Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование положительной Я-концепции




ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 25

ПО ТЕМЕ «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА»

 

Требования к компетентности:

· знать сущность и структуру «Я-концепции» личности, понимать ее роль в жизни человека; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью и использовать для решения педагогических задач;

· знать пути и средства формирования положительной Я-концепции личности школьника; владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля воспитательной работы с учащимися по формированию их положительной Я-концепции;

· осознавать влияние Я-концепции личности учителя на формирование позитивной Я-концепции личности школьника; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования.

 

Основная литература

1. Берне, Р. Я-концепция и воспитание. М.: Просвещение, 1986.

2. Жук, А.И. Основы педагогики / А.И, Жук [и др.|. Минск: Аверсэв, 2003. С. 134-135.

3. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск: Соврем. слово, 2006. – 544 с. С.82-91.

4. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с. С. 238-261.

5. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с. С.109-113.

 

Дополнительная литература

1. Психология самосознания. Хрестоматия / редактор-составитель Д.Я Райгородский. – Самара: Изд-ий Дом «Бахрам – М», 2000. – 672 с. С.243-393.

2. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / редактор-составитель Д.Я Райгородский. – Самара: Изд-ий Дом «Бахрам – М», 2000. – 672 с. С.133-260.

 

Исходным основанием для понимания сущности понятия Я-концепция» является постулат о возможности человека познать самого себя. Впервые понятие Я-концепции стало обсуждаться в 60-е годы XX в. благодаря ратотам Бернса, Роджерса, Маслоу и др. Широким массам данное понятие стало известно гораздо позже (90-е годы).

Я-концепция личности – динамическая система представлений человека о самом себе, выражающихся в осознании человеком своих физических, интеллектуальных и эмоциональных свойств и качеств; это самосознание, которое формируется в процессе социализации и воспитания совокупность установок на «себя».

В основе Я-концепции лежат три важнейшие составляющие:

ü когнитивной составляющей, показателем которой выступает убеждение

ü эмоционально-оценочной составляющей (эмоциональное отношение к происходящему;

ü поведенческой составляющей, проявляющейся как реакция на происходящее, через определённое поведение

Исходя из перечисленных составляющих Я-концепции, определяется ее структура:

· самопредставление или образ «Я» (каким я себе кажусь?);

· амооценка, связанная с отношением человека к себе, к своим качествам (самоотношение), с принятием себя (самопринятие);

· поведение потенциально возможное, вызванное самопредставлением и самооценкой.

 

№/ п Составляющие Я-концепции Проявления Я-концепции Структура Я-концепции
  1.   Когнитивная   Убеждение   Самопредставление
  2.   Эмоционально-оценочная     Эмоциональное отношение к происходящему   Самооценка
  3.   Поведенческая   Реакция на происходящее через определённое поведение   Поведение

 

Я-концепция личности это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение.

 

 

Показатели отрицательной Я-концепции личности Показатели положительной Я-концепции личности
Часто самокритично высказывается (Я никогда не могу усвоить …) Проявляет оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем
Имеет негативные ожидания в ситуации соперничества (У меня нет шансов …) Уверен в своей компетентности
Склонен подчеркивать недостатки других, критично относиться к успехам других (Ему просто повезло …) Считает, что напряжено трудиться, ставит перед собой реальные цели
Не желает признавать свою оплош­ность или вину (Я не виноват, это все из-за...)   Принимает на себя ту или иную ответственность  
Не способен принять похвалу (Вы на самом деле так не считаете...)   С гордостью принимает похвалу и не реагирует болезненно на критику  
Отказывается от попыток добиться успехов (Меня не интересует...)   С готовностью выдвигает новые идеи и планы  
Плохо адаптируется в обществе, застенчив, слишком чувствителен (Все против меня.,.)   Полагает, что на людей он произ­водит приятное впечатление  

 

Я-концепция — система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе.

Я-концепция учителя профессиональная — та часть Я-концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («ак­туальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценива­ет по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»); того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»); того, как, с точки зрение учителя, его рассматривают др. люди — его коллеги, его учащиеся и др. («рефлексивное Я»).

Самооценка человека определяет наличие у него определённого типа «я»-концепции. Самооценка может быть:

· п о л о ж и т е л ь н а я: заниженная,

завышенная, объективная;

· о т р и ц а т е л ь н а я: заниженная,

завышенная,

объективная.

Если сформирована завышенная положительная оценка «Я»-концепции, это может стать причиной его излишней самоуверенности, самомнения, и это не будет способствовать его работе над собой (самообразованием, самовоспитанием).

Заниженная положительная «Я»-концепция также не стимулирует движение «я» вперёд, так как рождает чувство неуверенности в своих силах.

Очень опасна завышенная отрицательная «Я»-концепция, когда человек твердит себе: Я не могу, я не способен, у меня не получится. Студент опускает руки и не занимается собою (самовоспитанием, самообразованием).

В случае заниженной отрицательной «Я»-концепции человек не замечает в себе отрицательных качеств, имеет заниженное представление о них, и ему нет необходимости их преодолевать.

Объективная отрицательная «я»-концепция для волевого человека может стать побудителем к действию; для этого важна помощь взрослого, более опытного человека, его поддержка.

Наиболее благоприятной для воспитателя является положительная объективная «Я»-концепция, при которой воспитанник объективно относится к своим успехам и достижениями и настроен на улучшение собственных показателей в обучении и воспитании.

«Я»-концепция формируется у человека на всех этапах возрастного развития. Об интенсивности формирования Я-концепции можно судить уже в младшем дошкольном, школьном возрасте, когда ребёнок начинает задавать вопросы: «Почему?, «Зачем?», «Для чего?».

Согласно Роджерсу, в процессе формирования положительной Я-концепции ученика очень важно оказывать ему постоянную психологическую поддержку, учитывать его способности, развивать волю, ставить реальные цели, дисциплинировать. Роджерсом были сформулированы три основные условия эффективного формирования педагогом положительной Я-концепции ученика:

эмпатия;

искренность;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.