Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Цель данного издания – рассмотреть проблемы предпринимательской деятельности на современном этапе, донести до руководителей учреждений социально-культурной




Цель данного издания – рассмотреть проблемы предпринимательской деятельности на современном этапе, донести до руководителей учреждений социально-культурной сферы важность их осознания, проанализировать состояние рынка услуг и наметить пути развития предпринимательства в конкретных условиях социально-культурной деятельности Сибирского региона. Есть мнение, что сфера культуры, социально-культурная деятельность в настоящее время одна из наименее занятых ниш бизнеса. Это дает основание предложить изучающим курс подготовиться к освоению предпринимательства в данной сфере.

Определение реальных путей развития предпринимательства занимает все более важное место в условиях модернизации экономики России. Но каждый руководитель, как человек и организатор, сам будет принимать решения и выбирать пути становления собственного коллектива или учреждения. К тому же, каждый работает в уникальной географической, финансовой, культурологической, психологической и иных ситуациях, которые изменяются непрерывно.

Нужны наиболее эффективные пути – потому что ситуация в социокультурном пространстве остается очень непростая и тревожная, и, особенно в плане духовного развития личности, мы обязаны предлагать продукт или услугу не только качественную и конкурентоспособную, но и возвышающую личность творчески, духовно. Только такой подход дает возможность учреждениям социально-культурной сферы не только выживать, но и процветать.

«Сохранение нематериального культурного наследия России» -этот тезис был выдвинут ЮНЕСКО в 2003 году. С одной стороны, мировая общественность дала нам понять, как высоко на всей планете ценится культура, и рекомендовала нашей стране уделять большее внимание духовной жизни народа.

В то же время, важнейшая примета времени, на которую мы должны обратить внимание, - консолидация различных ведомств в единое семантико-философское поле, получившее название «социально-культурная сфера». Социокультурная политика, социокультурные акции, социокультурные программы и так далее занимают всё больше жизненного и экономического пространства. При этом на первом месте стоит не просто культура, а социум, то есть достаточно чётко определены государственные интересы – социальная направленность любого вида деятельности, в том числе и в сфере культуры. Анализ документов, отражающих государственную политику на современном этапе, показывает, что культуре отводится все больше внимания в планах и программах развития страны. А многие социальные проекты, такие как «Год молодежи России», «Год учителя» программы «Семья», «Здравохранение» отражают непосредственно аспекты существования культуры в современной России.

Сегодня понятно, что экономика государства не в состоянии 100 % обеспечить обществу бесплатные услуги культуры. Как оказывается, государство не достаточно стремится защитить общество и юридически.

Вступивший в силу с 1 января 2006 года ФЗ-131 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] реализован во всех региональных субъектах РФ, хотя этот процесс нередко был для значительной части учреждений культуры весьма сложным, и прежде всего по причине неготовности менеджмента социально-культурной сферы к развитию предпринимательской деятельности. Еще больше возможностей и свободы дают учреждениям социально-культурной сферы принятый Закон «Об автономных учреждениях» и его дополнение - Федеральный закон от 08.05.2010 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", реализация которых актуальна в настоящее время [4, 9].

Известно: «Времена не выбирают, в них живут и умирают», а современность, слава Богу, даёт реальные возможности для новых, неожиданных, смелых решений и экспериментов, то есть для успешного развития предпринимательской деятельности, в том числе и в социально-культурной сфере.

Предпринимательство - путь эффективной работы, который достаточно труден, но и очень привлекателен, если в начале пути хорошо подготовиться, объединиться для выработки стратегии. Культурная ниша все ещё почти не занята крупным капиталом и стартовые возможности очень высоки.

Предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления общественных отношений, не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению её национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Данные свидетельствуют о том, что по мере развития рыночных отношений в экономике страны предпринимательство все больше проникает в сферу культуры. Создаются частные культурно-досуговые учреждения, в том числе структуры шоу-бизнеса, ночные клубы, частные культурные центры, частные музеи и так далее. Некоторые муниципальные органы власти передают подведомственные им учреждения культуры в долгосрочную аренду. В ближайшее время есть вероятность приватизации некоторых из них. Речь идет, прежде всего, о кинотеатрах, парках и клубных учреждениях. В силу этого готовность к предпринимательской деятельности работников учреждений культуры приобретает особое значение. Принятый Федеральный закон «О государственных некоммерческих (муниципальных) автономных организациях» даёт возможность расширения формы и спектра коммерческих услуг [ 11].

Развитие предпринимательства в России отражено в работах А. И. Агеева, С. В. Преснякова. Развитию декоративно-прикладного искусства и народных промыслов посвящены работы С. С. Константиновой, Ф. С. Кодирова, Л. В.Миненко, М. А. Некрасовой и др. [8 46 49] Непосредственно предпринимательство в сфере культуры рассматривается в работах Т. Абанкиной, А. Агеевой, Т. Веселиной, Л. Рудич и Е. Утина, Е.Я Морозовой, С. В. Преснякова, Э.Д. Тихонова, Г. Л. Тульчинского. [16; 18; 23; 43; 46, 51]. Все они исследуют предпринимательство в разных областях культуры и искусства. Непосредственно предпринимательская деятельность в сфере культуры составляет небольшую часть в исследованиях и недостаточно освещена в публикациях. Для привлечения внимания к возможностям социально-культурной деятельности как предпринимательской и предназначено данное издание.

 

Цели освоения дисциплины:

1. Курс нацелен на освоение теоретических аспектов и практическую подготовку студентов к внедрению инноваций и предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере и индустрии досуга и использованию навыков инновационного менеджмента и предпринимательства в управлении технологиями социально-культурной деятельности.

2. Способствует усвоению студентами практических навыков и знаний, необходимых для самостоятельной и командной предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере;

3. Обеспечит студентов инструментом и методами управления малым бизнесом на муниципальном уровне социально-культурной сферы.

Задачи курса:

- воспитание ответственности за принятие управленческих решений в области предпринимательства;

- формирование готовности к организации предпринимательства и инноваций в области социально-культурной деятельности и индустрии досуга (далее СКД и ИД);

- обеспечение профессиональной компетенции в области предпринимательской деятельности в СКД и ИД;

- знакомство с наиболее успешной предпринимательской деятельностью в социально-культурной сфере, установление деловых контактов с опытными организаторами предпринимательства в социальной сфере.

Обучающийся должен з нать:

- формы и методы технологии и управления предпринимательской деятельностью в СКД и ИД;

уметь:

- программировать формы и методы предпринимательской работы в СКД и ИД;

- воплощать инновационные идеи и проекты в шоу-бизнесе и другой предпринимательской деятельности в сфере СКД и ИД;

-осуществлять художественное руководство в предпринимательских проектах в области СКД и ИД;

владеть:

- технологиями менеджмента и маркетинга в управлении предпринимательством в СКД и ИД;

- правовыми и нормативными документами по предпринимательству в СКД и ИД;

- финансово-экономической деятельности в предпринимательской и инновационной деятельности.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

- умения применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач предпринимательской деятельности в СКД и ИД;

- знания методов научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования предпринимательской деятельности в СКД и ИД;

- эффективной реализации концепции государственной культурной политики в процессе организации предпринимательской деятельности в СКД и ИД;

- ведения финансово-экономической и хозяйственной предпринимательской деятельности учреждений и организаций культуры, искусства и индустрии досуга;

- организации творческо-производственной работы и художественного руководства в предпринимательской деятельности в СКД и ИД;

-разработки методических пособий, учебных планов и программ предпринимательской деятельности.

В профессиональном цикле дисциплин данный курс входит в вариативную часть дисциплин профилизации, его содержание определяет процесс освоения управленческих знаний, умений и навыков, необходимых в предпринимательской и инновационной деятельности учреждений культуры и искусства. Дисциплина формирует прикладной характер знаний, умений и навыков, полученных при изучении курсов «Основы менеджмента», «Технологии менеджмента СКД», «Социокультурное проектирование».

Структура данного учебного пособия отражает различные аспекты предпринимательской деятельности: ее сущность, теоретические концепции, конкретные примеры практической предпринимательской деятельности в культуре и искусстве, приведены конкретные образцы документов отражающих деятельность.

Оно ознакомит студентов, руководителей и специалистов организаций культуры и искусства с закономерностями и практической предпринимательской деятельностью.

Надеемся, что изучающим данные материалы будет интересна эта тема в силу своей актуальности, а также расширения знания и возможностей каждого из работников социально-культурной сферы. Это дает гарантию свободного творчества и, в конечном счете, дохода.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.