КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опорный конспект. Экологическая культура представляет собой совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности
Экологическая культура представляет собой совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам. Экологическая культура характеризует особенностисознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой. Только владея этой культурой, человек в качестве существа разумного способен рационально, конструктивно ставить и решать свои жизненные и общественные задачи природопользования и природовосстановления, давать адекватную оценку самому себе, своей экологической деятельности, поведению в природе, сложившейся экологической и социокультурной ситуации. Ядро экологической культуры составляют цели взаимодействия общества и природы, ценностные экологические ориентации, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Важнейшим признаком экологической культуры является ответственное отношение личности к окружающей среде (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Ответственность отражает объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность рассматривается как внутреннее свойство личности, представляющее единство рационального и эмоционального, гармоническое сочетание разума и чувств. Ответственность за состояние и сохранение окружающей среды представляет собой сознательное осуществление личностью и обществом рационального природопользования; деятельность по сохранению для будущих поколений богатства и разнообразия ресурсов биосферы; взаимодействие личности и общества в преобразовании биосферы в ноосферу – сферу разума; органическое единство совершенного экологического сознания личности и ее эмоциональной отзывчивости к природе, к экологическим проблемам, поведения и деятельности в природе.
В структуре экологической культуры личности выделяют следующие компоненты: — мотивационный: система мотивов экологической деятельности и поведения личности; — аксиологический: осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы; — гностический: система научных и эмпирических знаний о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, социальной экологии, охраны природы; — этический (нормативный): система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой (экологическая этика); — операционно-деятельностный: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой; — эмоционально-волевой: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмоционально-волевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы. Выделенные компоненты свидетельствуют о том, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде.
Понятие «экологической деятельности» впервые ввел в научный обиход А.Д.Урсул (1983). Если сама по себе деятельность есть специфически социальный, человеческий тип отношений к действительности вообще, то экологическая деятельность как ее составная часть выражает аспект отношения только к природе. Экологическая деятельность заключается во взаимодействии человека, общества с окружающей природной средой. Все взаимодействия субъекта этой деятельности с ее объектом, т.е. экосредой, приводящие к определенным экологическим последствиям (позитивным или негативным) составляют содержание экологической деятельности. Основные цели и функции экологической деятельности заключаются в гармонизации отношений человека и природы, устранении всех возможных экологически негативных последствий, сохранении природы и ее позитивного преобразования, создании благоприятных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса, устойчивого развития общества и природы.
О состоянии развития экологической культуры личности можно судить по её системным и функциональным критериям. Системные критерии выражают целостные свойства экологической культуры, эти свойства присущи не отдельным компонентам, а экологической культуре как интегративному качеству личности в целом. Функциональные критерии – это проявление свойств отдельных компонентов экологической культуры. Системные критерии экологической культуры: адекватность экологического сознания и поведения личности; субъектность в экологической деятельности; осознанное восприятие экологических проблем, сложившейся экологической ситуации; способность и потребность к рефлексии своего взаимодействия с природой, взаимодействия других с окружающей средой; гуманное отношение к людям, к окружающей природе; творчество в экологической деятельности; самооценка своей деятельности и поведения в природе; гармония разума и чувств; способность к актуализации экологических знаний и умений; соразмерность компонентов экологической культуры личности. Функциональные критерии экологической культуры: мотивы поведения и деятельности в природе; представления о многосторонней (универсальной) ценности природы для общества и человека; представления о природе как общечеловеческой ценности; представления о самоценности природы; глубина и системность экологических знаний; система научных экологических знаний; знание экологических проблем современности; оценка современной экологической ситуации; проявление интереса к проблемам взаимодействия человека и природы; знание норм и правил поведения в природе; проявление знаний о нормах и правилах поведения в природе в поведении и деятельности; способность к переносу экологических знаний в ситуации экологической деятельности; спектр экологических умений и навыков; владение технологиями экологической деятельности; умение рассказать о различных технологиях взаимодействия человека и природы; проявление широкого спектра эмоций при общении с природой; проявление воли в решении локальных экологических проблем; положительный эмоциональный фон экологической деятельности; потребность в познании окружающей природы; потребность в общении с природой и другие.
Признаками экоцентризма являются: n ориентированность человека на экологическую целесообразность; n отсутствие противопоставления человека и природы; n восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; n баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Экоцентризм является альтернативой антропоцентризма, господствующего сегодня в практике работы многих учреждений образования. Антропоцентризм характеризуется такими признаками, как: n человек как высшая мера всех вещей; n природа как собственность человека; n противопоставление человека и природы; n восприятие природы как объекта воздействия человека; n прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой.
Исходя из понимания общего смысла категории «педагогическое средство», природу как педагогическое средство можно определить как совокупность материальных и духовных объектов и явлений природы, непосредственно целенаправленно используемых педагогом для развития учащихся (в педагогическом процессе). «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах», – подчеркивал в «Великой дидактике» Я.А. Коменский. Природа как педагогическое средство непосредственно находит свое вещественное выражение в педагогическом процессе в следующих аспектах: · компонентах природы (вода, воздух, почвы, растения, животные, минеральные ресурсы и т.д. непосредственно используются педагогом в педагогическом процессе для организации разнообразных видов деятельности учащихся); · растениях (произрастающих в естественной природе; сельскохозяйственных культурах; комнатных растениях); · предметах жизнедеятельности растений (листья, коряги, кора, лепестки цветов, шишки, семена, высушенные растения и т.д.); · животных (диких животных, обитающих в естественных природных условиях, а также содержащихся в вольерах заповедников, зоопарках, живых уголках; сельскохозяйственных животных, разводимых на фермах; домашних животных); · природных явлениях и процессах (дождь, ветер, восход и заход солнца, роса, туман и т.д. являются содержанием, предметом изучения на уроках, многих воспитательных делах); · природных ландшафтах (ландшафт – это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных предметов и явлений природы; например, ландшафт окрестностей сельской школы, ландшафты леса, поля, берега озера и т.д., которые целенаправленно наблюдают, изучают учащиеся, используют в своей деятельности); · пейзажах (образ природного ландшафта, отраженный в сознании и зрительно воспринимаемый человеком) и т.д. «Зовите меня варваром в педагогике, – отмечал К.Д.Ушинский, – но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.- М., 1959, Т.1.- С.287).
Основное назначение эколого-педагогической деятельности состоит в создании условий развития экологической культуры учащихся. Среди этих условий выделяются следующие: — целеполагание в процессе развития экологической культуры учащихся; — педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры учащихся; — целенаправленное общение учащихся с природой; — организация разнообразной экологической деятельности учащихся; — экологически ориентированное содержание педагогического процесса; — межпредметные связи в процессе развития экологической культуры учащихся; — систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры — сочетание глобального, национального и локального (краеведческого) подходов в рассмотрении экологических проблем; — единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы и практической деятельности по ее улучшению; — единство процессов природопользования и природовосстановления во взаимодействии человека и природы; — использование искусства в процессе развития экологической культуры; — организация мыследеятельности учащихся в процессе экологического образования; — организация смыслотворчества учащихся в процессе экологического образования; — создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности; — диалогичность общения участников процесса развития экологической культуры; — организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования; — взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры учащихся; — диагностика готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности; — организация занятий по повышению уровня готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности и др. Задания для самостоятельной работы 1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
· Что такое экологическая культура человека, в чем она проявляется? · Какие педагогические условия необходимо создавать педагогу для формирования экологической культуры школьников? · В чем вы видите самоценность, общечеловеческую ценность природы? · В чем суть природы как педагогического средства? · Насколько часто и компетентно учителя вашей школы использовали в работе с учащимися природу как педагогическое средство? Почему? · Какие требования необходимо соблюдать педагогу при использовании природы как средства развития учащихся в педагогическом процессе? · В чем вы видите назначение эколого-педагогической деятельности? · Каковы признаки экоцентрической парадигмы экологического воспитания школьников?
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |