КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опорный конспект. Особенности обучения и воспитания школьников
Основные понятия Разного возраста Особенности обучения и воспитания школьников УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1 ПО ТЕМЕ «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКЕ» Требования к компетентности: · знать определение возраста в педагогике и иметь представление о различных подходах к возрастной периодизации; · знать и уметь обосновать современную отечественную периодизацию возрастного развития, уметь ее использовать для анализа педагогических ситуаций; · знать типологические особенности детей школьного возраста и уметь обосновать основные направления их обучения и воспитания; · иметь представление о связи возрастных и индивидуальных особенностей в развитии и воспитании личности, уметь их определять и учитывать при решении педагогических задач; · уметь определять ситуацию социального развития личности; уметь выявлять и учитывать возможности природной, социальной и других сред в создании благоприятных условий для личностного развития. Основная литература 1. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – С.46–49. 2. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. –Кн. 1. – С. 99–126. 3. Пуйман, С.А. Педагогика: Основные положения курса / С.А.Пуйман. –Минск: ТетраСистемс, 2001. – С. 48–67. 4. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. – Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. – С. 111–130. Дополнительная литература 1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – С. 10–129. 2. Смирнов,В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С.104–115. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями. Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности.
По Д.Б. Эльконину, в процессе развития ребенок усваивает два мира: - мир людей (развитие потребностно-мотивационной сферы личности в процессе воспитания); - мир вещей (развитие операционально-технической сферы личности в процессе обучения). Соответственно при организации педагогического процесса следует учитывать две группы ведущих деятельностей.
Задания для самостоятельной работы 1. Закончите предложения: А. Уровень физического, психического и социального развития человека соотносится с его…………………………………………………………………... Б. Классификация возрастных периодов человеческой жизни называется....... В. Возрастная периодизация основывается на выделении …………………….. Г. Учет возрастных особенностей школьников необходим учителю для ……. Слова и словосочетания для справок: возрастные особенности, возрастная периодизация, управление развитием, возраст. 2. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: · Как возрастные особенности развития личности связаны с ее воспитанием? · На каких основаниях строится современная отечественная периодизация возрастного развития личности? · Каковы особенности обучения и воспитания детей в младшем школьном (подростковом, старшем школьном) возрасте? · Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития личности?
3. Как вы считаете, отличаются ли проблемы детей, подростков, юношества сегодня и 5, 10 лет назад? Если да, то с чем вы это связываете? Контрольные задания
1. Выполните тест: Выберите один или несколько вариантов ответа на вопрос и аргументируйте свой выбор: · Почему при обучении школьников 1-2 классов на уроках часто используется игра? А. Это ведущая деятельность детей в этом возрасте. Б. Игра позволяет сделать процесс обучения не скучным. В. Дети уже освоили этот вид деятельности, и им легче в игре овладевать новыми правилами и требованиями школьной жизни. Г. Игра раскрепощает детей, позволяет им свободно выразить себя. Д. В игре проще привлечь внимание каждого ребенка в группе.
· Почему в 5-6 классах успеваемость и дисциплинированность школьников снижаются? А. Детям надоело учиться. Б. Классные руководители уделяют меньше внимания воспитанию учеников, чем учителя начальных классов. В. Ученики внутренне не подготовлены к изменению условий учения, новым требованиям. Г. Начальная школа не создает условий для развития учащихся, необходимого и достаточного для обучения в базовой школе. Д. Все дело в смене ведущей деятельности в этот возрастной период.
· Следует ли при комплектовании 10 классов учитывать реальную готовность школьников к продолжению образования по избранному профилю? А. Не следует, так как все выпускники базовой школы одинаково хорошо готовы к продолжению образования. Б. Комплектование 10 классов учениками одинакового уровня подготовки и направленности интересов дает возможность существенно повысить качество образования. В. Это противоречит принципам социальной справедливости. Г. Учет реальной готовности школьников к продолжению образования по избранному профилю при комплектовании 10 классов будет способствовать профессиональному самоопределению школьников. Д. Это приведет к появлению «сильных» и «слабых» классов, обучение в которых негативно отразится на самооценке учащихся.
2. Решите педагогическую задачу: Если бы вам пришлось выбирать, с детьми какового возраста осуществлять педагогическую деятельность, каким бы оказался ваш выбор и почему? Какие приоритетные задачи в обучении и воспитании школьников данного возраста вы бы поставили перед собой и почему?
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |