КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические идеи патриарха Никона
Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в Нижегородском уезде в крестьянской семье. С 1625 г. служил священником в одной из сельских церквей, затем в одном из московских храмов. В 1630-1634 гг. пребывал в одном из монашеских скитов северной Руси, после этого 12 лет жил в Кожеезерском монастыре. В 1646 г. во время деловой поездки в Москву его представили только что взошедшему на престол царю Алексею Михайловичу. Царь после встречи с Никоном пожелал, чтобы тот служил в Москве. В результате Никон был возведен в сан архимандрита Новоспасского монастыря, в котором находилась родовая усыпальница 3811 См. подробнее: Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1988.
рода Романовых. В 1648 г. он стал митрополитом Новгородским, а спустя четыре года был избран на патриарший престол. К началу 50-х гг. XVII в. в окружении царя Алексея Михайловича возникла мысль о необходимости приведения русских церковных обрядов и богослужебных книг в соответствие с обрядами и книгами тогдашней греческой церкви. К этому времени, как известно, вызрели все предпосылки для вхождения в состав Русского государства Украины, где православная Церковь уже приняла новогреческие обряды. Последние были приняты и православной Церковью в южнославянских странах. Приведение русских церковных обрядов в соответствие с новыми греческими обрядами сближало церковные организации России и Украины, содействуя таким образом процессу государственного объединения. Вместе с тем стремление сблизить русскую церковь с другими правослаными церковными организациями было реакцией на агрессивную экспансионистскую политику западной римско-католической Церкви. Идя навстречу греческой Церкви, русская отдалялась от Церкви западной. Наконец, рассматриваемая церковная реформа отвечала и стремлению царя Алексея Михайловича быть царем всех православных христиан. Без унификации церковных обрядов реализовать это стремление, запрограммированное в официальной идеологии, в концепции «Москва - Третий Рим», было бы затруднительно. Избранный на пост патриарха Никон должен был стать орудием церковной реформы, которая по сути своей была реформой политической. В первой же своей речи Никон высказывает пожелание, чтобы «Бог собрал воедино его благочестивое царство» и чтобы русский царь стал «царем вселенским и самодержавцем христианским». Сам Никон придавал церковной реформе и свой, затаенный от царя смысл. Он хорошо понимал, что до тех пор, пока пределы власти Церкви будут совпадать с границами государства, Церковь будет неизбежно пребывать в подчинении государственной власти, поскольку две самостоятельные власти не могут существовать в одних и тех же территориальных рамках. Таким образом, и пат-Риархом Никоном при проведении церковной реформы преследовались политические цели. Правда, цели, во многом противоположные царским. В этом противоречии таилась предпосылка будуще-
го разрыва Никона с царем Алексеем Михайловичем. И этот разрыв произошел в конце 50-х гг. Результатом его стало демонстративное оставление Никоном патриаршего престола. Что характерно для взглядов Никона? Он исходил прежде всего из того, что «священство» и «царство» представляют собой две самостоятельные власти в обществе, каждая из которых исполняет свою функцию. В соответствии с этим он отвергал теорию «Москва — Третий Рим», т.е. учение о «православном Ромейс-ком царстве», согласно которому носителем истинного христианского идеала становилось Московское государство. Никон справедливо усматривал здесь возвышение царской власти над церковной. Никон выступает с позиций превосходства Церкви над государством. Оно коренится, по Никону, в превосходстве церковных функций над государственными. Государству поручено земное, т.е. низшее, Церкви — небесное, т.е. высшее. Как и западные теологи, Никон полагал, что священники являются посредниками между Богом и людьми. И потому именно цари принимают помазание от руки священника, а не священники от царской руки. И потому «священство» стоит выше «царства», да и «священство» честнее «царства». Церковная власть лучше светской, поскольку Небо лучше Земли. Словом, Никон практически утверждал полную свободу Церкви от государства. А значит, он декларировал раскол между церковью и государством в России. В качестве настоящего противника Никон рассматривал царскую власть, которая, по его мнению, превратилась в орудие антихриста. Однако внешне Никон, казалось, вел борьбу со старообрядчеством. Это подтверждается тем, что Никон не объявлял старообрядцев еретиками. Тем более что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. В ответ на попытки реформирования дал о себе знать мощный протест народа, выступившего под религиозными лозунгами приверженности «старой вере», впоследствии оформившейся в виде отдельных направлений и толков, главным из которых стало старообрядчество. В целом это движение приобрело массовый
оппозиционный характер по отношению не только к Церкви, но и государству. Главную движущую силу старообрядчества составили крестьяне посадские люди и тесно связанное с ними белое духовенство, а также местные служилые люди. Определенную и довольно значительную группу в старообрядчестве составили купцы (особенно поволжских городов) и торгово-ремесленная верхушка посадов. В наши дни до сих пор нет единого мнения о характере этого движения. Сказывается инерция интерпретаций его как реакционного. Между тем староверы, помимо некоторых консервативных требований, выдвигали социальные и политические требования общедемократического содержания. По своим социальным воззрениям староверы во многом явились преемниками нестяжателей и еретиков XIV—XVI вв. Многие из старообрядцев отстаивали идеалы общей собственности и воспринимали труд как единственный источник добропорядочного и честного существования. В связи с этим в старообрядческой литературе часто встречается обращение к идее равенства всех людей на Земле. Сами старообрядцы использовали в обращении друг к другу слова «брат» и «братец». Старообрядчество отличается своей обличительной линией: сатирическому осмеянию подверглись иерархи Церкви и высшие чины светской власти, а также безнравственность в мирской жизни.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |