Правовые отношения, связанные с ноу-хау, регулируются гражданским законодательством как обычаи делового оборота (в соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ), осуществляемые с учетом прав других лиц в пределах добросовестной конкуренции.
Под «ноу-хау» понимается знание, систематизированное и организованное с целью решения проблем в области промышленности, сельского хозяйства и торговли, которое может быть выражено в письменном виде или в виде изображения и передано от одного человека к другому. При этом данное знание известно ограниченному кругу лиц (в соответствии с намерениями его обладателя). Ноу-хау может облегчать использование других ОИС, производство товаров и оказание услуг, а правообладатель получает при этом экономические выгоды.
Сущность ноу-хау может быть отражена в следующем виде:
-в проектной, технико-экономической и конструкторско-технологической документации;
-в протоколах результатов опытов, таблицах, схемах и различного рода изображениях;
-в результатах расчетов (в их специальном применении для производства определенного продукта);
-в результатах статистических расчетов, формулах, рецептах, инструкциях и предписаниях по организации и выполнению НИОКР и работ по производству;
-в виде карт по допускам и посадкам, температурным и иным технологическим режимам;
-в инструкциях и предписаниях по управлению и регулированию, сбыту и рекламе;
-в результатах социологических и маркетинговых исследований;
-в картотеках, списках и иной документации, характеризующей потребности и содержащей другие сведения о клиентах и поставщиках;
-в пособиях и других учебно-методических материалах для обучения персонала.
Обеспечение охраны прав фирмы на ноу-хау
осуществляется посредством ограничения фирмой-правообладателем круга лиц из числа своих сотрудников и других лиц, которым ноу-хау должно быть известно. Для этого фирме-правообладателю необходимо вносить обязательства по неразглашению и сохранению в тайне ноу-хау в следующие документы: договоры о научно-техническом сотрудничестве, договоры коммерческой концессии, лицензионные договоры, трудовые контракты, договоры по обучению персонала, договоры о совместной деятельности, договоры о строительстве. Защита прав на ноу-хау обеспечивается преимущественно в судебном порядке в рамках защиты добросовестной конкуренции и разумных обычаев делового оборота на основании действующего законодательства.
Опыт промышленно развитых и новых индустриальных стран отчетливо свидетельствует о том, что в принципе возможно более полное (чем в существующей российской практике) учетное отражение целого ряда видов интеллектуальных активов.
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА НМА
Согласно МСФО 38 нематериальный актив представляет собой
идентифицируемый неденежный актив, который не имеет физической формы и служит для использования при производстве или представлении товаров либо услуг, для сдачи в аренду другим или для административных целей. Под активом зарубежный стандарт понимает ресурс, контролируемый компанией в результате прошлых событий и от которого ожидается поступление в компанию тех или иных экономических выгод.
В МСФО 38 установлено, что четырьмя наиболее общими критериями для определения нематериальных активов являются:
-способность быть идентифицированными;
-контролируемость актива организацией;
-наличие возможностей получения будущих экономических выгод, относящихся к использованию этого актива;
-наличие реальной возможности выполнить оценку затрат на приобретение или изготовление этого актива.
Таким образом, для признания объекта в качестве нематериального (интеллектуального) актива прежде всего необходимо, чтобы будущие экономические выгоды от использования рассматриваемого актива поступали в компанию и стоимость актива могла быть достоверно оценена.
Запрещается признание в качестве НМА следующих объектов:
Текущие затраты на обучение; рекламу; деловой репутации (гудвилла); торговых марок; права на публикацию; списка клиентов; названий изданий; прочих похожих объектов. Логика МСФО заключается здесь в том, что в качестве нематериальных активов не могут быть признаны затраты на вышеперечисленные объекты, которые неотличимы от затрат на развитие компании в целом.
В состав нематериальных активов включают и разработки (НИОКР) в размере понесенных затрат, т.е. себестоимости. Это делается в тех случаях, если результаты НИОКР планируется использовать в деятельности самой организации-разработчика. Вообще МСФО четко выделяет две группы затрат на НИОКР:
затраты на научно-исследовательские работы (НИР) и затраты на опытно-конструкторские работы (ОКР). Первые отражаются — согласно стандартам МСФО — как расходы отчетного периода.
Затраты на НИОКР признаются нематериальным активом, если:
-продукт или процесс четко определен, а затраты, относимые на продукт или процесс, могут быть идентифицированы и надежно измерены;
-инновационный проект технически осуществим;
-компания собирается осуществить проект с экономической выгодой;
-компания также располагает необходимыми инвестиционными ресурсами для осуществления инновационного проекта.
Себестоимость разработок, относимых к НМА, включает все расходы, которые могут быть выявлены и отнесены на данный объект,— расходы, связанные с его созданием и подготовкой к использованию по назначению:
-материальные затраты и расходы на услуги;
-расходы на оплату персонала, занятого проведением НИОКР (основная оплата и вознаграждение);
-прямые расходы на обслуживание процесса разработки: пошлины за регистрацию, расходы на патенты и использованные лицензии, а также другие аналогичные расходы;
-накладные расходы, необходимые для выполнения разработки, включая расходы по процентам на заемные средства.
В себестоимость НИОКР не включаются
коммерческие и управленческие расходы (кроме тех, что могут быть непосредственно отнесены на его подготовку к полезному использованию); перерасходы и потери, понесенные в процессе внедрения и на подготовку персонала к применению разработанного инновационного продукта.
В международной учетной практике большинства государств выделяют следующие три группы нематериальных активов:
-подлежащие обмену нематериальные активы, выделяемые в качестве самостоятельной учетной единицы, т.е. патенты, авторские права, арендованная собственность, франчайзинг (коммерческая концессия), торговые марки и названия;
-нематериальные активы, выделяемые в качестве самостоятельной учетной единицы, но не подлежащие обмену (предварительно оплаченные расходы, охватывающие несколько учетных периодов,— страховые премии, затраты на аренду, перестановку оборудования; затраты на начало коммерческой деятельности — на финансовое планирование, привлечение капитала, исследования и разработки, приобретение собственности и освоение рынка; организационные затраты на юридическое оформление новой компании, организацию бухгалтерского учета, делопроизводство и т.д.);
-гудвилл, который представляет собой возникающую при слияниях и поглощениях компаний разницу между ценой, выплачиваемой за приобретаемую компанию, и оценочной рыночной стоимостью ее активов, выделяемых в самостоятельные учетные единицы.
Наибольшие методические и практические трудности возникают (даже в высокоразвитой рыночной экономике) при оценке гудвилла. Дело в том, что его величина может быть достоверно установлена лишь при купле-продаже компании в целом, так как он не может быть выделен в самостоятельную учетную единицу и существует только в сочетании с другими материальными и нематериальными активами компании.
Причины возникновения гудвилла разнообразны:
весьма успешная рекламная политика, превосходный маркетинг, особо действенная система сбыта, наличие «суперкоманды» топ-менеджеров, высокий кредитный рейтинг, наличие долговременных устойчивых связей с поставщиками, эффективная инновационная политика. Говоря иными словами, гудвилл существует на протяжении всей деятельности соответствующей компании, но отражается в отчетности только при продаже, поскольку в этом случае появляется его оценка на основе объективной (для рыночных условий) информации — цены, по которой покупается компания.
Виды НМА
Описание
Основные проблемы бухгалтерского учета
Патент
Исключительные права, гарантированные государством, на период до 17 лет на производство определенного вида продукции или использование специфического процесса
Затраты по защите патента увеличивают его первоначальную стоимость. Последняя амортизируется в течение срока службы патента, который может быть и менее 17 лет
Копирайт (право на тиражи- рование)
Исключительные права, гарантиро- ванные государством, на издание
и реализацию литературных, музы- кальных, художественных кино-,
видео- и других материалов, включая компьютерное программное обеспечение на период жизни автора плюс 50 лет
Регистрируется по фактической себестоимости и амортизируется в течение срока службы, но не более 40 лет (а не 50 лет)
Лизхолд
Право занимать определенный участок земли или здание в соответствии с долгосрочным договором об аренде. Например, компания Y, являясь собственником, временно не хочет использовать этот участок в течение 10 лет. В таком случае компания Z покупает лизхолд
По дебету счета «Лизхолд» отражается сумма оплаты за право пользования участком, которое амортизируется в течение срока, на который это право предоставлено
Торговая марка
Зарегистрированный символ или название с правом использовать его
для идентификации производимых
товаров или услуг
По дебету счета «Торговая марка» отражается стоимость приобретения, которая амортизируется в срок, не превышающий 40 лет
Франчайзинг,
лицензия, формула, процесс
Право на исключительное использование определенной формулы, технологии или внешнего вида
По дебету счетов «Франчайз», «Лицензия», «Формула», «Процесс» отражается стоимость приобретения, которая амортизируется в срок, не превышающий 40 лет
Гудвилл «Цена фирмы»
Превышение стоимости приобрете- ния предприятия в целом над рыночной стоимостью всех активов предприятия, покупаемых по отдельности
По дебету счета «Цена фирмы» отражается фактическая величина превышения, которая амортизируется в срок до 40 лет. Оценка производится только при слиянии либо поглощении, что осложняет возможность выявления
Сама же оценка гудвилла в практике зарубежного учета производится в несколько этапов.
1.Определение прибылей будущих периодов. При этом наиболее надежным методом оценки считается экстраполяция на будущие периоды их динамики за периоды прошлые. В наиболее простом случае для этого берется отчетность компании за последние три—пять лет и выводится средняя арифметическая из суммы прибылей за эти периоды.
2.Определение уровня прибыльности, нормального для данной отрасли. В этих целях берутся среднеотраслевые показатели прибыльности на основе данных финансовой отчетности компании. Прибыльность определяется как отношение валовой прибыли к балансовой стоимости активов в среднем по компаниям отрасли.
3.Определение гипотетической стоимости покупаемой компании при нормальном уровне прибыльности. Данный расчет осуществляется посредством перемножения балансовой стоимости ее активов и среднеотраслевого уровня прибыльности.
4.Определение величины превышения расчетной прибыли данной компании над расчетным гипотетическим уровнем ее прибыли в следующем учетном периоде. Зная уровень доходности компании, определенной на основе отчетных данных за прошлые периоды, и стоимости ее активов, устанавливается оценочный показатель прибыльности в следующем отчетном периоде (посредством их перемножения). Из этой величины вычитается гипотетический доход, полученный на предыдущем этапе.
5.Производится расчет величины гудвилла. По существу, это является количественным отражением того обстоятельства, что фактическая прибыль компании в действительности превышает ее нормальный уровень, размер которого был выявлен на предыдущем этапе. Данный показатель определяется длительностью действия факторов, формирующих величину гудвилла. Зная размер превышения прибылей компании над нормальным уровнем, оценочное число лет, в течение которых оно будет сохранено, можно рассчитать и сам гудвилл как нынешнюю стоимость превышения прибылей над нормальным уровнем в течение нескольких периодов.
Учет отрицательного гудвилла, когда стоимость активов приобретенной компании превышает цену, за которую она была куплена, осуществляется следующим образом.
Его сумма распределяется пропорционально на стоимость основных средств компании, за исключением долгосрочных инвестиций в ценные бумаги. Если после этого стоимость основных средств снижается до нуля, а часть отрицательного гудвилла сохраняется, то эта часть должна рассматриваться в качестве кредита, перенесенного на будущие периоды, и амортизируется в течение срока его полезного использования.
В зарубежной учетной практике применяются следующие четыре способа списания гудвилла:
-его учет как актива и амортизация в течение полезного срока использования. Период списания равен 40 годам (США) и пяти годам (страны ЕС);
-немедленно списывается при приобретении за счет собственного капитала компании и прибыли. Такой подход разрешен в Англии (наряду с предыдущим подходом). Считается, что в соответствии с принципом осмотрительности гудвилл не может быть признан активом, так как он находится вне контроля менеджмента, при ликвидации фирмы она ничего не стоит, а период полезной жизни определить практически не представляется возможным;
-учитывается как «постоянный актив», не амортизируется, списывается только при очевидной и существенной потере стоимости. Считается, что приобретенный компанией гудвилл не теряет стоимости, поскольку при хорошо организованном управлении деятельность предприятия должна поддерживаться на соответствующем уровне. Ликвидационная стоимость гудвилла (при следующей продаже) соответственно будет равняться ее первоначальной стоимости, а следовательно, база для расчета амортизации отсутствует. Кроме того, расходы по поддержанию бизнеса в приличном состоянии уже отнесены на издержки, а если будут амортизироваться, то это приведет к двойному счету;
-учитывается в качестве «висящего» дебета (контрсчета) к собственному капиталу предприятия. Западные специалисты считают, что гудвилл не является активом в обычном смысле, не имеет объективной основы для оценки и подобный подход
позволяет, с одной стороны, отразить специфику актива, а с другой — дает возможность пользователю самостоятельно трактовать понятие «гудвилл».
Оценка НМА
Их первоначальная стоимость равна стоимости приобретения. Расходы предприятия на разработку НМА, как правило, списываются на расходы текущего периода. Стоимость же приобретения включает все затраты на покупку актива и приведение его в состояние, готовое к использованию, а именно: покупную цену, юридические сборы и другие необходимые расходы. Если приобретается группа НМА одновременно, то индивидуальная стоимость каждого определяется путем распределения всей суммы затрат пропорционально либо рыночной, либо продажной стоимости конкретного вида НМА.
Если НМА приобретаются в обмен на акции или другие активы, действует то же правило, что и для учета основных средств: стоимость НМА определяется как рыночная стоимость того, что отдается, или как рыночная стоимость получаемых НМА — в зависимости от того, что более очевидно.
Начисление амортизации на НМА
Эти активы амортизируются путем отнесения на расходы периода части их стоимости в течение срока полезного использования. Последний определяется фирмой самостоятельно. Но согласно американским стандартам он не должен превышать 40 лет. В европейских же странах срок списания гудвилла составляет максимум пять лет. В нашей стране срок списания НМА при невозможности четкого определения срока их полезного использования составляет 20 лет, хотя максимального верхнего предела не существует.
МСФО 38 приводит целый ряд факторов, подлежащих учету при определении срока полезной службы НМА, что выгодно отличает его от ПБУ 14/2000, предлагающего определять срок полезного использования исходя из двух критериев.
Среди учитываемых в зарубежной практике критериев — стабильность отрасли, изменения в спросе на товары и услуги, получаемые от актива, технические, технологические и другие типы устаревания, юридические ограничения на использование актива и публичную информацию о сроках полезной службы аналогичных видов активов.
Амортизация НМА обычно производится методом прямолинейного списания — равными долями в течение срока полезного использования. Этот же метод применяется и при расчете прибыли для целей налогообложения, поэтому он удобен для предприятий. Но компания может использовать и другой метод, если считает его более приемлемым. В любом случае метод и период амортизации следует раскрыть в финансовой отчетности. Существует два варианта начисления амортизационных отчислений:
1) прямое списание со счета нематериальных активов:
Д — расходы на амортизацию (Amortization expense);
К — нематериальный актив (Intangible assent);
2) использование корректирующего счета:
Д — расходы на амортизацию;
К — накопленная амортизация (Accumulated amortization).
В зарубежной практике первый вариант наиболее распространен.
Основные различия в организации учета НМА в России и за рубежом заключаются в следующем:
-в применяемых критериях признания НМА в учете: согласно ПБУ 14/2000 ограничений для принятия объекта на учет как НМА больше и главное, что в составе НМА учитываются только исключительные права (арендуемые объекты, а также объекты, по которым приобретены неисключительные права, не относятся к НМА);
-расходы по НИОКР не подразделяются на две группы, как за рубежом;
-редкое применение в российской практике учета термина «отложенные затраты» (не относятся к НМА расходы по «долгосрочной переплате» — страховка, выплаченная авансом, отложенные налоги и т.п.);
-срок амортизации НМА в России, по которым нельзя определить срок полезного использования,— 20, а не 40 лет, как в США;
-при организации учета поступления НМА в России затраты на приобретение и доведение до состояния пригодности к эксплуатации предварительно собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». За рубежом практика относит аналогичные затраты непосредственно на счет «Нематериальные активы».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Ресурсное обеспечение:
-реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;
-создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению;
-создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой продукции;
-подключение к мировым системам научно-технической информации;
-включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
-закупка зарубежной научно-технической литературы;
Финансирование:
-прямое государственное финансирование;
-разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;
-совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;
-разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;
-образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;
-предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
-создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
-государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера;
-в целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний;
-эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств;
-создание и организация функционирования государственных и государственно-частных лизинговых фирм;
-направление бюджетных средств только на приобретение отличной продукции;
-государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;
- Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать реализации невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономразвития РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям.
Организационная поддержка (институализации инновационных процессов):
-создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;
-формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем: предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий; снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот; содействия формированию системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними;
-оказание государственного содействия при создании вертикаль-, но интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия, путем предоставления головной компании пакета акций;
-поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;
-государственная поддержка формирования совместных предприятий;
-формирование научно-инновационной инфраструктуры;
-институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
-создание сети технополисов, технопарков и т. п.;
-созданы специализированные государственные органы — Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП;
-Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии;
-в 1995 г. при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике — консультативный орган. Основными задачами совета являются: информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам; подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ;
-органы законодательной власти РФ — Государственная дума и Совет Федерации — имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты — Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре;
-основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства. Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике;
- Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники; разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов; создание государственных научно-технических программ и проектов; методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности; формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур; организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований; обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.;
- Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику: непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику; устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов; определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности; организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем;
- Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов;
Налоговое стимулирование:
-разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности;
-снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
-отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
-исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий;
-освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения;
-таможенное регулирование;
-ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием;
-предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой;
-не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных обществ;
Амортизация:
-формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;
-реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
-МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений;
Антимонопольное регулирование:
-стимулирование конкуренции в инновационной сфере;
Госзаказ:
-формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию;
-государственные заказы и современные контрактные системы;
-важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию;
Патентно-лицензионное регулирование
-международные патентно-лицензионные механизмы;
-зарубежное патентование за государственный счет;
Регулирование торговли:
-экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма актуально участие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям, подписанным взамен бывшего КОКОМ. С этой целью разработан список технологий и товаров, экспорт которых подлежит контролю. Вывоз лицензируется МВС РФ и Комитетом по военно-технической политике на основании заключений Федеральной службы по валютному и экспортному контролю;
-стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские товары, выпускаемые отечественными предприятиями, путем роста заработной платы;
-ипотечное кредитование населения в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования;
-предоставление населению кредитов;
-развитие лицензионных и сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами;
-содействие в формировании собственной сбытовой сети;
-экспортные и импортные квоты;
-государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок;
-не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов;
-в целях государственного содействия реализации международных прикладных проектов при Миннауки создан Российский дом международного научно-технического сотрудничества;
Государственное регулирование цен:
Управление инновационными рисками:
-страхование инновационных рисков;
Административные меры:
-введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
Юридическая поддержка:
-создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
-необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики;
-происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др.;
-подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям;
Кадровое обеспечение:
-кадровое обеспечение инновационной деятельности;
-финансирование кадровых обменов;
-привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов и другие инструменты;
-формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление