КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монархическое государство
Понятие «монархическое государство» обозначает такое государство, в котором высшая власть осуществляется королем или царем (монарх), являющимся обладателем власти. Символом единства и постоянства этой власти, а также ее духовной силы является корона. Коронование же прямо связано с символами священности. Автор исследования «Литургии в политике» Клод Ривьер по поводу коронования пишет следующее: «Коронование является одновременно фактором утверждения монархического авторитета, признания наследственной легитимности, символично избираемой («Да здравствует король!»), и ритуала, выражающего легитимность этого авторитета, потому, что Церковь, даруя и освящая скипетр и меч, выражает тем самым верховенство духовной власти перед лицом власти мирской. Вместе с тем Церковь признает в короле земной образ суверена вселенной и делегирует королю часть своей священности»490. Коронование как бы напоминает нам, что монархическое государство является участником того, что называется сверхчувственным, а сама процедура придает высшей власти ореол и нимб священности.
С течением времени монархическое государство претерпело существенные изменения. На смену персонифицированному характеру властных отношений в прошлом пришли конституционные монархии, где король является символом единства сообщества. Правда, вплоть до наших дней в мире сохраняются абсолютные монархии. В монархическом государстве действует механизм персонального отношения к власти субъекта любого социального
уровня. Основным в этом механизме являются верноподданнические чувства к личности суверена. В этом чувстве находит свое выражение едва ли не основной принцип власти. В монархическом государстве правитель наделяется элементами священности, он осуществляет персонифицированную власть в отношении подданных. И это является одним из важных моментов структуры монархической власти, что обеспечивает ее стабильность. Некоторые юристы и политологи усматривают в этом факте предпосылку возникновения будущего правового государства. Такой подход к монархическому государству изложен в наследии Ш. Монтескье, который утверждал, что в монархии государь обладает суверенной силой, но осуществляет власть на основе закона. Законы определяют решения и служат их основанием. Законы и посреднические власти становятся препятствием для деспотического отклонения. «Власти посредствующие, подчиненные и зависимые, образуют природу монархического правления, т.е. такого, где правит одно лицо посредством основных законов. Я сказал: посредствующие, подчиненные и зависимые потому, что в монархии источником всякой политической и гражданской власти является сам государь. Эти основные законы необходимо предполагают существование посредствующих каналов, по которым движется власть, так как если в государстве нет ничего, кроме изменчивой и капризной воли одного, то в нем ничего не может быть устойчивого, а следовательно, не может быть никакого основного закона. Самая естественная из этих посредствующих и подчиненных властей есть власть дворянства. Она некоторым образом содержится в самой сущности монархии, основное правило которой: "Нет монарха, нет и дворянства, нет дворянства, нет и монарха". В монархии, где нет дворянства, монарх становится деспотом»491. Что же это за контрвласти или посреднические власти, стоящие на пути появления деспотии? Это, по Монтескье, наследственная честь, парламент, клир. Ш. Монтескье не скрывал своих симпатий к монархическому государству, в котором люди живут в безопасности и испытывают чувство уважения к закону. Иное дело — абсолютная монархия, когда правитель сосредоточивает в 491 Монтескье Ш. Указ. соч. С. 175-176.
своих руках всю полноту власти, что дает возможность использовать такую стратегическую ситуацию по своему усмотрению. Ясно, что для перехода к правовому государству нужно ограничить концентрацию власти в одних руках, а также ликвидировать личностный характер отношений с сувереном. Такое, как правило, осуществляется при помощи насилия, порождаемого чаще всего революциями или войнами.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |