Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка теории коллектива в педагогике




Одной из ведущих задач школы было и есть создание самодеятельного сплоченного коллектива. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие видные педагоги и общественные деятели (табл.1).

 

Таблица 1 – Разработка теоретических основ воспитания в коллективе

Автов Сущность теоретической концепции
А.В. Луначарский Цель воспитания трактовал как всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет сотрудничать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Обосновал тот факт, что, воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности.
Н.К. Крупская Раскрыла теоретические осно­вы и показала конкретные пути формирования детского коллек­тива, рассматривая коллектив как среду развития ребенка. Придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Показала роль активной позиции ребенка в коллективистских отношениях; связь детского коллектива с широ­кой социальной средой; значение самоуправления в коллективе и педагогические основы его организации.
С.Т. Шацкий Руководил первой школой-коммуной. На практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.
А.С.Макаренко Первым создал стройную концепцию воспитательного коллектива: сформулировал признаки коллектива, разработал структуру, обосновал стадии и пути формирования коллектива, показал роль личности воспитанника и воспитателя в системе коллективистических отношений. Педагогические принципы, положенные им в основу организации коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать к жизни лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
В.А.Сухомлинский Реализовал целостный педагогический процесс, обеспечивающий творческое саморазвитие личности в коллективе. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития в ребенке субъектной позиции. Сформулировал принципы формирования коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; пополнение, сохранение и передача традиций как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональ­ное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Что такое группа и какой она бывает по уровню развития?

2. Какую группу можно назвать коллективом и каково его зна­
чение?

3. Как формируется коллектив и каковы должны быть дей­
ствия руководителя по его формированию?

4. Каково может быть положение личности в коллективе и как
его сделать наиболее благоприятным?

5. Почему в педагогике уделяется столь значимое внимание разработке теоретических основ коллективного воспитания?

6. Введите понятие воспитательного коллектива, опираясь на признаки коллектива.

7. В чем проявляется динамика формирования коллектива от стадии к стадии?

8. Почему деятельность рассматривается в педагогике как основной путь формирования коллектива? Ответ обоснуйте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.