КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия и опорный конспект
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 20 ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» Требования к компетентности: · знать сущность гражданской культуры, критерии ее сформированности; уметь анализировать педагогическую реальность с позиции этого знания; · знать сущность и основы организации гражданского и патриотического, воспитания школьников; уметь разрабатывать и осуществлять подбор воспитательных программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; · владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля идеологической и воспитательной работы с учащимися; уметь интерпретировать и прогнозировать результат воспитательной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников; · уметь анализировать и выявлять преимущества методов и приемов гражданского и патриотического воспитания в зависимости от педагогических и социальных условий; владеть технологиями воспитательной деятельности и использовать различные формы воспитательной работы с учащимися по формированию гражданственности и патриотизма.
Основная литература 1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: от 14.12.2006 г. № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі РБ. – 2007. – С. 11–21. 2. Сластенин, В.А. Общая педагогика: в 2 ч. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2002. – Ч.2. – С. 47–51. 3. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. – С. 239–246, 281–287.
Дополнительная литература 1. Лихачев, Б.Т. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М., 1992. – С. 235-243. 2. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина/ В.А. Сухомлинский. – М., 1971. Гражданская культура – интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями народа, идеологией государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга. Основу гражданской культуры составляет ее гражданственность, которая может рассматриваться в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах.
Гражданственность – качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина. Оно выражается в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, в выполнении гражданского долга, непримиримости к антигосударственным проявлениям, умении сочетать личные интересы с общественными. Содержание работы по формированию гражданской культуры: Воспитание чувства ответственности за судьбу Отечества, усвоение знаний о своих правах и обязанностях, воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни, стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности, формирование правосознания, законопослушания и патриотизма.
Критерии сформированности гражданской культуры: Наличие знаний о Конституции и других важных законах Республики Беларусь, уважение этих законов; знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества.
Патриотизм – одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является духовным достоянием личности, характеризует внешний уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм как качество личности выражается в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, формирует потребность в активной гражданской позиции. Критерии сформированности патриотизма как качества личности: - чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; - уважительное отношение к культуре своего народа, его истории и традициям; - забота об интересах Отечества; - осознание долга перед Отечеством, готовности отстаивать его честь и достоинство, свободу и независимость; - гордость за социокультурные достижения своей страны; - уважительное отношение к своему прошлому; - стремление посвятить свой труд укреплению могущества своей страны, устойчивому развитию ее и расцвету; - гуманизм, милосердие, приверженность общечеловеческим ценностям.
Задания для самостоятельной работы 1. Дополните высказывание: «Патриотизм – одна из наиболее значимых …, присущая всем сферам жизни … и …, являющаяся важнейшим духовным … личности, характеризующая высший уровень ее … и проявляющаяся в активной … и … личности на благо …» (В.И. Лутовинов).
Слова для справок: Родины, деятельности, государства, ценностей, общества, развития, качеством, самореализации.
2. Проанализируйте следующее утверждение А.Н. Острогорского: «Любовь к Родине и народу не внушается теориями с кафедры, она растет и крепнет только в семейном быту». Каким, по вашему мнению, должен быть семейный быт, способствующий воспитанию патриота?
3. Противники патриотического воспитания приводят следующий довод: «Любовь к человечеству выше любви к Отечеству, любовь к людям вообще шире любви к людям, живущим в одном государстве». Согласны ли Вы с этим доводом? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Проанализируйте замечание К.Д.Ушинского относительно тех, кто с неодобрением говорил, что в истории России все достойно насмешки и презрения: «Если бы английский, немецкий или французский педагог подметил в ком-нибудь из нас такое направление, то он, без сомнения, взглянул бы на нас с глубочайшим удивлением как на безумцев, не имеющих ни малейшего понятия ни о душе человеческой, ни о нравственном достоинстве ее, ни о воспитании... Это дикость, вандализм, потому что только варварам свойственно не иметь истории». Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свой ответ.
Контрольные задания 1. Дайте психолого-педагогическую интерпретацию высказывания русского философа И.А.Ильина: «С 5 – 6 лет ребенок должен знать своих национальных героев, влюбляться в них». 2. Выполните тест: · Автором книги «Воспитание гражданина» является … А) Я.А. Коменский; Б) Ж.Ж. Руссо; В) К.Д. Ушинский; Г) В.А. Сухомлинский.
· Наиболее благоприятным возрастом для формирования гражданской позиции является … А) дошкольный; Б) младший школьный; В) средний школьный; Г) старший школьный; · Целью гражданского воспитания школьников является… А) формирование чувства патриотизма; Б) формирование ценностного отношения к явлениям общественной жизни; В) формирование общей культуры личности; Г) стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранной деятельности учащихся; Д) формирование гражданственности как интегративного качества личности.
3. Подготовьте реферат на одну из следующих тем: · Проблемы формирования гражданской культуры личности в современном обществе. · Особенности организации гражданского воспитания в современной школе. · Гражданское образование и воспитание школьников за рубежом. · Система патриотического воспитания школьников в Республике Беларусь. · Воспитание патриотизма у школьников средствами учебного предмета «иностранный язык». · Туристско-краеведческая работа как средство воспитания патриотизма.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |