КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические взгляды Феофана Прокоповича
Среди наиболее близких идейных сподвижников Петра I был Феофан (Элеазар) Прокопович(1681—1736). Сын киевского мелкого торговца Прокопович после смерти отца жил с матерью в крайней нищете. По окончании Киевско-Могилянской академии, где получил обычное схоластическое образование, Прокопович учился сначала в польских школах (для чего даже принял униатство), затем в коллегиуме святого Афанасия в Риме, специально созданном для греков и славян — с целью воспитания из них пропагандистов католицизма. В 1704 г. Феофан вернулся в Киев, снова принял православие и стал обучать слушателей в Киевско-Могилянской академии. В 1711 г.,Феофан находится при Петре I в турецком походе, затем назначается ректором академии, а в 1716 г. по вызову Петра переезжает в Петербург. Через некоторое время возводится в сан епископа (позднее стал архиепископом и первенствующим членом Синода). И с тех пор становится одним из ближайших сподвижников Петра, прежде всего в делах Церкви. Феофан был горячим патриотом России, страстно отстаивал необходимость петровских нововведений. Он постоянно сетовал на пренебрежение его современников к своему историческому прошлому. В «Правде воли монаршей», написанной в качестве разъяснения указа 1722 г. об изменении порядка престолонаследия, Прокопович обращается к проблеме происхождения государства. Западноевропейская рационалистическая трактовка общественного договора переплетается здесь с религиозно-феодальной идейной традицией. Прокопович разделяет взгляд на то, что государство 392 См.: История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лей-ста. С. 301-303.
уществовало не всегда. Ему предшествовало свободное состояние где были война и мир, любовь и ненависть, добро и зло. Необходимость государства Прокопович обосновывает задачей охраны естественных законов, вытекающих из инстинктивного стремления к сохранению жизни, продлению человеческого рода. Вместе с тем для сохранения естественных законов нужны гражданское право и законы. Отрицать их необходимость для общества — значит желать «погибели человеческой». Основой государства Прокопович считает общественный договор, посредством которого народ, отрекаясь от своей воли, передает ее одному лицу — монарху. При этом народ выступает исключительно как субъект обязанностей и подчинения. Отдав свою волю монарху, он не может забрать ее у него даже в том случае, если монарх нарушает договор и не заботится об общей пользе. Нетрудно понять, что концепция договора приобретает ярко выраженный абсолютистский характер. «Чернь», восставшая против власти, изображается Прокоповичем как темная и грубая стихийная сила. Не обходит стороной Прокопович и вопрос обязанностей верховной власти. Они им сформулированы на основе идеи «общего блага» и заключаются в обеспечении государственной безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, народного просвещения, а также «народной пользы», связанной с развитием производства. Прокопович много внимания уделяет необходимости организации школ, академий, библиотек, настаивает на всеобщности образования, требует исправления нравов, искоренения суеверий и невежества. Он защищает свободное от давлений Церкви научное исследование, свободу вероисповедания и религиозную терпимость. Прокопович, в соответствии с представлениями политической науки своего времени, различает три формы правления: демократию, аристократию и монархию. Подобно многим его предшественникам, Феофан убежден, что идеальной формой власти, в том числе и для России, является монархия. Применительно к нашей стране монархия мыслилась им как наследственная и неограниченная. При этом он полагал, что наследником не обязательно Должен быть кровный родственник, но то лицо, которое, по мне-
г
нию правящего монарха, сможет наилучшим образом продолжить его дело, защитить целостность отечества и служить народной пользе. В «Духовном регламенте» (1721) Прокопович обосновал церковную реформу, в результате которой были ликвидированы самостоятельность Церкви как политической силы, параллелизм двух властей — царя и патриарха. Претензии Церкви на широкие права в решении государственных вопросов решительно отвергались, доказывалась справедливость ликвидации патриаршества и учреждения Синода. Такой подход не только юридически подчинял Церковь светскому государству, но и высвобождал духовную культуру России, науку, литературу, искусство из-под опеки духовенства, что было прогрессивным явлением для того времени. Учение Прокоповича, его практическая работа по претворению в жизнь реформаторских начинаний Петра I стали заметным явлением XVIII в., оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Убежденным сторонником самодержавия Прокопович показал себя в бурные дни и недели воцарения Анны Иоанновны (1730), когда в дворянских кругах активно обсуждались проекты хоть какого-то ограничения произвола самодержца и фаворитов, создания условий, «чтобы не персоны управляли законом, но закон управлял бы персонами». Прокопович резко выступил против самой мысли об ограничении монархии, заявляя, что примерами истории доказано, «как отечеству нашему полезно самодержавие».
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |