КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические идеи протопопа Аввакума
Идейным вдохновителем старообрядцев стал протопоп Аввакум (1620—1682). Он родился в «нижегородских пределах» в семье сельского священника. В 20-летнем возрасте он был поставлен в дьяконы, а через два года — в священники. Фанатик по характеру, он принялся энергично исправлять нравы своей паствы, чем сразу же навлек на себя общее неудовольствие. Но особенно Аввакум не ладил с начальством. В результате ему пришлось оставить родное село и перебраться с семьей в Москву, искать защиту. В Москве он сблизился с «Кружком ревнителей благочестия», с Никоном, царским духовником Иваном Нероновым, который представил его царю.
В 1652 г. Аввакум был поставлен протопопом в г. Юрьевце Повольском, где он также перессорился со всеми, требуя строгого благочестия. И вновь- он вынужден уехать в Москву. Но и в столице его ждали большие неприятности. Сделавшись патриархом, Никон энергично начал проводить церковную реформу. Когда Аввакум увидел это, у него, по его собственным словам, «сердце озябло и ноги задрожали». Он решительно выступил против реформы и против Никона. За это Аввакума сначала посадили «на цепь», потом сослали вместе с семьей в Тобольск и, наконец, в Даурию (Восточная Сибирь). В 1663 г. царь, стремясь примирить протопопа с официальной церковью, вызвал его в Москву, но Аввакум не отказался от своих убеждений, продолжал настойчивую борьбу против церковных нововведений. В 1664 г. Аввакум был сослан в Мезень, а в 1666 г. его опять вызвали в Москву: царь не оставдял надежды приручить «огне-пального» протопопа. Перед церковным Собором 1666 г. его десять дней уговаривали порвать с расколом. Когда же это не удалось, протопопа расстригли, предали анафеме и в 1667 г. сослали в Пустозерский острог. На это Аввакум ответил преданием анафеме своих судей и непризнанием суда церковного Собора. С точки зрения политической науки представляют интерес суждения Аввакума о власти и персоне ее носителя — царе. В целом институт властвования и подчинения, осуществляемый путем организованного насилия, он категорически отрицал. Светская власть, по его мнению, есть исторически преходящий институт. В конечном итоге настанет день, когда «Бог испразднит всякое начальство и всяку власть и силу»381. Царя он рассматривает как ставленника божественного промысла, одновременно подчеркивая его человеческую природу, в силу которой он, как и все люди, только «раб Божий» (а не Бог), возвышающийся над людьми лишь врученным ему «скипетром царствования». Аввакум прямо говорит о недовольстве в русском обществе царем и его политикой. Он осуждает царя за то, что тот «восхотел стать Богом», т.е. за чрезмерное возвеличивание царской персоны и узурпацию всей верховной власти в своих руках. Аввакум считал, что, затеяв церковную реформу, царская власть предала Россию. 381 Русская историческая библиотека. Л., 1927. XXXIX. Вып. 1. Кн. 1. Стб. 939, 676.
Роль Церкви Б течение второй половины XV в. и вплоть до середины XVII в. русской официальной политической и церковной идеологиях настойчиво проводилась мысль о том, что Византия пала из-за того, что греки отступили от истинного христианства. И вот теперь, с началом церковной реформы оказывалось, что православные христиане в России должны были принять обряды этой предавшей православие Церкви, в частности, вместо двухперстного крестного знамения, испокон веков бытовавшего на Руси, принять трехперстное, введенное в Византийской Церкви в XII в. В течение XV — первой половины XVII в. официальная политическая и церковная идеологии в России учили, что «Москва — Третий Рим», Россия — единственный оплот православия. И вдруг оказалось, что русская православная Церковь должна была подчиниться тенденциям, развивавшимся в Церкви греческой, Церкви павшего Второго Рима. Старообрядчество явилось попыткой сохранить национальное достоинство русской Церкви и Русского государства. И потому Аввакум был убежденным сторонником концепции «Москва — Третий Рим». Более того, есть все основания утверждать, что Аввакум был идеологом русского национального государства, русской национальной церкви. В его понимании Русское государство и русская церковь должны служить России, русским национальным интересам, а не каким-то вселенским организациям. Россия, наконец, должна жить по собственным законам. Политический идеал старообрядцев строился на принципе соборности в организации церковного и государственного управления. Они настаивали на обязательности включения в состав церковных Соборов представителей низшего белого духовенства и мирян, разрешения всех церковных дел соборным большинством. Эта схема ими переносилась и на организацию светской власти. Каким представлялось старообрядцам русское справедливое общество? Основой общества на Руси должна, по их мнению, стать община, базирующаяся на раннехристианских ценностях: правде, вере, истине, любви, общности имущества, братстве, равенстве, всеобщности труда, осуждении богатства и частной собственности. 19 Заказ 125
В XIX в. раскольники стали лояльнее относиться к властям, однако правительство сохраняло свои опасения и было убеждено в опасностях старообрядческого движения и течения мысли. Столь же настороженно к старообрядцам относились и при Советской власти.
тельный анализ политического порядка России и других европейских стран, а также высказан прогноз дальнейшего развития России с учетом уже накопленного другими народами опыта государственного строительства.
5.3.3. Политические воззрения и власть, по Юрию Крижаничу Политическая мысль в России XVII в. не ограничивалась идеями старообрядчества. В этот период в развитии государственности стали преобладать абсолютистские тенденции, которые стимулировались стоящими перед государством экономическими задачами. Русская промышленность и торговля нуждались в протекционизме со стороны сильной верховной власти. Не удивительно, что политико-правовые доктрины этого периода содействуют утверждению новой формы власти — абсолютной монархии. Эти доктрины способствовали формированию в общественном мнении образа «просвещенного абсолютного монарха», который может обеспечить реализацию идеи «общего блага». Отличительная особенность подобных доктрин заключалась в том, что помимо политических идей они содержали и проекты экономических преобразований. Видным представителем просвещенного абсолютизма был Юрий Крижанич (1618-1683). Он получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. По национальности Крижанич — хорват. Это был высокообразованный человек, владевший античными и современными западноевропейскими языками. Его мечтой была мессионерская деятельность в России в целях достижения содружества славянских народов под эгидой Русского государства с единой униатской церковью. В 1659 г. Крижанич поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу по Приказу Большого двора, в 1661 г. по клеветническому доносу ссылается на жительство в Тобольск и в Москву возвращается только в 1676 г. по распоряжению Федора Алексеевича. В 1678 г. навсегда оставляет пределы русского государства. Свое главное произведение «Политика» Крижанич написал в ссылке в Тобольске. В этом произведении представлен сравни-
Учение о власти Центральное место в «Политике» уделяется исследованию вопросов происхождения государства, его целях и задачах. Для Крижанича является неоспоримой божественная сущность верховной власти. «Король382 подобен некоему Богу на земле...»383 «Долг короля, — утверждает Ю. Крижанич, — обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие или веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу и для этого Бог поставил его королем»384. Следуя Аристотелю, Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные, представляющие собой извращенные варианты от первых. Три правильные: совершенное самовладство, т.е. неограниченная монархия, боярское правление и общевладство, или посадское правление, т.е. республика. Самовладству противостоит тирания, боярскому правлению — олигархия и общевладству — анархия385. Наилучшая форма правления — «совершенное самовладство». Именно эту форму предпочитали «еллинские философы» и святые отцы. Она обеспечивает наличие справедливости в государстве, согласие в народе и сохранение покоя в стране и, главное, представляет собой подобие власти Божьей на Земле. Крижанич называет самовладство «самым древним» и «самым крепким» правлением на земле. Именно таким правлением являлось во вре- 382 Крижанич везде пользуется термином «король» для обозначения верховного властителя, отдавая ему предпочтение перед термином «царь». По его мнению, Иван IV «поступил нехорошо и неправильно, когда пре небрег славянским именем «король» и «принял чужое, неподходящее высшей власти имя «царь» (см.: Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С 156). 383 Крижанич Ю. Политика. М., 1997. С. 275. 384 Там же. С. 418. 385 Там же. С. 294-297.
мена его жизни правление великого князя Алексея Михайловича которого автор «Политики» характеризует как мудрого и ученого человека. Крижанич выступает также с критикой ряда пороков русской политической и социальной жизни. Он осуждает раболепие свойственное «подданным всех чинов и сословий», называющим себя «холопами великого государя». Термины «рабство» и «холопство» он обычно употребляет синонимично. Подобно современным ему западным мыслителям он различает два вида рабства: социальное (крепостничество) и политическое (подданство). Крижанич осуждает крепостное право, поскольку, по его представлению, истинная свобода может быть только в такой стране, где каждый человек пользуется своим трудом и распоряжается своим имуществом. Из всех видов неволи мыслитель признавал только кабальное холопство, считая его добровольным выражением сознательной воли индивида. Политическое рабство (подданство) Крижанич рассматривает как форму беспрекословного повиновения самовладству, отмечая, что быть рабом царя и народа — дело славное и представляет собой один из видов свободы. Подданство Крижанич рассматривает также и как долг каждого гражданина. Значительное внимание Крижанич в своем творчестве уделяет исследованию вопросов происхождения верховной власти. Он явно отдает предпочтение наследственной монархии. Наследование должно происходить «по отечеству», т.е. переходить к старшему в роде сыну. Он настаивал на запрете в законодательном порядке наследовать трон женщинам и чужестранцам. Немало страниц в «Политике» уделено обоснованию того, что наследование предпочтительнее выборов, от которых бывает много смут, злодеяний, обманов, поскольку многие недостойные люди хитростями добиваются власти. С выборами часто связаны раздоры, заговоры и войны, поэтому они скорее годятся для «общевладства», а для «самовладства» более пригодно наследственное воспреемство престола386. Выступая с позиций приверженника абсолютной монархии, Крижанич полагает, что монарх должен быть просвещенным правителем, а не тираном. Тиранство Крижанич определяет как «лю-додерство», что, по его мнению, является «одним из тех грехов, ' См.: Крижанич Ю. Указ. соч. С. 428-459.
взывают к небесам об отмщении»387. Тираническое правление определяется как господство, при котором правитель не заботится благе народа (государство не достигает цели), преследует личные интересы, нарушает «природные» законы. Но покарать такого правителя может только Бог, а не люди. Существуют ли гарантии от утверждения тирании? Ее приход, по мнению Крижанича, может быть предотвращен, если на троне находится монарх-философ и при условии принятия и соблюдения хороших законов. Кроме того, необходима нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношении ко всему обществу и обусловлены их сословные права. Основы преобразований российского общества Крижанич отметил серьезные недостатки в политическом, государственном устройстве России. Так, по его мнению, страна страдает от воровства, чиновников, «продающих правду», отсутствия свободы, пьянства («нет нигде на свете такого мерзкого, отвратительного, страшного пьянства, как на Руси, а всему причиною кабаки»). Обращаясь к российскому государю, Крижанич предлагал ввести для всех сословий свободу «пристойную, умеренную, сообразную со всякою правдою свободу, чтобы на царских чиновников всегда была надета узда...» Он полагал, что царь сам добровольно должен дать народу свободу, права, льготы. Одновременно Крижанич поставил вопрос об ответственности монарха, правящего «в соответствии с божескими и человеческими законами». Если монарх безнаказанно попирает права своих подданных, то они, по мнению мыслителя, могут противостоять его беззаконным действиям. Как видим, Крижанич высказывает отдельные элементы теории «естественного права», предвосхищая многие политические и правовые идеи западноевропейских просветителей XVIII в. и закладывая теоретические основания будущих преобразований российского общества388. 387 Там же. С. 309. 1 См.: Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России. М., 1999. С. 37-38.
Крижанич высказывает идеи, связанные с определенным государственным вмешательством в экономику. По его мнению, монарх должен заботиться о развитии промыслов и упорядочении торговли. В частности, предполагается, что государство не должно допускать невыгодной торговли с другими странами, к одному из проявлений которой Крижанич относил вывоз «сырьевого материала». Долг государства — планирование распределения ремесел по городам с учетом природных условий. Высказывает Крижанич и идеи всемерной заботы об использовании природных богатств, в том числе и земли для сельского хозяйства. И наконец, для обеспечения хозяйственного благополучия торгово-промышленного сословия Крижанич предлагает предоставить им умеренные «слободины». Для этого городам необходимо дать известную самостоятельность в ведении всех своих дел. Более того, Крижанич полагает, что в городах полезно учредить органы городского самоуправления, состоящие частично из должностных лиц, назначаемых приказами, а частично выбранных городским населением, способных решать местные дела. Вся сумма взглядов мыслителя рисует нам образ человека нового времени. Он живет и работает на рубеже веков, хорошо представляя себе не только пути, уже пройденные Россией, но и дальнейшие перспективы ее экономического и политического развития. «В его проект-программах, — писал историк В.О. Ключевский, — уже видны реформы Петра Великого»389.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |