Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект. Особенности обучения и воспитания школьников




Основные понятия

Разного возраста

Особенности обучения и воспитания школьников

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

ПО ТЕМЕ «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

Требования к компетентности:

· знать определение возраста в педагогике и иметь представление о различных подходах к возрастной периодизации;

· знать и уметь обосновать современную отечественную периодизацию возрастного развития, уметь ее использовать для анализа педагогических ситуаций;

· знать типологические особенности детей школьного возраста и уметь обосновать основные направления их обучения и воспитания;

· иметь представление о связи возрастных и индивидуальных особенностей в развитии и воспитании личности, уметь их определять и учитывать при решении педагогических задач;

· уметь определять ситуацию социального развития личности; уметь выявлять и учитывать возможности природной, социальной и других сред в создании благоприятных условий для личностного развития.

Основная литература

1. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – С.46–49.

2. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. –Кн. 1. – С. 99–126.

3. Пуйман, С.А. Педагогика: Основные положения курса / С.А.Пуйман. –Минск: ТетраСистемс, 2001. – С. 48–67.

4. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. – Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. – С. 111–130.

Дополнительная литература

1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – С. 10–129.

2. Смирнов,В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С.104–115.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.

Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности.

       
   
 
 

 

     
       
     
         

 
 

 


По Д.Б. Эльконину, в процессе развития ребенок усваивает два мира:

- мир людей (развитие потребностно-мотивационной сферы личности в процессе воспитания);

- мир вещей (развитие операционально-технической сферы личности в процессе обучения).

Соответственно при организации педагогического процесса следует учитывать две группы ведущих деятельностей.

 
 


1 группа – усвоение смыслов человеческой деятельности, мотивов и норм отношений между людьми (общение)   2 группа – развитие операционно-технических возможностей, приобретение ЗУН, способностей (делание)
Непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве (0-1) Новообразования: потребность в общении, эмоциональные отношения    
Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве (1-3) Новообразования: наглядно-действенное мышление и речь
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве (3-7) Новообразования: потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности  
Учебная деятельность в младшем школьном детстве (7-11) Новообразования: произвольность психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия
Интимно-личностное общение в разных видах общественно значимой деятельности в среднем школьном (подростковом) возрасте (11-15) Новообразования: чувство взрослости    
  Учебно-профессиональная деятельность в старшем школьном возрасте (15-17) Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы

 

 

 


Воз-раст Психолого-педагогические доминанты развития Ведущая идея в организации педагогиче- ского процесса Основные направления педагогической деятельности
Д О Ш К О Л Ь Н Ы Й (3-7) - развитие речи и мыш-ления;   - развитие внимания (от непроизвольного к произ-вольному), памяти (от образной к словесно-смысловой);   - развитие эмоционально-волевой сферы (создание условий для эмоцио-нальной устойчивости ребенка);   - формирование адекват-ной самооценки;   - формирование первона-чальных нравственных представлений (о добре/зле, красивом /некрасивом, хорошем /плохом) на основе после-довательности поступков. Подготовка ребенка к школьному обучению физически (возмож-ность переносить учебные нагрузки), психологически (соответствующий уровень развития ин-дивидуально-психоло-гических качеств), педагогически (овла-дение первона-чальными навыками социального поведе-ния и учебной деятельности). - организация игровой деятельности; - помощь семье в организации полно-ценного общения; - формирование ра-зумных (необходи-мых) материальных потребностей; - формирование гу-манных отношений в детском коллективе.
М Л А Д Ш И Й Ш К О Л Ь Н Ы Й (7-11) Изменение социального статуса (превращение в школьника): - усвоение нового режи-ма жизни; - усвоение специфики взаимоотношений с учителем, одноклас-сниками; - изменение отношений ребенка с семьей; - затруднения в отноше-нии к учебной деятельности, к выпол-нению домашних заданий. Формирование пер-воначальных детских убеждений, постро-енных на главных постулатах общечело-веческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности. - формирование пер-вичных представ-лений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения; - развитие обществен-ных отношений и предупреждение авто-ритарности учителя; - формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться.
П О Д Р О С Т К О В Ы Й (11- 15) - потребность во «взрослом» обращении; - превращение общения в самостоятельный вид дея-тельности;   - потребность само-утвердиться, занять достойное место в коллективе;   - возникновение потреб-ности в активной позна-вательной деятельности;   - потребность в половой идентификации.   Создание ситуации успеха в наиболее значимых видах дея-тельности, дающих возможность пози-тивного самоутвер-ждения личности; формирование ценно-стных установок; предупреждение от-клонений в поведении и нравственном раз-витии. - формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться; - организация педаго-гического влияния на индивидуально-груп-повое и коллективное мнение подростков; - предупреждение невротических рас-стройств и патоло-гических влечений (к курению, алкоголю, токсическим сред-ствам).  
С Т А Р Ш И Й Ш К О Л Ь Н Ы Й (15-17) - формирование опреде-ленного типа внешности (соматотипа); - формирование престав-лений о собственной уникальности; - эмансипация от роди-телей, возникновение новой системы отношений с ними; - стремление к автоно-мизации по отношению к культуре взрослых; - возникновение потреб-ности в любви; - поиски смысла жизни. Помощь в само-определении на бу-дущее; создание условий для моби-лизации потенци-альных возможностей личности в соответ-ствии с ее реальными притязаниями. - ориентация на само-воспитание; - помощь в развитии взаимоотношений со сверстниками; - формирование науч-ного мировоззрения; - помощь в профес-сиональном самооп-ределении; - формирование осо-знанной гражданской позиции.[1]


Задания для самостоятельной работы

1. Закончите предложения:

А. Уровень физического, психического и социального развития человека соотносится с его…………………………………………………………………...

Б. Классификация возрастных периодов человеческой жизни называется.......

В. Возрастная периодизация основывается на выделении ……………………..

Г. Учет возрастных особенностей школьников необходим учителю для …….

Слова и словосочетания для справок: возрастные особенности, возрастная периодизация, управление развитием, возраст.

2. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

· Как возрастные особенности развития личности связаны с ее воспитанием?

· На каких основаниях строится современная отечественная периодизация возрастного развития личности?

· Каковы особенности обучения и воспитания детей в младшем школьном (подростковом, старшем школьном) возрасте?

· Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития личности?

 

3. Как вы считаете, отличаются ли проблемы детей, подростков, юношества сегодня и 5, 10 лет назад? Если да, то с чем вы это связываете?

Контрольные задания

 

1. Выполните тест:

Выберите один или несколько вариантов ответа на вопрос и аргументируйте свой выбор:

· Почему при обучении школьников 1-2 классов на уроках часто используется игра?

А. Это ведущая деятельность детей в этом возрасте.

Б. Игра позволяет сделать процесс обучения не скучным.

В. Дети уже освоили этот вид деятельности, и им легче в игре овладевать новыми правилами и требованиями школьной жизни.

Г. Игра раскрепощает детей, позволяет им свободно выразить себя.

Д. В игре проще привлечь внимание каждого ребенка в группе.

 

· Почему в 5-6 классах успеваемость и дисциплинированность школьников снижаются?

А. Детям надоело учиться.

Б. Классные руководители уделяют меньше внимания воспитанию учеников, чем учителя начальных классов.

В. Ученики внутренне не подготовлены к изменению условий учения, новым требованиям.

Г. Начальная школа не создает условий для развития учащихся, необходимого и достаточного для обучения в базовой школе.

Д. Все дело в смене ведущей деятельности в этот возрастной период.

 

· Следует ли при комплектовании 10 классов учитывать реальную готовность школьников к продолжению образования по избранному профилю?

А. Не следует, так как все выпускники базовой школы одинаково хорошо готовы к продолжению образования.

Б. Комплектование 10 классов учениками одинакового уровня подготовки и направленности интересов дает возможность существенно повысить качество образования.

В. Это противоречит принципам социальной справедливости.

Г. Учет реальной готовности школьников к продолжению образования по избранному профилю при комплектовании 10 классов будет способствовать профессиональному самоопределению школьников.

Д. Это приведет к появлению «сильных» и «слабых» классов, обучение в которых негативно отразится на самооценке учащихся.

 

2. Решите педагогическую задачу:

Если бы вам пришлось выбирать, с детьми какового возраста осуществлять педагогическую деятельность, каким бы оказался ваш выбор и почему? Какие приоритетные задачи в обучении и воспитании школьников данного возраста вы бы поставили перед собой и почему?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.