КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая идеология купечества. Иван Тихонович ПосошковОригинальным мыслителем петровской эпохи был И.Т. Посошков (1652-1726), происходивший из семьи зажиточных крестьян Московской губернии, участник многих начинаний Петра I. Он родился в подмосковном селе Покровское, что на Яузе. Отец и дед мыслителя значились умельцами серебряного дела. Ремесленники в этом селе жили слободой, близкой по организации их труда к западноевропейским цеховым устройствам. Свою карьеру И.Т. Посошков начал с должности денежного мастера, но уже в 1697 г. он обратился к Петру с предложением о введении новой модели огнестрельного оружия, что свидетельствует о его занятиях по оружейному делу. Но вскоре И.Т. Посошков увлекся «купеческим делом» и с братом открыл винокуренный завод, потом и предприятие по серокурению. В 1704 г. Посошков открыл фабрику игральных карт, а затем некоторое время подвизался на «водочном сидении» у Каменного моста на Москве, в 1710 г. он получил аналогичное «сидение» и в Новгороде, где в 1712 г. построил еще и аптеку. В столь активный период своей хозяйственной деятельности Посошков состоит в переписке с высокопоставленными лицами, высказывая предложения по многим аспектам экономической, политической и идеологической жизни государства. Посошков — этот поистине русский самородок, как пишет К. Неволина, пытался давать советы Петру I в области военных
реформ. Так, в записке «О ратном поведении» (1701) он советует Петру отказаться от услуг иностранцев, офицеров-наемников, которые, по мнению Посошкова, недобросовестны, плохо обучают русских военному искусству. Опираться нужно на русских людей, которые не хуже иностранцев, их только нужно найти и научить. В «Книге о скудости и богатстве» (1724), адресованной лично Петру I, Посошков выступил с программой углубления петровских реформ, затронув весьма обширный круг проблем, которые нуждались в срочном разрешении. Это и вопросы об определении положения сословий, организации экономики, правосудия, военного дела, просвещения и многие другие. Современные исследователи высказывают предположение, что именно за эту книгу Посошков был арестован и умер в заключении. Книга при жизни автора не увидела свет, и неизвестно, был ли знаком с ней сам Петр I. Есть сведения, что в XVIII в. рукопись «Книги» читал Ломоносов, но издана она была только в 1842 г., т.е. более чем через 100 лет после написания. Организация власти и общества В том, что касается властных отношений, Посошков полагал, что самодержавная власть предопределена свыше, она богоизбранна и богоподобна. Его симпатии среди всех возможных видов власти на стороне абсолютной монархии. Он трактует государство как большой дом, где у каждого свои определенные обязанности. Благополучие и процветание дома - государства - зависит от согласия всех живущих в нем людей. Монарх — глава такого дома, отец «семьи сословий». Как в семье, в государстве все должно строиться на повиновении его главе: все люди беспрекословно подчиняются царю. Рядом с идеей «общего блага» как цели государства автор «Книги» ставит «правду», имеющую божественное происхождение. В своей деятельности царь должен руководствоваться именно «правдой», которую Посошков отождествляет с «законом». Под «неправдой» он понимал беззаконие. Оригинальной была идея Посошкова созвать представителей от всего населения страны для составления нового уложения взамен кодекса 1649 г. Для этого царю предлагалось собрать по 2-3
представителя от духовенства, администрации, купечества, «фискалов», солдат и опытных крестьян из старост и сотских. Как видим, Посошковым предлагался демократический характер обсуждения новых законов. Всесословный совещательный орган при царе был назван «многонародным советом». Последнее слово, конечно, оставлялось за царем. При этом Посошков указывал, что введение «народосоветия» не снижает роли «его величества самодержавия», но ради «истинной правды» следует прислушиваться к мнению представителей разных сословий. В «многонародном совете», как считал Посошков, должны быть представлены все «чины» государства, которые выразят в законах волю всех слоев общества, что радикально изменит расстановку политических сил в обществе в пользу нарождающейся буржуазии. Проводя идею равенства всех перед царем и законом, Посошков обращался к Петру I, с тем чтобы он в равной степени прислушивался к «вольному голосу» любого сословия, в том числе и крестьянства. Он предлагает отменить такой крепостнический институт, как подушная подать, и ввести поземельный налог как для крестьян, так и для дворян. Посошков считает крепостное право временным явлением в общественной жизни, показывает его неэффективность, предлагая упразднить «наиболее кричащие имущественные различия». Зажиточные крестьяне получали в его книге право брать «землю в наем» у соседних помещиков, что предполагало, безусловно, юридически лично свободный, а не крепостнический статус русского крестьянства. Посошков обращает внимание царя на необходимость защиты купечества, без которого, по его убеждению, не могло стоять никакое царство. Он предлагает запретить дворянам владение фабриками и заводами. Духовенству он также рекомендует воздерживаться от промышленной деятельности и торговли. Реализация программы Посошкова могла бы привести к изменению политического строя России: роль дворянства слабела, а роль купечества, зажиточного крестьянства усиливалась. Между дворянством и предбуржуазией возникло бы «равновесие сил», а абсолютная монархия получила бы большую самостоятельность. Посошков предлагал усиление политического деспотизма в ходе осуществления реформ, предоставляя Петру I безграничные прерогативы власти.
20 Заказ 125
По сути дела, в проекте Посошкова предлагалась концепция «народной» монархии, без посредников между царем и народом, на базе взаимного экономического интереса и выгоды. Антидворянский и антибюрократический смысл произведения Посошкова не остался незамеченным. 26 августа 1725 г. он был арестован тайной канцелярией и скончался в тюрьме. 5.5. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» И ВОПРОСЫ ВЛАСТИ Во второй половине XVIII в. консервативная, охранительная идеология, отстаивая самодержавную власть, политическое и экономическое могущество дворянства, вынуждена была приспосабливаться к новым условиям социально-экономического и политического развития. Абсолютистская политико-правовая мысль облачается все явственнее в одежды просвещенного абсолютизма. Одним из представителей данного направления политической мысли был Симеон Полоцкий. Кроме того, выделяются еще два наиболее влиятельных течения консервативно-охранительной идеологии: официальное — в лице императрицы Екатерины II и дворянско-оппозиционное — в лице князя М.М. Щербатова, графа Н.И Панина — своеобразный образец дворянского конституционализма, наделяющего всей полнотой гражданских прав лишь высшее сословие.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |