КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Демократическое государство
Демократическое государство предполагает возможность народного контроля над его (государства) суверенной силой, которая, в свою очередь, коренится в народе и в законе. Это позволяет говорить о феномене так называемого «прозрачного» государства. Власть в таком государстве строится таким образом, что центральной фигурой властных отношений становится гражданин с его многочисленными правами и свободами. Стратегия демократического государства нацелена на утверждение на практике идеи гражданственности, опирающейся на народный суверенитет. Власть же правового государства, как мы отмечали, имеет в своей основе уважение к личности, или стратегию морали. Основные принципы современного демократического государства обосновал Ж.-Ж. Руссо в своем знаменитом «Общественном договоре» (1762). Над природой демократического договора спустя примерно три десятилетия немало размышляли французские революционеры. Еще в те годы сложилось понимание того, что легитимное государство выражает общую волю, в которой и черпает свою легитимность. С тех пор прошло немало времени. И постепенно государство образца конца XVIII в. приобрело современный облик. И это осуществлялось по мере отказа от былого элитизма, от понятий «пассивного» и «активного» гражданина, отказа от ограничений на участие в политической жизни женщин. Уже упоми-
навшийся нами Ж. Доннедье де Вабр таким образом характеризует современное демократическое государство: «Его организация поставлена под контроль народа двойной игрой электорального и парламентского механизма и децентрализацией. С одной стороны, совокупность администраций подчинена правительству, ответственному перед выборным парламентом, или перед народом; с другой — представительные органы власти играют возрастающую роль в деятельности самой администрации, на различных ее ступенях и отраслях. Развитие демократии воздействует на функции государства и его структуру... Утверждение всеобщего голосования и образование массовых партий имели следствием принятие совокупности законов солидарности, социального прогресса и демократического контроля над экономикой»494. Подлинно демократическое государство в известном смысле является идеалом. Это понимал уже Ж.-Ж. Руссо. «Если бы существовал народ, состоящий из богов, — полагал Ж.-Ж. Руссо, — то он управлялся бы демократически. Такое совершенное правительство не годится для людей»495. Идея современного демократического государства возникает во второй половине XVIII в., когда приходит понимание того, что возможна власть без опоры на трансцендентное, без посредника между Богом и людьми в лице государя как олицетворения священного. Власть демократического государства, если можно так сказать, не имеет немирской, божественной гарантии. В основе государства и власти в демократическом обществе находится конституция. А на месте священного оказывается сам человек и его ценности. В этом суть того радикального изменения в основании власти, которое утверждается с появлением демократического государства. Власть демократического государства представляет собой, по мнению Ж.-Ж. Руссо, власть народа-суверена, свободно принимающего свои законы. В демократическом государстве господствует народная воля, которая и определяет тип власти. Такое видение не в полной мере разделял М. Робеспьер. «Демократией, — считал он, — является состояние, в котором народ-суверен, руко-
493 СГ. Киз$1. Ор. сИ. Р. 95.
494 ОоппесНеи с1е УаЪгез. Ор. сИ. Р. 9. 495 Цит. по: Верцман И. Жан-Жак Руссо. М, 1958. С. 57.
водствуясь законами, принятыми им самим, делает все, что может делать, а то, что не может сделать сам, делают его делегаты»496. Власть демократического государства, обозначая народный суверенитет, характеризуется тем, что правительство подчиняется выборному собранию, если речь идет о представительной демократии. Народ в таком случае правит при помощи своих представителей, которые принимают законы. И потому власть демократического государства — это власть народа и универсального закона, который является продуктом универсального Капо. На этой основе формируется гражданство. Гражданин появляется как результат определенной демократической организации социальной жизни. Таким образом, силу демократического государства составляют правление народа и законы. Демократическая власть становится возможной и структурируется на основе признания прав меньшинства, которое можно рассматривать как некую контрвласть. «Мы будем определять... западную демократию, — пишет Ж.-Л. Кер-монн, — как правление народа, осуществляемое большинством, определенным в итоге свободного волеизъявления при уважении права меньшинства выражать свою оппозиционность»497. Таким образом, власть демократического государства опирается на суверенитет народа, на всеобщее голосование граждан и право на существование оппозиции как формы контрвласти. При этом и власть, и контрвласть действуют в рамках конституции и других законодательных актов, в частности, тех из них, что закрепляют и гарантируют права человека. И потому справедливо рассматривать в качестве основания демократической власти конституцию и право. Стратегия демократического государства вырисовывается через систему выборов на всех уровнях государственной иерархии. Обладатели власти, получившие доступ к ней в итоге победы на выборах, в своей практической деятельности адаптируют законы и другие законодательные акты, а также административные институты к потребностям социального корпуса и идеям, господствующим в нем. Стратегия демократического государства, учитывая интересы гражданского общества, предполагает установление и поддержание определенного социального и политического 496 О". Дию/. Ор. ск. Р. 98. 497 Оиетгоппе /.-I. Ор. ск. Р. 19.
порядка. И все это делается, как правило, без взрывов насилия и принуждения в резких формах. Давая высокую оценку конституции как заменителю божественного, трансцендентного основания власти, мы не можем вместе с тем не видеть ограниченного характера такой замены. Когда политика утрачивает связь со священным, власть неизбежно превращается в такой феномен, который может оспариваться различными политическими силами. Именно в стремлении ограничить попытки оспорить правомерность существования действующей власти можно усматривать истоки приобщения власть предержащих к «мистическому», «недоступному», «трансцендентному», проще говоря, к божественному.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |