Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект. Требования к компетентности:




Основные понятия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 17

ПО ТЕМЕ «КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Требования к компетентности:

· знать основные составляющие базовой культуры личности; уметь определять содержание воспитания в соответствии с его целями и задачами, социальным заказом, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;

· знать основные направления идеологической и воспитательной работы с детьми и молодежью в Республике Беларусь и ее нормативно-правовую базу; уметь анализировать педагогическую действительность с позиций общечеловеческих и регионально-этнических ценностей;

· знать основные положения Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006), уметь использовать эти знания для решения педагогических задач.

Основная литература

1. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб. пособие / Т.Е.Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С. 97.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: от 14.12.2006 г. № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі РБ. – 2007. – С. 9–40.

Концепция — система идей, взглядов, определенное понимание явлений и процессов.

«Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» —нормативный документ,определяющий систему воспитания в стране и утвержденный Министерством образования РБ 14 декабря 2006 года в соответствии с президентской программой «Дети Беларуси» на 2006 – 2010 гг.

 

 


Назначение воспитания – в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.

 

Цель воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

 

Содержание воспитания в РБосновывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества, государства.

 

Воспитание в системе образования осуществляется на основе программ воспитания. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь разрабатывается и утверждается Министерством образования РБ.

 

Основные требования к организации воспитания:

1. обеспечение качества воспитания;

2. соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

3. системность и единство педагогических требований;

4. реализация личностно ориентированного подхода;

5. создание условий для развития творческих способностей учащихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

6. преемственность и непрерывность, последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

7. профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

8. педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

 

  Основные составляющие воспитания в РБ и их задачи:  
  сформировать знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привить основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности
   
    сформировать у воспитанников активную гражданскую позицию, патриотизм, правовую, политическую и информационную культуру
     
    приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям; сформировать этическую и эстетическую культуру
       
    сформировать у воспитанников потребность в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологическую культуру
     
    способствовать осознанию воспитанниками значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формированию навыков здорового образа жизни
     
  сформировать у воспитанников представления о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе
   
    сформировать ценностное отношение к семье и воспитанию детей
   
    способствовать пониманию воспитанниками труда как личностной и социальной ценности, осознанию профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности
   
    сформировать ценностное отношение к природе
   
     
    сформировать безопасное поведение в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни
     
  обеспечить духовное и физическое совершенствование воспитанников, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время
         

Формирование и развитие личности обусловлено возрастными особенностями учащихся. Учет важнейших особенностей на каждом возрастном этапе развития личности способствует выявлению психолого-педагогических условий для оптимального удовлетворения ведущих потребностей учащихся. Поэтому в Концепции по каждому направлению воспитания отражено не только содержание воспитательной работы, но условия ее эффективности и возрастная специфика для:

· воспитанников учреждений дошкольного образования;

· обучающихся на I ступени общего среднего образования (начальная школа);

· обучающихся на II ступени общего среднего образования (базовая школа);

· обучающихся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования;

· обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

 

Особенности процесса воспитания: построение отношений между обучающимся и педагогом на основе партнерства и сотрудничества; реализация гражданских прав и обязанностей обучающихся.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

 

· Каково назначение документа «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» и когда он был утвержден?

· Каковы основные направления молодежной воспитательной политики Республики Беларусь и с чем вы связываете их актуализацию?

· Какие компоненты содержания воспитания белорусской молодежи предполагают наиболее длительный период формирования? Почему?

· Какие достоинства и недостатки Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь вы могли бы отметить?

2. Внимательно изучите основные составляющие воспитания в Республике Беларусь, указанные в Концепции, и выполните следующие задания:

А) используя знания по истории педагогики, расклассифицируйте основные составляющие воспитания, обозначенные в Концепции, на традиционные и современные направления;

Б) проранжируйте основные направления воспитания в РБ с точки зрения их актуальности в современных условиях общественного развития страны;

В) проранжируйте основные направления воспитания с точки зрения успешности их практической реализации в современном белорусском обществе;

Г) сравните оба списка и сделайте аргументированные выводы о причинах их совпадения/несовпадения.

3. Перечислите наиболее массовые общественные молодежные объединения в Республике Беларусь. Какова их роль в воспитании школьников и студентов? Принимали ли вы участие в деятельности какой-либо общественной организации? Чем конкретно вы занимались и какую пользу это вам принесло?

Контрольные задания

 

1. Решите педагогическую задачу:

 

Внимательно прочитайте текст «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) и сравните ее с предшествовавшим ей нормативным документом – «Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999). В чем их сходство и различие? Чем это обусловлено? Как эти два документа соотносятся между собой?

 

2. Подготовьте реферат на одну из следующих тем:

· Проблемы формирования базовой культуры личности в современном обществе.

· Основные направления воспитательной работы с дошкольниками (младшими школьниками, подростками, старшеклассниками, студентами) – по выбору.

· Особенности воспитания современного подростка.

· Проблемы воспитания детей и молодежи в современном белорусском обществе.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.