КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое государство
Идея правового государства представляет собой рациональную государственную власть, уважающую закон и свободы. В таком государстве существующие Закон и Право подчинены делу уважения личности, ее человеческого достоинства. Принципы правового государства были разработаны в XVI— XVII вв. такими политическими мыслителями, как Ж. Воден, Т. Гоббс и Ш. Монтескье. Так, Ж. Воден дал теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть может быть способной осуществлять и защищать общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей. Суверенная государственная власть, по Бодену, должна соблюдать божественные и естественные законы. При этом издание общеобязательных законов Ж. Воден рассматривал как отличительный признак суверенитета. Суверен издает законы, но не создает права, ибо право «несет с собой справедливость, а закон — приказ». Воден является сторонником такого государства, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен руководствуется законами природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Нетрудно видеть, что такое понимание суверенитета, роли государства, власти стало прорывом к горизонтам политики и правовой науки Нового времени. Свой вклад в понятие правового государства внес и английский мыслитель Т. Гоббс. Автора «Философских начал учения о гражданине» (1642) и «Левиафана» (1651) долго рассматривали как выразителя деспотического абсолютизма и даже как предвестника будущего тоталитарного государства. И это в целом недалеко от истины. Однако было бы неверно не видеть и того, что, по
мнению Т. Гоббса, государство должно гарантировать своим гражданам свободу, их право делать все то, что не запрещено законом. И это имело исторически прогрессивный социальный смысл для его времени: готовилась почва для появления идеи «правового государства». Следующим шагом на этом пути, как мы уже отмечали, стала идея разделения властей, наиболее полно сформулированная III. Монтескье в его работе «О духе законов» (1748). Не удивительно, что Ш. Монтескье считается отцом-основателем теории разделения властей и власти в правовом государстве. В этом же направлении шли размышления Ж.-Ж. Руссо, о чем речь пойдет впереди. Что же представляет собой власть в правовом государстве? Это такая организация властей, когда ни одна из них не довлеет над другой (другими). Только при такой организации оказывается возможным сохранять уважение к личности, ее правам и свободам. Власть правового государства представлена тремя ее выражениями: Закон, Право, разделение властей, которые в своей совокупности обеспечивают уважение личности и ее защиту от какого бы то ни было произвола. В этой связи нельзя не сказать о той огромной роли, которую в решении задач уважения и защиты личности играет конституционный надзор, а также строгое соблюдение всеми структурами власти конституции и законов492. Власть правового государства означает разделенное могущество в отличие от сконцентрированной в одних руках тоталитарной власти. Более того, демократическое правовое государство характеризуется еще и тем, что существуют наряду с государственной властью и так называемые контрвласти в лице оппозиционных политических партий, профсоюзов и т.п. Понятие контрвласти предполагает наличие структурированных и институционализированных организаций, способных в определенных ситуациях оказывать сопротивление власти. И это само по себе является хорошим лекарством, исцеляющим общество от вируса тоталитаризма и его тотального контроля над личностью. Правовое государство — это во многом идеал, к которому нужно стремиться, но которое на практике не всегда наделено тем 492 См. подробнее: Желтое В.В. Введение в политическую науку. С. 120-124.
смыслом, которым его наполняет политическая наука. Ж. Рюсс приводит в этой связи предостережение социолога Б. Крижель: «Нужно признать, что понятие правового государства превратилось в публицистическую фразу для защиты государства такого, каким оно является на самом деле... Во Франции, например, государство остается административным, не имеющим подлинного разделения властей и независимости судебной власти... Значительная часть государственных решений монополизирована крупными корпусами чиновников»493.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |