КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этатические взгляды Петра I
Формирование условий для утверждения абсолютизма ВОЗЗРЕНИЯ НА ВЛАСТЬ В РОССИИ В ПЕРИОД УКРЕПЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА На рубеже XVII и XVIII вв. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. В этот период завершилась ликвидация старофеодальных учреждений, началось преодоление промышленной, военной, культурной отсталости страны.
С конца XVII в. Россия динамично устремилась в своем социально-политическом развитии по тому пути, которым шла Западная Европа, преодолевая свою политико-правовую особость и обособленность от Запада. В это время в России на новый уровень поднялись образование, наука, техника, наметился подъем в литературе, живописи, архитектуре. Начиная с XVIII столетия в России значительно увеличилась численность учебных заведений разного профиля. Особую роль играли коммерческие, инженерные, артиллерийские, навигационные школы, готовившие кадры для нужд промышленности, торговли, армии и флота. Молодые дворяне направляются на обучение за границу. Резко увеличивается выпуск книг: за первую четверть XVIII в. в России было издано книг больше, чем за два предыдущих столетия390. Перемены в российском обществе со всей остротой требовали новых политических идей, подходов на пути утверждения нового мышления, которое смогло бы соединить в себе основные национальные традиции с тем, что накопила западноевропейская цивилизация. Новая эпоха закономерно выдвинула и крупных политических деятелей, и глубоких политических мыслителей. Среди них, безусловно, выделялся царь Петр Алексеевич (1672—1725). В результате реформ Петра I завершился длительный процесс политической и экономической централизации страны. Абсолютизм утвердился как средство укрепления крепостнического порядка, консолидации в единый класс-сословие дворянства и бюрократии. Особенность российского абсолютизма заключалась в том, что он утверждался на прочной крепостнической основе при слабости торгово-промышленных кругов, еще не способных решительно отстаивать свои интересы. Для укрепления государства и защиты национальных интересов на международной арене самодержавие брало их под свою опеку, проводило меры, благоприятствующие их развитию (приобщение к европейскому рынку благодаря выходу к морю, политика меркантилизма), не посягая при этом на позиции земельных магнатов. Официальная доктрина абсолютизма включала традиционное теологическое обоснование царской власти. В законодательных
389 Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. III. С. 325-326.
См.: Шкуримое П.С. Философия России XVIII в. М., 1992. С. 27.
актах (Воинский устав, Духовный регламент и др.) утверждалось: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Власть монарха рассматривалась как «божественное поручение». Специфика российского самодержавия сказалась и в его идеологии. Сложилось три течения абсолютистской мысли, выражающие интересы главных политических сил: этатистские взгляды Петра I и Ф. Прокоповича, дворянская концепция В.Н. Татищева и пред-буржуазные идеи И.Т. Посошкова, парадоксально сочетавшиеся со стремлением сохранить патриархальные народные традиции391. Петр I в своей деятельности исходил из представления о неограниченном характере власти абсолютного монарха, получающего власть от Бога и являющегося олицетворением государства. Его главная обязанность — забота об «общем благе», осуществляемая через систему государственных учреждений, издание нормативных актов, регламентирующих все стороны жизни общества и его членов. При этом любые меры самодержавия истолковывались как направленные на обеспечение «общего блага» и «государственного интереса». Обе эти цели достигались как за счет деятельности самого монарха, так и благодаря служению государству каждого подданного. Нужно сказать, что «польза государства» ставилась Петром неизмеримо выше интересов отдельных членов общества. Отсюда понимание «общего блага» при ближайшем рассмотрении оборачивалось «государственным интересом», при котором частный интерес отходил на второй план, а каждый подданный воспринимался как раб государя и государства. Петр заявлял, что именно государь способен обеспечить «благо» и «беспечалие» всех подданных, но реальность, как показывает история, находилась в полном противоречии с этими декларациями: интересы подданных были подчинены «государственной пользе», а продворянская внутренняя политика правительства 1 См.: История политических учений. Вып. 2. С. 240.
Петра I не учитывала «блага» податных сословий. Вся тяжесть преобразований, направленных на укрепление дворянской империи, легла на плечи низших сословий, особенно крестьянства, а их общий результат в политике — создание чиновничье-дворянс-Кого полицейского государства. Именно при Петре I крепостное право в России приняло наиболее грубые формы, ничем не отличаясь от рабства. Помимо расширения и укрепления крепостничества резко возросла торговля крепостными — продажа вообще, продажа одиночками, не семьями, отдельно от земли. Царь неоднократно выражал недовольство тем, что крепостных продают в розницу, «как скотов, чего во всем свете не водится и от чего немалый вопль бывает». Но он же попустительствовал тому, что указы о запрете продажи крестьян в одиночку, отдельно от земли, о запрете принуждать их к браку оставались невыполненными, равно как и указы против расточительных и жестоких помещиков. Жесткие требования к дворянству, касавшиеся обязательной службы, грозный тон и непреклонность царских велений, угрозы за нарушение указов компенсировались потаканием дворянскому произволу по отношению к крепостным. Идея «общего блага», даже «всенародной пользы» была присуща многим абсолютным монархиям того времени. Суть ее сводилась к тому, что лишь монархи знают, что именно необходимо их подданным и стране в целом. И на Западе, и в России концепция просвещенного абсолютизма была основана на высокомерном и презрительном отношении к народу как к темной, непросвещенной, пассивной массе. Идеи «общего блага» в ряде петровских указов сопровождались рассуждениями о глупости и ленивости народа, который может и должен быть облагодетельствован только при помощи насилия и принуждения: «Всем известно, что наши люди ни во что сами не пойдут, ежели не приневолены будут». Отсюда необычная даже для той эпохи жестокость ряда указов, обилие угроз, особенно «подлому люду», батогами, палками, штрафами, каторгой, тюрьмой, цепями. В политико-правовой идеологии, как и во всей жизни страны при Петре I, сильно сказывалось иностранное влияние, однако чаще всего это сводилось к воспроизведению модных иностранных терминов. На теоретическом уровне восприятие распространенных на Западе идей происходило иначе. Абсолютизм требовал
нового идеологического обоснования в духе времени. Этому духу соответствовала лишь теория естественного права, ряд положений которого находился в вопиющем противоречии с феодальной действительностью России392.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |