Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России 2 страница




В рамках таких взаимоотношений предприниматель обозначает для себя определенные проблемы в своей повседневной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?

Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Это проблема разрешается двумя возможными путями:

- подготовка таких кадров на собственной информационной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффективен по понятным причинам);

- привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах, для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных условий.

Другой проблемой выступает необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:

- вовлечение наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры;

- вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

Первая форма свойственная европейской системе организации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

Вторая форма характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки зрения общества.

Форма вовлечения наемного работника в интересы предпринимательской структуры во многом зависит от используемой предпринимателем системой оплаты труда. На сегодняшний день различают следующие виды [58]:

Сдельная, повременная, бестарифная на основе определения коэффициента трудового участия (остальные все виды – это разновидности).

Твердая гарантированная заработная плата.

Твердая гарантированна заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной или ежегодной) премией;

Сдельная заработная плата.

С использованием коэффициента эффективности.

Сдельно-премиальная заработная плата.

Тарифная заработная плата.

Почасовая заработная плата.

Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению работника лишь в производственный (но не коммерческий) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации главное – выполнить надлежащим образом свои обязанности, каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.

Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника на данном этапе развития общества можно стимулировать только одним - единственным средством – установлением приемлемого уровня оплаты его труда с учетом его мотивации. Одним из современных подходов мотивации труда можно назвать так называемую «систему грейдов» [58].

4. Функции и принципы развития предпринимательства.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может результативно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение – и даже предрасположенность – действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществлять переориентацию своей деятельности.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.

Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом:

- долговременные (или постоянные);

- кратковременные (или на определенный срок);

- случайные.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъекта предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Как правило, в материальной сфере целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя [42].

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, то есть от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий [22].

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке), складывается как бы из двух элементов:

- обычная прибыль делового человека;

- излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), то есть. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

Как видно из сказанного выше, развитие предпринимательства возможно лишь при наличии субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим в России). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует «предпринимательский бум».

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего возникающий рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, то есть его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Следует различать понятия «бизнес» и «предпринимательство». Бизнес - экономическая деятельность, дающая прибыль, формирующая капитал; любой вид деятельности, приносящий доход или личные выгоды. Понятия о предпринимательстве и бизнесе тождественны, но не равнозначны. Первое значительно шире второго, так как является социально-экономической категорией.

Предпринимательство всегда развивается в определенной исторической и социальной среде, включено в систему национальных ценностей и традиций. Крупные радикальные перемены в обществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способную объединить и возвысить нацию. В современной ситуации России нужна высокоэффективная экономика, способная дать людям высокое качество жизни.

5.Субъекты предпринимательской деятельности и факторы влияющие на развитие предпринимательства. Сущность предпринимательства раскрывается в его функциях: экономической и социальной [22].

Экономическая функция предпринимательства и бизнеса заключается в том, что она обеспечивает непрерывное развитие всей экономической системы, постоянно обновляет инновациями среду, ломает старые рутинные структуры, открывает дорогу широким преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.

Социальная функция предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийность рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей и коллективов. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

В последние годы в экономической науке сформировалось самостоятельное научное направление под названием «Теория успеха». В ее основе лежит сравнительный анализ различных общественных систем, добившихся за последний период рывка в социально-экономическом развитии. Согласно этой теории общество не достигнет успеха, если не создан слой предприимчивых, деловых и энергичных людей, способных воплотить в жизнь национальную идею, реализовать шанс на успех в своей практической деятельности. Успех невозможен без интеграции усилий правительства и предпринимателей как естественных долговременных союзников в реализации общенациональной идеи и достижении поставленных целей.

Предпринимательство и бизнес развиваются и успешно функционируют, если реализуется ряд условий:

- во-первых, предпринимательство обладает свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью при принятии решений;

- во-вторых, предпринимательство и бизнес предполагают ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск;

- в-третьих, предпринимательская деятельность и бизнес ориентированы на достижение коммерческого успеха, на получение прибыли.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или иных технологий – это тоже инновационные моменты.

При этом важно учитывать факторы, влияющие на развитие инновационных процессов (Таблица 1. 1)

Исправления в таблице просьба сделать самим редакторам


Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов Таблица 1.1.

Группа факторов Факторы, препятствующие деятельности Факторы, способствующие деятельности
     
Экономические, технологические - недостаток финансовых средств для инновационных проектов; - слабая материально-техническая и научная база, устаревшие технологии; - доминирование интересов текущего производства - наличие резерва финансов, материально-технических средств, прогрессивных технологий; - наличие необходимой инфраструктуры; - мотивация инновационной деятельности
Политические, правовые Ограниченность со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства -законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность; -государственная поддержка инноваций
Организационно-управленческие -устоявшаяся организационная структура; -излишняя централизация, -авторитарный стиль управления; -преобладание вертикальных потоков информации; -ведомственная замкнутость; -сложности межотраслевых и межорганизационных взаимодействий; -жесткое планирование; -ориентация на сложившиеся рынки; -сложность согласования интересов участников инновационных проектов. -гибкость организационных структур; -демократический стиль управления; -преобладание горизонтальных потоков информации; -самопланирование; -реальность корректировок; -децентрализация; -автономия; -формирование целевых творческих групп
Социально-психологические и культурные -сопротивление переменам в организации; - изменение статуса; -необходимость поиска новой работы; -нарушение стереотипов поведения; -нарушение сложившихся традиций и т.п. -боязнь наказаний за неудачи т.п. -моральное поощрение; -общественное признание; -обеспечение возможностей самореализации; -освобождение творческого труда; -благоприятный морально-психологический климат

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступить в качестве помощника или противника. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис.1.2).

 

 

 


Рис. 1.2. Субъекты предпринимательской деятельности

 

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель является активным субъектом, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе сторон этих взаимоотношений необходимо учитывать интересы потребителя как индикатора предпринимательского процесса, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, ожидания, оценки потребителя. У предпринимателя в условиях рыночной системы нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?) К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать потребителя, создать круг собственных потребителей».

Рис 1.3. Составляющие концептуальной идеи организации

 

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

- новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

- качество;

- цена, доступность товара;

- степень универсальности товара;

- внешний вид и упаковка;

- позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомится с такими отличиями;

- возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

- соответствие общепринятым или государственным стандартам;

- престижность и привлекательность рекламы товара и т.д. [22].

 

Основными деловыми качествами предпринимателя являются:

- способность анализировать структурные факторы развития компаний, быстро разрушать старые и создавать новые улучшенные структуры (вплоть до купли –продажи компаний);

- умение в процессе управления компанией добиться максимальной выгоды потребителя и своей собственной;

- способность правильно оценить структуру рыночных потребителей выполнять те условия, которые могут быть удовлетворены быстрее и лучше (на базе маркетинговых исследований);

- способность осуществлять руководство, т.е. формулировать цели и организовывать людей на их достижение, создавая для этого необходимые стимулы;

- честность и соблюдение законов.[22]

Основные принципы, которыми должны руководствоваться предприниматели и бизнесмены в своей деятельности, следующие:

- правильный выбор стратегии предпринимательской деятельности. Предприниматель на базе маркетинговых исследований должен четко представить, какой товар или услугу он предложит на рынок. Очень большая ошибка – сначала произвести товар, а потом думать – как и где его продать. Предприниматель сначала решит, что можно продать из того, что он может изготовить, а затем приступит к производству. Маркетинговые исследования рынка, который собирается освоить предприниматель, включают: постоянный, систематический, всесторонний, тщательный учет состояния и динамики потребностей, спроса и потребления, а также особенности рынка, условий производственной и сбытовой деятельности и др.;

- создание условий для быстрого приспособления к требованиям рынка к производству, ассортименту и качеству продукции, всей системы управления производственно-сбытовой деятельности фирмы;

- предприниматель должен активно воздействовать на спрос, рынок и потребителя с помощью рекламы, ценовой политики, действенной системы контроля за сферой товародвижения;

- предприниматель не должен бояться конкуренции; если на рынке уже есть похожие товары или услуги, то он должен в совершенстве владеть своим набором инструментов против конкурентов: качество, цена, реклама;

- предприниматель должен иметь бизнес-план. При этом он выполняет бизнес-анализ внешней среды; анализирует финансовое состояние фирмы; работает с кадрами; определяет цель деятельности фирмы; производит бизнес-планирование;

- предприниматель не боится брать кредиты. Он должен знать четко, что он либо зарабатывает деньги и возвращает кредит, либо – нет. Высокая ставка – плата за банковский риск;

- предприниматель должен диверсифицировать свое производство. Стратегия поведения предпринимателя направлена на расширение числа сфер деятельности фирмы на рынках новых товаров или услуг, создание которых не связано с основным производством. Не держите все яйца в одной корзине. Пошло одно дело – сразу цепляйте к нему другое. Одно прогорит – другое выиграет;

- предприниматель должен уметь механизировать и автоматизировать свой труд. Высокая информированность в сочетании с интуицией и производственной гибкостью способны покорить любой рынок. У предпринимателя информация становится товаром [41].

Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

После анализа различных понятий и определений предпринимательской деятельности мы считаем, что наиболее качественным является следующее определение предпринимательства. Предпринимательство – вид рисковой человеческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны – инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, достижение лучшего хозяйственного результата, с другой стороны – эта деятельность служит удовлетворению потребностей человека в решении экономических и социальных проблем общества.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования различных подходов к определению предпринимательства, на наш взгляд, можно дать следующее обобщение сути понятия о предпринимателе и предпринимательстве. Предприниматель – это самоорганизованный человек, обладающий интуицией и энергией созидания, способностью быть новатором; патриот и меценат, приверженный принципам социальной ответственности, а предпринимательство – это особая самоорганизующаяся форма экономической активности, позволяющая эффективно соединять факторы производства, обеспечивать развитие экономики с использованием достижений научно-технического прогресса, направленная на решение экономических и социальных задач общества, опирающаяся, прежде всего, на конкурентные преимущества.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные законодательные акты о предпринимателях и предпринимательстве в РФ.

2. Дайте определение предпринимательской деятельности.

3. Каковы цели предпринимательской деятельности?

4. Перечислите субъекты предпринимательства в РФ.

5. Назовите основные черты предпринимательской деятельности.

6. Перечислите «три волны» развития науки о предпринимательстве.

7. Какова роль инновационной деятельности в развитии предпринимательства.

8. Перечислите основные принципы предпринимательства.

9. Укажите основные факторы, влияющие на развитие предпринимательской и инновационной деятельности.

 

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

 

Среди многих проблем социально-культурной деятельности и современного народного художественного творчества проблемы с позиции предпринимательства одни из самых не изученных и сложных. В настоящее время это направление становится весьма актуальным. Это обусловлено как дальнейшим развитием страны, так и социальными проблемами, решаемыми государством в настоящее время, такими как удовлетворение растущих потребностей личности в самореализации, занятость части населения, особенно в районных и сельских поселениях, экономическими проблемами малых городов и сельских поселений, сложностями в расширении предпринимательской деятельности малого бизнеса в регионах.

Немаловажное значение придается определению места и роли предпринимательской деятельности в СКД как фактора социально-экономического развития территории, особенно на селе

Для оптимизации предпринимательства в области СКД предлагаются разработки конкретных бизнес-проектов по производству и практическому использованию услуг, продуктов, изделий.

 

В данном пособии мы будем рассматривать предпринимательство только с позиции получения экономического результата в СКД. Художественно-эстетические, педагогические, культурологические и иные социальные функции, которые должны осуществляться всеми учреждениями СКД, в данной работе рассматриваются только в контексте предпринимательства.

Предпринимательство в СКД рассматривается с точки зрения ее роли в экономике территории, в частности как сфера занятости населения. По имеющимся данным современный опыт показывает, что различные виды культурно-досуговой деятельности во всем мире занимают значительное место в экономике домохозяйств, частного предпринимательства, творческой самореализации личности, а иногда просто в ситуации выживания. Известна судьба мастеров-иконописцев из Палеха, оставшихся без спроса на свою продукцию (икон) в 20–30-е годы ХХ века. По рекомендации М. Горького они стали изготавливать лаковые миниатюры на сказочные и бытовые сюжеты. Именно эти изделия не только позволили Палеху выжить, но и принесли ему славу мирового центра лаковой миниатюры [49].

Выше мы уже отмечали, что экономическая функция предпринимательства -это необъемлемая часть экономической жизни общества и в значительной степени обеспечивает непрерывное развитие всей экономической системы, за счет постоянного обновления среды инновациями. Оно также может ломать старые, рутинные структуры, и тем самым открыть дорогу преобразованиям. В итоге экономическая функция предпринимательств в СКД способствует повышению эффективности производства, росту качества продукции и услуг, внедрению инновационных достижений.

Современное общество уделяет внимание социальной функции предпринимательства, так как она напрямую смягчает кризисное состояние рынка, участвуя в решении вопросов социального обеспечения людей и коллективов. Эта функция создает условия роста культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

Так как предпринимательство неразрывно связано с инновационным моментом оно отражает процесс предпринимательских действий (рис. 2.1.)

 

 

 


Рис. 2.1. Общая схема предпринимательских действий

В качестве критериев отбора накопленных инновационных предпринимательских идей в социально-культурной сфере можно привести следующие:

-эффективность идеи;

-перспектива завоевания рынка;

-время, необходимое для реализации идеи;

-размер затрат, необходимых для реализации идеи;

-доступность и цена ресурсов;

-наличие необходимых кадров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.