Одной из ведущих задач школы было и есть создание самодеятельного сплоченного коллектива. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие видные педагоги и общественные деятели (табл.1).
Таблица 1 – Разработка теоретических основ воспитания в коллективе
Автов
Сущность теоретической концепции
А.В. Луначарский
Цель воспитания трактовал как всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет сотрудничать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Обосновал тот факт, что, воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности.
Н.К. Крупская
Раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива, рассматривая коллектив как среду развития ребенка. Придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Показала роль активной позиции ребенка в коллективистских отношениях; связь детского коллектива с широкой социальной средой; значение самоуправления в коллективе и педагогические основы его организации.
С.Т. Шацкий
Руководил первой школой-коммуной. На практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.
А.С.Макаренко
Первым создал стройную концепцию воспитательного коллектива: сформулировал признаки коллектива, разработал структуру, обосновал стадии и пути формирования коллектива, показал роль личности воспитанника и воспитателя в системе коллективистических отношений. Педагогические принципы, положенные им в основу организации коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать к жизни лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
В.А.Сухомлинский
Реализовал целостный педагогический процесс, обеспечивающий творческое саморазвитие личности в коллективе. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития в ребенке субъектной позиции. Сформулировал принципы формирования коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; пополнение, сохранение и передача традиций как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.
Задания для самостоятельной работы
1. Что такое группа и какой она бывает по уровню развития?
2. Какую группу можно назвать коллективом и каково его зна чение?
3. Как формируется коллектив и каковы должны быть дей ствия руководителя по его формированию?
4. Каково может быть положение личности в коллективе и как его сделать наиболее благоприятным?
5. Почему в педагогике уделяется столь значимое внимание разработке теоретических основ коллективного воспитания?
6. Введите понятие воспитательного коллектива, опираясь на признаки коллектива.
7. В чем проявляется динамика формирования коллектива от стадии к стадии?
8. Почему деятельность рассматривается в педагогике как основной путь формирования коллектива? Ответ обоснуйте.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление