Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России 1 страница




 

1.Эволюция взглядов, определение понятий и цели предпринимательской деятельности В России определение категории «предпринимательство» было дано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. Под предпринимательской деятельностью понималась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Уточнения и дополнения понятие «предпринимательство» получило с введением в действие ГК РФ [1 с.1], где определены основные черты и особенности предпринимательства:

- это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

- это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

- это деятельность рискованная;

- это не разовая сделка, это процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем;

- это деятельность, осуществляемая физическими лицами,

зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами в установленном гражданским законодательством порядке.

Предметом предпринимательской деятельности должны быть только разрешенные законом или лицензией сферы.

Целью предпринимательства является организация производства товаров и реализация их другим субъектам рынка, выполнение работ и оказание разнообразных услуг потребителям.

Цели создания предпринимательской единицы:

- практическое применение разнообразного потенциала организации

(имущественного, производственного, коммерческого, финансового, трудового, интеллектуального,) для создания, переработки, перепродажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, востребованных на рынке;

- легализация фактически осуществляемой предпринимательской деятельности;

- создание предпринимательской организации, которая впоследствии могла бы выступать в качестве учредителя других предпринимательских фирм;

- создание предпринимательской организации на перспективу (см. рис. 1.1.)

 

Я бы оставила этот текст, т.к. он носит пояснительный характер или дала пересказом, иначе повисает выделенное название.

 

 
 

 


П.3. Текст не вмещается, но надо дополнить: в качестве учредителя других фирм.

 

Рис. 1.1.Система целей предпринимательской деятельности

 

По мнению А. В. Бусыгина, ни за рубежом, ни у нас пока не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской деятельности – так условно можно охарактеризовать процесс научного осмысления практики предпринимательства [22].

«Первая волна», которая возникла еще в XVIII веке, была связана с концентрацией внимания на предпринимательских рисках. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Теоретические изыскания «Третьей волны» направлены на особые личностные качества предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) на роли предпринимательства как регулирующего и уравновешивающего начала в экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательства можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента научного анализа на управленческий аспект действий предпринимателя, следовательно, – с переходом на междисциплинарный уровень понимания проблем предпринимательства.

В силу сказанного выше А. В. Бусыгин дает определение предпринимательства. По его мнению - п редпринимательство особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [22].

Это есть особая экономическая активность, которая представляет собой одну из форм участия индивида в общественном производстве и способа получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.

Известно, что формами участия индивида в общественном производстве являются одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, в соответствии с которой он выступает в качестве:

- собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду и т.д.);

- наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);

- индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий личный автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.);

- государственного или муниципального служащего;

- менеджера (управляющий чужим предприятием);

- пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

- учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

- безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

- занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

- вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России, по мнению многих авторов, происходит бурное развитие предпринимательства. А. Бусыгин [22] утверждает, что предпринимательство имеет следующие признаки:

- получение прибыли как основной мотив этой деятельности;

- свобода и автономность в принятии решений предпринимателем;

- самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.

Он считает, что предприниматель как лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, входит в особый слой общества – бизнес-слой. Формирование этого слоя происходит вместе с развитием предпринимательства.

Бизнес-слой – общее понятие, объединяющее тех, в той или иной степени занят в каком-либо деле (бизнесе), начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающимися «делать деньги». Этот слой включает в себя всю совокупность субъектов производительной коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

Утверждая что, этот слой далеко не однороден по составу,

А. Бусыгин выделяет в нем несколько основных бизнес - групп:

- предприниматели – частные собственники, преимущественно менеджеры предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;

- самозанятые – лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

- бизнесмены-менеджеры – наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

- полупредприниматели – наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с тем или иным видом предпринимательства;

- менеджеры-совладельцы – хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

- «классические» менеджеры – хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

Как видим, автор данной работы имеет в виду только представителей материальной и коммерческой сферы. В силу этого он рассматривает этот вид человеческой деятельности только с позиции ориентации на прибыль. В приведенном перечне основных признаков предпринимательства и предпринимателя не выделен ряд важнейших характеристик:

- риск;

- новаторство, установка на развитие дела, то есть с позиции менеджмента качества - «непрерывное улучшение»,

- самореализация личности, Со-Творчество, дар жизни человеку с заложенным в него потенциалом,[24].

- духовное развитие, как главная цель жизни человека,

- социальная ответственность личности.

Нам представляется важным обстоятельство, выдвинутое А. Бусыгиным, которое объясняет небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%). Оно состоит в том, что для многих представителей бизнес-слоя в условиях России сохранение должности (рабочего места) все еще играет защитно-вспомогательную роль – одним она служит социальным прикрытием, другим – способом накопления трудового стажа, третьим – страховкой на случай банкротства; четвертым – источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

*Современный бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес - групп. Он делится на три ступени:

- предприниматели, бизнесмены – менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей значительно превышают средний уровень доходов основных бизнесменов а «работников вне бизнеса» - от 5 в 500 раз.

- полупредприниматели и менеджеры – совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков «работников вне бизнеса».

- «классические менеджеры», их заработок всего на 40 % выше заработка работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования квалификации и ответственности труда тех и других.

Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов сравнимых с простейшим предпринимательским бизнесом.

Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России – предпринимателей.

По данным [22] если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:

- крупные предприниматели: 40 % - из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45 лет.

- мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет, 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет.

В мире бизнеса, предпринимательств всегда было преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 40%.

Самой же характерной чертой, отличающей российских предпринимателей, является их уровень образования. В 90-е годы доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышала 80 %, среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38 %, имеющих второе высшее – 6,5 %. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире [23].

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя является инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На наш взгляд, это неполная характеристика, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно во- первых, только при наличии высоко образованных и профессиональных людей: только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать соответствующие выводы (в связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое образование). Во-вторых – при условии следования нравственным принципам, осознания социальной ответственности личности за свои деяния.

Развитие предпринимательства в России происходит все еще в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, бюрократия чиновников, атмосфера безнравственности значительной части общества. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и вполне реально через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

Новая экономическая доктрина развития России предполагает глубокое переосмысление многих экономических категорий, которые ранее не употреблялись из-за идеологических клише. Одной из таких категорий, ранее слабо исследованной экономистами, является предпринимательство. На протяжении долгих десятилетий даже само понятие «предприниматель» было, по сути, удалено из нашего лексикона, а если упоминалось, то как ругательство. «Человек, склонный к аферам, ловкий организатор выгодных предприятий» - безапелляционно определяет «Толковый словарь русского языка» (1961год), и тут же торопливо добавляет: «Ловкий организатор выгодного дела». В другом «Словаре русского языка» находим определение С.И. Ожегова: «Предприниматель – капиталист, владеющий предприятием. Предприимчивый человек, делец». Для «Советского энциклопедического словаря», изданного в 1980 году, такого понятия вообще не существует. И только в старом, добротном четырёхтомном «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля можно прикоснуться к истине. «Предпринимать – значить затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного». Сам же предпринимающий человек, «… склонный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный отважный на дела этого рода» [45].

В современной российской экономической и правовой литературе наблюдается поверхностное и запутанное понимание сущности предпринимателя и предпринимательства, в том числе и в Законе 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В соответствии с этим законом предпринимателем можно назвать любое лицо (физическое или юридическое), которое осуществляет инициативную, самостоятельную деятельность на свой риск и под имущественную ответственность[10]

Данный Закон утратил свою силу с принятием Гражданского кодекса РФ. Но и в нем не отражена экономическая и уж тем более, социальная сущность предпринимательства. В Гражданском кодексе РФ предпринимательство отождествляется с бизнесом вообще. В Кодексе «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке» [1, с. ]. А «предприятием как объектом прав» признается «имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». Более того, «предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью».[ Там же ]

Отметим также статью 50 главы 4 Гражданского кодекса РФ, четко разграничивающую коммерческие и некоммерческие организации. На наш взгляд, данные формулировки полностью соответствуют постулатам классической экономической теории в части разделения материально-предметного и идеально-творческого, социального начал человеческой деятельности, что отражает жесткий тип связи субъектов хозяйственной деятельности между собой в рамках замкнутой системы «предприятие – среда предпринимательской деятельности», неотъемлемым и одним из ключевых элементов которой является правовое поле.

В качестве позитивного момента подчеркнём хотя бы то, что предпринимательская деятельность понимается как самостоятельная деятельность в условиях риска и неопределенности, а не подменяется распространенным понятием «хозяйственной деятельности» вообще.

Формирующаяся синергетическая экономическая теория и теория предпринимательства позволяют сделать некоторые предположения относительно грядущих изменений в социально-экономической сфере.

Во-первых, это признание исследователями, политиками и практиками единства предметно-материального, социального и идеально-творческого начал предпринимательской деятельности.

Во-вторых, изменение характера взаимоотношений государства, определяющего «правила игры», и рядовых «игроков» - участников социально-экономических отношений, то есть характера связей элементов системы «предприятие – среда его деятельности» в направлении большей гибкости (в особенности для инновационных фирм в сфере социокультурных и информационно-коммуникационных технологий).

В-третьих, неизбежное стирание юридических различий между коммерческими и некоммерческими организациями. Это обусловлено тем, что организационно-правовой статус предприятия не может быть источником каких-либо преференций, льгот или санкций. Можно посчитать необходимым значительное облегчение процедур регистрации и изменения организационно-правовых форм предприятий, что требуется для повышения их мобильности. В пользу этих выводов, свидетельствует, с одной стороны, все большее распространение среди коммерческих организаций социально-ориентированного маркетинга как стратегической концепции их долгосрочной конкурентоспособности, а с другой - использование предпринимательских методов работы некоммерческими организациями.

До сих пор в налоговом законодательстве в отношении социокультурной сферы нет единого понимания предпринимательской деятельности. Присутствует явное противоречие между предпринимательской и уставной деятельностью организаций социально-культурной сферы. По уставу основной целью учреждения культуры никак не может являться получение прибыли, а финансовое управление и казначейство в расходной части предлагают зачислять все внебюджетные деньги как полученные от предпринимательской деятельности и декларируют использование их на основную деятельность, что противоречит самому определению предпринимательства. Где вы видели предпринимателя, которого государство заставляет собственную прибыль пускать не на развитие, а на затыкание дыр самого хозяйства, потому что государство не в силах полностью профинансировать собственные учреждения?

(хозяин –государство, передавшее ресурсы в оперативное управление коллективу)

2.Государство как субъект предпринимательства. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

- тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

- посторонним наблюдателем,когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

- ускорителем предпринимательского процесса,когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «теневой взрыв» предпринимательской активности и приводит к к плохо управляемому «буму» предпринимательства). К сожалению, такой подход, несмотря на постоянное декларирование со стороны государства не дает желаемых результатов.

 

Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?

Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, то есть функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

а) общеэкономической теории;

б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

в) количественных методов в предпринимательстве, то есть умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой и осуществляемой сделке или операции.

Во-вторых, государство поддерживает финансами только что вступивших в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью правительство разрабатывает специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Также предоставляются особые льготы для предпринимательских проектов.

В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры,то есть всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие),

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие, организация, учреждение) [16].

Собственность такого рода предприятий возникает в результате обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

в) частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности) [28].

Конечно, каждый из этих видов предпринимательства – государственное и частное имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае такая деятельность предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

3.Инновационная деятельность и развитие предпринимательства. Предпринимательство как форма инновационной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает [44]:

1) осуществление непосредственных производительных функций, то есть производство товара (продукта или оказание услуги) например, машиностроительным предприятием, туристической компаней, инжиниринговой компанией или конструкторским бюро);

2) осуществление посреднических функций, то есть оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить [41]:

- традиционалистический характер (традиционалистические предпринимательство);

- инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров, может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Вместе с тем практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Проводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку все еще общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера, так как общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, то есть посредничеству. Почему? Прежде всего, потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т.д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной.

Главное заключается в другом – посредническая деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

- к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

- к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

- к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказывает или приобретает только ту продукцию, потребительский интерес к которой он уже выявил; невостребованную продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, посредник приобретать не будет),

- способствует занятости населения страны.

Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны присутствовать или производитель и потребитель, или же их представители.

Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками [44].

Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношении между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

Предпринимательская деятельность в посредничестве осуществляется всегда в какой-то конкретной форме. Самой распространенной формой посредничества является агентирование, то есть такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребителем.

Агент – лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент, называется принципалом. Принципалом может быть как собственник товара, поручающий агенту продать, его так и потребитель товара, поручающий агенту купить этот требуемый товар.

Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже не двух, а трех субъектов.

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.