Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект




Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. С. 446

Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. С. 405

Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. С. 405

Основные понятия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 21

ПО ТЕМЕ «ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

Требования к компетентности:

· знать сущность трудового и физического воспитания, критерии его сформированности; уметь анализировать педагогическую реальность с позиции этого знания;

· знать основы организации трудового и физического воспитания школьников; уметь разрабатывать и осуществлять подбор воспитательных программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

· владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля идеологической и воспитательной работы с учащимися;

· уметь анализировать и выявлять преимущества методов и приемов трудового и физического воспитания в зависимости от педагогических условий; владеть технологиями воспитательной деятельности и использовать различные формы воспитательной работы с учащимися по формированию трудовой и физической культуре.

Основная литература

1. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. М.,1988. Стр.178-198, 213-223.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. Стр. 400-416, 445-453.

3. Воронов.В.В. Педагогика школы в двух словах. М.,1999. С. 49-51, 54-56.

4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: от 14.12.2006 г. № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі РБ. – 2007. – С. 9–40.

Дополнительная литература

1. Белякова Р.М. Фiзiчнае выхаванне школьнiкаý Адукацыя i выхаванне. 2000. № 11. С.17.

2. Кочетов А.И. Основы трудового воспитания. Мн.,1989.

Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявление в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Профессиональная ориентация - процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Физическое воспитание - многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

Физическое воспит ание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Известны древневосточные и античные учения о гармоническом развитии человека, где физическое совершенство рассматривалось в единстве с умственным и нравственным. ФВ в европейских странах опирается на эти традиции. В 19 веке русский педагог П.Ф.Лесгафт создал отечественную систему ФВ. Для совершенствования теории ФВ в современной России важно опираться на весь спектр культуры и знаний в этой области: на научные теории, народные традиции и культуру, философско-религиозные учения и системы совершенствования человеческого духа и тела.

 

 

К задачам и содержанию ФВ в школе относятся:

- развитие основных двигательных умений и навыков,

- обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности,

- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой,

- формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни,

- формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

 

Систему ФВ в школе составляют физические упражнения и знания в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства ФВ включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).

 

Основными методами ФВ являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.

Задания для самостоятельной работы

1. Что собой представляет трудолюбие как нравственное качество личности, какова его внутренняя структура, критерии диагностики?

2. Какие особенности вносит рыночная экономика содержание и организацию трудового воспитания?

3. В чем состоит сущность и содержание понятий: «физическое развитие» и «физическое воспитание»?

4. Каковы особенности и система физического воспитания школьников на современном этапе?

 

Контрольные задания

1. Заполните таблицу, проанализировав свое отношение к формированию здорового образа жизни (ЗОЖ). Какие изменения вы обнаружили в своей Я-концепции: позитивные изменения, негативные изменения, или же устойчивую тенденцию? Как вы будете себя контролировать? Что предпримете, если у вас не будет хватать силы воли для их реализации?

 

Параметры ЗОЖ Я в прошлом Я в настоящем Я в будущем Выводы
Значимость для меня моего здоровья, физической формы, внешнего вида        
Насколько оптимально для моего здоровья организовано мое время жизни (живу ли я в определенном режиме)        
Что я предпринимаю для укрепления моего здоровья и совершенствования физической формы?        
Что я знаю, но не делаю (ленюсь)по отношению к своему здоровью и внешнему виду?        
Какие вредные для моего здоровья привычки имеются, и как я к ним отношусь.        
Мои знания о рациональном питании и использование их в жизни        
Мера физической активности, наличие индивидуальной системы физических упражнений.        
Гигиена труда, чередование его с отдыхом.        
Гигиена пространства жизни и мое участие в ее создании.        
Мои знания и навыки поведения в стрессовых ситуациях, влияющих на психическое и физическое здоровье.        
Три главных принципа и правила, характеризующих мою культуру ЗОЖ.        

 

2. Проранжируйте мотивы трудовой деятельности человека с точки зрения их значимости для вас. Сделайте общий вывод о пяти ведущих мотивах трудовой деятельности современных молодых людей и обоснуйте его.

А. Стремление к получению большого материального вознаграждения.

Б. Стремление к профессиональному росту.

В. Удовлетворение от хорошо проделанной работы.

Г. Уважение со стороны руководителя.

Д. Хорошие отношения с сослуживцами.

Е. Стремление проявить (выразить себя).

Ж. Осознание общественной значимости своего труда.

З. Желание проявить творчество, осуществить поиск, исследование.

И. Стремление добиться максимальной самостоятельности в работе.

3. В чем вы видите педагогический смысл русской пословицы «Трудом славен человек». Приведите примеры аналогичных народных изречений в вашем родном языке и прокомментируйте их.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.