Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект. Актуализация (повторение) прежних знаний и способов деятельности




 

 


актуализация (повторение) прежних знаний и способов деятельности
 

формирование новых знаний и способов деятельности
     
  формирование умений и навыков, творческое применение знаний на практике  
         

 

       
   

 


Т р е б о в а н и я к современному уроку:

1) урок предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитательной функций;

2) урок должен иметь строгую структуру, в которую входят: организационное начало, постановка целей и задач урока, объяснение, закрепление или повторение, домашнее задание и подведение итогов урока;

3) урок должен соответствовать принципам обучения: быть воспитывающим, научным, доступным, способствовать систематическому, прочному и осознанному усвоению учебного материала;

4) содержание урока и его тема должны соответствовать учебной программе;

5) при подготовке и проведении урока учитываются современные психолого-педагогические и методические подходы к обучению и воспитанию;

В теории и практике обучения сложилась определенная
структура урока. Под с т р у к т у р о й урока понимается соотношение и последовательность осуществления частей, моментов, этапов урока, направленных на реализацию задач урока. Выделяют следующие структурные элементы урока: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, постановка целей и задач урока, объяснение нового учебного материала, закрепление или повторение изученного, подведение итогов урока, учебное домашнее задание.

О р г а н и з а ц и я н а ч а л а у р о к а занимает обычно от одной до нескольких минут. Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, готовность оборудования, классного помещения, выявляет отсутствующих, сообщает план урока. Здесь важно все: как учитель входит в класс, его уверенность в себе, тон и стиль общения, умелое предъявление требований, уважение к ученикам. Тот, кто правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока, обеспечивает успех всего урока.

П р о в е р к а у с в о е н и я и з у ч е н н о г о м а т е р и а л а – традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит в проверке, контроле, подготовке учащихся к изучению нового учебного материала. Учитель сосредотачивает внимание на основных идеях и правилах, выясняет причины затруднений, типичные ошибки. Познавательная активность и интерес к уроку существенно зависит именно от этой части урока.

П о с т а н о в к а ц е л е й и з а д а ч у р о к а. Уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, системность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным целям. Хорошо способствует активизации мышления и внимания, интереса прием сочетания общей цели с конкретными задачами. Постановка целей и задач урока занимает обычно мало времени, но задает четкую направленность всей учебной деятельности и имеет большое воспитательное значение.

О б ъ я с н е н и е н о в о г о у ч е б н о г о м а т е р и а л а. Строгое научное изложение содержания учебного материала – важнейшая часть урока. Доступная логика научных доказательств, убедительная форма изложения, ясность мысли учителя, сосредоточенность его внимания на детях обеспечивают успешность усвоения школьниками нового материала. Объяснение может быть частью урока, а может занимать весь урок.

З а к р е п л е н и е и з у ч е н н о г о. Закрепление осуществляется через систему упражнений, различного рода примеров и задач, самостоятельных работ, заданий практического характера после объяснения учителем нового учебного материала. В процессе закрепления внимание сосредотачивается на главных, ключевых моментах изученного материала, на установлении связи теории с практикой, на формировании определенных учебных умений и навыков. Здесь идет установление обратных связей, учитель получает информацию о том, насколько хорошо учащиеся усвоили материал, а значит, насколько результативна деятельность самого учителя.

П о в т о р е н и е, с и с т е м а т и з а ц и я, о б о б щ е н и е учебного материала. Сложность заключается в выделении основных идей и подборе соответствующих упражнений и заданий. Хороший результат дает использование творческих заданий, проблемных ситуаций. При повторении следует избегать повторных упражнений, а концентрироваться на главном в системе учебного материала.

П о д в е д е н и е и т о г о в у р о к а. Это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в обзорном напоминании главных идей в содержании изучаемого материала. Здесь важен лаконичный анализ деятельности учащихся на уроке с выделением сильных сторон и недостатков данного урока. Также желательно привлекать детей к анализу урока.

Д о м а ш н е е у ч е б н о е з а д а н и е. Учитель сообщает задание на дом, акцентирует внимание на основных идеях, на трудных моментах. Он должен проконтролировать, чтобы каждый ученик записал домашнее задание в дневник. Инструкция о выполнении домашнего задания должна даваться четко, кратко, последовательно. Полезно спросить нескольких учеников, как они поняли задание, или дать образец выполнения. Действия учителя на данном этапе урока должны помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. Качество выполнения домашнего задания напрямую зависит от объяснения его выполнения на уроке. Нельзя задавать на дом после звонка с урока, т. к. дети невнимательны и слабо воспринимают слова учителя.

В зависимости от дидактических задач выделяются следующие типы уроков:

· комбинированный (смешанный), на котором сочетаются различные виды работ: проверка изученного, объяснение нового, закрепление, подведение итогов

· урок изучения нового учебного материала, где основное внимание уделяется изучению нового материала

· урок закрепления изученного материала, на котором через системы упражнений, практические самостоятельные задания формируются умения и навыки учащихся

· уроки повторения (обобщения¸систематизации), в процессе которых осуществляется повторение, систематизация изученного учебного материала по определенной теме, разделу. Обычно такие уроки имеют место накануне проверочных, контрольных работ.

· контрольный урок – урок выполнения проверочных и контрольных (устных, письменных)

 

Задания для самостоятельной работы

1. Определите основные признаки урока, выбрав наиболее полный ответ:

- урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и единой для всех программе обучения;

- урок определяется следующими чертами: руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, проведение проверки знаний;

- урок определяется наличием триединой цели: научить, воспитать, развить.

 

2. В какой группе изложена классификация уроков по признаку основной дидактической цели?

 

1 группа 2 группа
Урок изучения нового материала; Урок – лекция;
Урок формирования и совершенствования умений и навыков; Урок – беседа;
Урок обобщения и систематизации знаний; Урок – экскурсия;
Урок контроля и коррекции знаний; Урок самостоятельной работы;
Комбинированный урок. Лабораторные и практические занятия.

Практическая работа:

1. Сформулируйте последовательность действий учителя при подготовке к уроку.

2. Предложите виды помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока.

Контрольные задания

1. В чем заключаются особенности построения различных типов уроков?

2. Чем объясняется появление нестандартных уроков? Какие это уроки? В чем их педагогическая ценность?

3. Каковы современные дидактические, воспитательные, развивающие и организационные требования к уроку?

4. Проанализируйте причины неудачных уроков в современной школе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.