Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект. Требования к компетентности:




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 22

ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ»

Требования к компетентности:

· знать сущность профессиональной ориентации и ее основные составляющие; уметь анализировать педагогическую реальность с позиции этого знания;

· уметь определять содержание профориентационной работы со школьниками в соответствии с ее целями и задачами, социальным заказом, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;

· владеть основами планирования, конструирования, организации и осуществления профориентационной работы с учащимися; уметь интерпретировать и прогнозировать ее результат;

· уметь анализировать, выявлять преимущества и использовать различные методы, формы и средства профориентационной работы со школьниками в зависимости от педагогических и социальных условий.

Основная литература

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. – М., 1997. – С. 51–52.

2. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – С.437–441.

3. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]; под ред. В.А.Сластенина. – М., 2000. – С.260–263.

4. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М., 1997. – С. 359, 368–370.

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: от 14.12.2006 г. № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі РБ. – 2007. – С. 11, 28–32.

Дополнительная литература

 

1. Гимпель, Л.П. Программированные тестовые задания по педагогике / Л.П.Гимпель. – Минск: МГЛУ, 2005. – С. 81–82.

 

 


    ознакомление учащихся с миром труда, профессий, потребностями рынка, проблемами профессионального самоопределения
       
  изучение особенностей высшей нервной деятельности, состояния здоровья, интересов, склонностей, способностей, ценностных ориентаций учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии
       
    выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению учащихся, способствующих принятию ими эффективного решения
         
  выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии; проводится в тех случаях, когда профессия предъявляют к человеку повышенные требования, цена ошибок велика, затраты на обучение значительны
     
    процесс приспособления молодых людей к условиям производства, трудового коллектива, особенностям конкретной специальности.

 

Индивидуальная ситуация выбора личностью профессии при всем разнообразии конкретных жизненных обстоятельств имеет общую структуру. В ней можно выделить восемь типов обстоятельств, которые необходимо принять во внимание в процессе профессиональной ориентации школьника:

1) позиция старших членов семьи;

2) позиция сверстников и знакомых;

3) позиция учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога;

4) сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай их полной неопределенности, отсутствия);

5) способности, знания, умения и навыки, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта учебной деятельности;

6) уровень притязаний учащегося на общественное признание;

7) информированность;

8) интересы и склонности к тем или иным видам деятельности.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь учащемуся внести максимум порядка в его неповторимую ситуацию выбора профессии, прийти к согласию с родителями, противостоять выбору профессии за компанию с друзьями и сконцентрироваться на том, к чему он более склонен и способен.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите:

а) три составляющих противоречия профессионального выбора личности…

б) пять показателей профессионального самоопределения выпускника средней школы

в) два подхода к организации профориентационной работы…

г) пять направлений профессиональной ориентации школьников

2. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

 

· В чем сущность профессиональной ориентации учащихся и не является ли она ограничением их свободного жизненного выбора?

· Каковы основные направления профессиональной ориентации школьников и в каком возрасте целесообразно начать осуществление каждого из них?

· В чьи профессиональные обязанности входит организация профориентационной работы со школьниками?

· Существует ли специфика в организации профориентационной работы со школьниками в условиях рыночной экономики и в чем она выражается?

Контрольные задания

 

1. Выполните тест:

· Закончите высказывание:

«Профориентация – информационная и организационно-практическая семьи, учебных …, государства, и коммерческих организаций, обеспечивающих … населению в …, подборе или перемене профессии с учетом интересов каждой личности и потребностей труда. Это обоснованная социально-экономических, …, медико-биологических и мер, направленных на оказание помощи в профессиональном

(М.Е.Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко).

Слова для справок: общества, система, индивидуальных, помощь, деятельность, производственно-технических, выборе, самоопределении, рынка, заведений, психолого-педагогических.

· Установите соответствие между направлениями профориентации (ПО) школьников, средствами и формами ее организации:

Направление ПО Средства и формы ПО
1. Профпросвещение 2. Профдиагностика 3. Профконсультация 4. Профотбор 5. Профадаптация а) кружки; б) справочники; в) конкурсы; г) тесты; д) экскурсии; е) фильмы; ж) беседы; з) ролевые/деловые игры; и) производственная практика; к) лекции; л) опросники; м) тренинги

· Выберите наиболее адекватную форму ознакомления 10-классников

с особенностями промышленного производства и обоснуйте свой выбор:

1) организовать встречу с представителями промышленного предприятия;

2) провести экскурсию на предприятие;

3) рассказать школьникам о предприятии и особенностях производства;

4) подготовить и провести вместе со школьниками заочное путешествие по

предприятию;

5) показать фильм о предприятии и особенностях производства.

 

2. Подготовьте реферат на одну из следующих тем:

· Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников.

· Средства и формы профессионального просвещения младших школьников (подростков, старшеклассников) – по выбору.

· Профессиональная ориентация школьников средствами учебного предмета «иностранный язык».

· Организация профориентационной работы со школьниками за рубежом.

· Проблемы профессионального самоопределения молодежи в современном обществе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.