КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тоталитарное государство
Тоталитарное государство появляется в XX в. Примерами такого государства могут быть СССР периода разгула сталинизма, Германия при Гитлере, Италия периода правления в этой стране клики Б. Муссолини. Нечто подобное, правда, в азиатском исполнении, мы можем видеть в современной Северной Корее. Тоталитарный порядок установлен в современном Китае, где сложился новый строй, являющий собой смешение капитализма и социализма. Видимо, правомерно говорить, что тоталитаризм не является простым продолжением того, что мы только что рассмотрели — тирании и деспотии. Подобно этим двум типам власти, власть тоталитарная является всемогущей перед лицом индивида. И это могущество укрепляется огромной ролью идеологии в функционирова-
нии тоталитарного государства. Тоталитаризм появляется в итоге решительного наступления носителей тоталитаризма на священное (религию) и культуру. Эти носители навязывают историческую беспамятность, осуществляют разрушение национальной культуры. Фактором становления тоталитаризма явилось и то, что после Первой мировой войны в ряде стран произошла атомизация обществ. Так случилось, что в межвоенный период выявилась неспособность демократических режимов, во всяком случае в Европе, успешно разрешить экономические и социальные проблемы. А это стало питательной почвой для появления государства, стремившегося с помощью тотальности противостоять социальной атомизации. Что же касается истории нашей страны, то следует сказать, что здесь тоталитаризм стал следствием тех идейных установок (ориентация на осуществление мировой революции), которые определили на длительный период характер проводимой политики и государственного строительства. Тоталитарное государство основывается на растворении индивидов в массе, на культе главы государства (или партии). В центре господства в тоталитарном обществе становятся силовые ведомства. В таком государстве неизбежно осуществляется наступление на право, права и свободы личности. Стратегия тоталитарного государства может быть определена одним словом — унификация. В стремлении власти добиться небывалого единства отрицается всякая социальная фрагментация, подавляется инакомыслие и любые попытки протеста против политики властей. Правда, тоталитарный режим оставляет людям право на восхищение вождем и одобрение его политики. Сила тоталитаризма связана с верой в него людей, с их эмоциональной поддержкой главы государства. Известно, например, какое эмоционально-восторженное отношение вызывала фигура Гитлера в Германии в 30-е годы. И это отношение культивировалось нацистской властью. Для этого использовались возможности торжеств и празднеств, проводившихся достаточно часто. Вот как описывает одно из таких торжеств в Нюренберге сторонник фашизма во Франции журналист Р. Бразийак. «Ночь. Огромный стадион едва освещен несколькими прожекторами, но этот свет позволяет угадать наличие массивных и неподвижных батальонов СА, одетых в коричне-
вую форму... В означенный момент он (фюрер) пересекает стадион и зажигается тысяча прожекторов, расположенных на трибунах, лучи света которых направлены в небо. Тысяча голубых колонн окружает стадион, превращая его в мистическую клетку. Прожектора будут гореть всю ночь, обозначая тем самым священное место национальной мистики, а распорядители назвали эту удивительную феерию Ьюга-Вот, храм света. И вот человек стоит на трибуне... Устанавливается сверхъестественная тишина, наподобие тишины спектакля для астронома с другой планеты»503. Принцип вождя в решающей степени определяет содержание и характер власти в тоталитарном государстве. Вождь руководит всем, без оглядки на какие бы то ни было структуры власти. Политическая и административная власть в тоталитарном государстве вписывается в логику, чуждую порядку, жизненной функции, организации, разуму и рациональности. Власть в итоге вступает на путь движения к ШапаШз, смерти. Тоталитарная власть выступает как синоним танатократии504. Тоталитарная власть основывается на безумной логике и пожеланиях одного-единственного лица — Вождя. Ключевым звеном такой власти становится полиция, которая выполняет задачу ареста и физических воздействий, распространяемых на целые категории населения (евреи, коммунисты, подозрительные и т.п.) в интересах обеспечения небывалого единства. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица неизбежно приводит к тому, что попираются права индивидов. Как отмечалось выше, особую роль в становлении и функционировании тоталитарной власти играет идеология, представляющая разновидность мирской религии, противопоставляемой всему священному. Об этом, к примеру, писал А.И. Солженицын в своем знаменитом «Архипелаге Гулаг»: «Чтобы делать зло, человек должен прежде осознать его как добро или как осмысленное закономерное действие. Такова, к счастью, природа человека, что он должен искать оправдание своим действиям. У Макбета слабы были оправдания — и загрызла его совесть. Да и Яго - ягненок. Десятком трупов обрывалась фантазия и ду-
шевные силы шекспировских злодеев. Потому, что не было у них идеологии. Идеология! — это она дает искомое оправдание злодейству и нужную долгую твердость злодею. Это та общественная теория, которая помогает ему перед собой и перед другими обелять свои поступки и слышать не укоры, не проклятья, а хвалы и почет. Так инквизиторы укрепляли себя христианством, завоеватели — возвеличением родины, колонизаторы — цивилизацией. Нацисты — расой, якобинцы и большевики — равенством, братством, счастьем будущих поколений. Благодаря Идеологии досталось XX веку испытать злодейство миллионное. Его не опровергнуть, не обойти, не замолчать»505. Во имя идеологии предписывалось до деталей поведение людей. Всякие отклонения от предписаний карались. Тоталитарная власть исключает, по определению, всякую контрвласть. Партия, бюрократия, всемогущая полиция были механизмами реализации этой власти. Власть в итоге оказывается независимой от общества, что неизбежно ведет к нарушению национального равновесия. Общество теряет жизненные силы. Утрачивается контакт между правящими структурами и народом. В обществе создается обстановка террора и полицейских преследований. Стремление к небывалому единству общества оборачивается его саморазрушением.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |