Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о функциональных состояниях работника




Вопросы для самопроверки

1. В чем суть организации?

2. Назовите основные компоненты организационной культурь

3. Что такое лидер организации (по сравнению с лидером гру
пы или коллектива)?

4. Назовите главные цели аттестации.

5. Чем вызвана необходимость командообразования в организ
циях?

6. Назовите достоинства и преимущества внешнего консул
танта организации.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1998.

2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководи
ля-практика. — М., 1991.

3. Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1984.

4. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. — М., 1996.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.

6. Кабаненка Т. С. Психология управления: В 2 ч. — М., 1997.

7. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб., 2000.

 

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. —
1992.

9. Моргунов Б. Б. Конспекты по психологии. Личность и организация.;

М., 1996.

10. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю.1
зарова, Б.Л.Еремина. — М., 1998.

И. Юксвяров Р.К. и др. Управленческое консультирование: Теория| практика. — М., 1988.


ГЛАВА VIII. СТРЕССЫ И КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема функциональных состояний — одна из наиболее за­путанных в психологических исследованиях человеческой деятель­ности. Ю. М. Забродин отмечает: «Функциональное состояние пе­рестает быть просто фоном, но становится существенной особен­ностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведе­ния и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем главным образом стационарные оценки параметров того или ино­го психического процесса, а их изменение в разные моменты вре­мени связываем с изменением функционального состояния чело­века» [цит. по: 16, с. 267].

Выделяются две основные группы психических функциональных состояний: стресс (напряженность) и утомление. Функциональ­ные состояния работника определяют физиологические факторы и психологические факторы.

Теоретический аспект проблемы функциональных состояний свя­зан с уточнением вопроса о том, что вообще считать психичес­ким функциональным состоянием. Ю. М. Забродин пишет в этой связи: «...В природе самого функционального состояния заключе­ны и динамика и стабильность. Именно в понятии состояния мы пытаемся связать два важнейших момента психического: устойчи­вость и изменчивость» [там же, с. 268]. При этом традиционно под состоянием понимают только стабильность. Таким образом, при экспериментальном исследовании функциональных состояний важны временная динамика состояний и структурное описание самого состояния.

Проблема структуры функциональных состояний связана с п°ниманием того, что само состояние — это «фиксация некото-РЫх событий», зафиксированный «временной срез» значений си­стемы, «отображение ее структуры в каждый данный момент (ин-еРвал) времени». При этом сразу же обнаруживается трудность, Сражающаяся в том. что «под таким отображением мы понима-14 не просто "временной срез"... но в действительности времен-


ной инвариант, т. е. такое отображение, при котором структур^ взаимосвязей остается зафиксированной, неизменной в течение произвольно выбранного промежутка времени (произвольног интервала)» [цит. по: 16, с. 269].

«Поэтому важно избежать ошибок, выбирать эти временнь'к интервалы так, чтобы не нарушать пространственно-временно!! целостности интересующей нас системы, — пишет Ю. М. Забро-] дин. — Так при изучении "состояния" того или иного психиче| ского процесса необходимо, чтобы он полностью "уложился" анализируемый временной интервал. Понятно, что множество на денных таким образов интервалов в первом приближении опреде-ляют множество возможных состояний изучаемой системы» [так же, с. 269-270].

При этом «каждый субъект потенциально может находиться одном из множества различных состояний». Этим и определяется «пространство функциональных психических состояний» [там же| с. 272]. Функциональные состояния психической системы человекам оператора интересны постольку, поскольку они изменяются. Измен нения функционального состояния выражаются в ритмах (как ре-) гулярных изменениях системы) и в нерегулярных (чаще всего на-| вязанных) изменениях системы.

В психологическом плане «состояния всегда реально рассмат| ривать как реакции на внешние или внутренние возмущениям которые изменяют характеристики психической системы и орга низма в целом».

Как считает Ю. М. Забродин, «проблема функционального (лси| хического) состояния оказывается теснейшим образом связанной с пси хологическим проектированием профессиональной деятельности, осо| бенно в той его (психологического проекта) части, которая отно сится к профессиональной подготовке и функционированию субъек та» [там же, с. 277]. При психологическом проектировании деяте ности следует различать: «состояние профессиональной пригодности человека» (здесь обычно оцениваются потенциальные уровни фор мирования и сформированности ПВК) и «Состояние профессиональ ной готовности субъекта труда» (здесь подразумевается, что сист ма ПВК уже «готова» действовать эффективно в данный моме* времени, в данном месте, при решении данных задач).

«Формирование профготовности отличается от задач отбора! распределения людей. При проектировании деятельности реа зуется проблема психологического управления в двух типах: 1) когД мы готовим людей к деятельности, мы, управляя ими в индивИ дуальном процессе обучения, формируем профессиональные сП<Я собности, строим систему нужных ПВК, а затем приводим их действие»; 2) когда мы выбираем и распределяем людей, то ем то же самое по отношению к контингенту, к множеству пр тендентов на рабочее место» [там же, с. 278].


Особый интерес представляет проблема управления функцио­нальным состоянием работника. Проблема регуляции психичес-кого состояния работника возникла как реакция на участившие­ся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда И г. п.). Л. Г. Дикая и Л. П. Примак выделяют следующие основ­ные методы регуляции психических состояний [цит. по: 16, с. 280— 287]:

рефлексологический метод (воздействие на биологически актив­ные рефлексогенные зоны и точки с помощью токов, иглоукалы­вания, лазерными технологиями);

воздействие через музыку (цветомузыку). Одно время на круп­ных предприятиях была мода на комнаты психологической раз­грузки (КПР), где активно использовались релаксационные заня­тия с успокаивающей музыкой;

психофармакологические средства. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособ­ности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково переносят такие препараты; быстро вырабатыва­ется зависимость от препаратов. Со временем также эффектив­ность действия стимулирующих препаратов снижается;

постгипнотическое, аутогипнотическое внушение и метод моде­лирования особых суггестивных состояний человека (ОССП). Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой пси­хики (лишь в особых случаях). Основные недостатки метода: пере­вод оператора в состояние постгипнотического внушения реаль­но прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и силь­но зависят от особенностей конкретных людей;

релаксационные упражнения (изменения рабочих поз, упражне­ния на расслабления и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.