеют к одному из выделенных полюсов, т. е. к перв образу или к объекту, они всегда продукт некоторого компромис са» [там же, с. 223]. В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов считают также, что «органе, проекция и объектопроекция сходятся, сливаются в системах и$ кусственного интеллекта» [там же, с. 226], так как в них не тольк моделируются функции человека, но и создается новый объе» обретающий определенную независимость от пользователя (за сч? гибкости и возможности самонастраиваться). И хотя искусстве! ный интеллект не укладывается уже в рамки традиционно пон! маемого «средства труда» (технического орудия), это еще и субъект труда. Более корректно говорить здесь об «органопрое!| ции» интеллекта. «Система приобретает определенную независимость от поль вателя в решении задач, — пишет Е. Б. Моргунов. — Наиболй распространенная разновидность систем искусственного инте лекта — экспертная — функционирует в строго ограниченной пре меткой области. Вобрав в себя совокупность приемов работы сп| циалиста высокого уровня, экспертная система начинает дава| решения, уровень которых близок к уровню решений и рекоме| аций специалиста. Если помощью экспертной системы пользуется студент или менее квалифицированный специалист, в его глазах она может приобретать индивидуально-психологические чер-ТЬ1. Может возникнуть эффект персонализации компьютера, сопровождаемый речевым обращением к нему, эмоциональными оценками и реакциями на те или иные особености функционирования системы. Каждый пользователь, имеющий опыт работы с доин-теллектуальными системами, в состоянии припомнить ряд примеров на этот счет» [7, с. 234—235]. Однако проблема, обозначенная В. П. Зинченко и Е. Б. Моргуновым, представляется еще более интересной (и одновременно запутанной). Поставим перед собой вопрос: только ли средства определяют деятельность человека и потенциально претендуют на то, чтобы всецело завладеть человеком (когда само средство превращается в «инициатора» активности и размышлений человека, точнее, когда сам человек из субъекта труда превращается в ведомый компьютером «объект»)? В качестве таких инициаторов могут выступать и цели труда (когда человеком «овладевает» какая-то идея), и условия труда (например, когда заработок явно доминирует над иными смыслами труда) и т. п. Зададимся другим интересным вопросом: где кончается человек (и соответственно где начинаются средства его деятельности, его труда)? Ответ на данный вопрос очень непрост. Эта проблема связана, с одной стороны, с проблемой границы телесности. Напомним, что еще К. Маркс говорил об орудии как о «продолжении руки человека»: «Предмет, которым человек овладевает непосредственно, есть не предмет труда, а средство труда. Так, данное самой природой становится органом его деятельности, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом... естественные размеры последнего...» [6, с. 27]. С другой стороны, не менее интересен и иной вопрос: где кончается субъектность, не является ли сам человек лишь «органопро- екцией» своего предприятия или проводником воли своего начальни ка? Кроме того, можно спросить: не является ли сам человек (оператор) «органопроекцией» компьютерных сетей, куда также включены другие операторы-пользователи? Современная компьютерная техника не может сравниваться с человеком по крайней мере по следующим позициям [2, с. 228—242]: 1) главная особенность человеческого интеллекта — способ 2) пока специалисты в области ЭВМ рассматривают мышле- 3) для настоящего творчества необходима активность по «пре- "''"«пик,™ 193 не творчества; проблема — как мобилизовать, т.е. как организ вать систему для решения данной задачи; при этом оставшаяс одна степень свободы — это и есть выбор наиболее верного; ния [там же, с. 239—242]; 4) «успехи в создании искусственного интеллекта всегда буд идти вслед за успехами психологии мышления», однако «тот, идет за кем-то, всегда остается позади», поэтому опасения насче того, что компьютер покорит человека (человечество) прежде временны и в итоге все будет определяться нравственным развц тием самих людей... Обозначим здесь основные направления, пути обогащения «и пьютерной метафоры» [там же, с. 242—251]: 1. Разработка искусственного интеллекта на логико-математ 2. В когнитивной психологии нет характеристики источнике 3. Как отмечал Дж. Джонс, «для изобретения чего-то необхо 4. В. П. Зинченко видит перспективу в разработке идеи «живог в цельное психофизиологическое и психофизическое образова ние» [там же, с. 248].
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |