КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патологические формы государственной власти
«Если государство является сильным, оно нас уничтожает. Если оно является слабым, то мы сами погибаем». В этих словах французского поэта, мыслителя и публициста Поля Валери (1871—1945) метафорично высказана мысль о возможных отклонениях этатической власти, когда утрачивается равновесие в жизненном регулировании общества. Это может получить выражение в угнетательской власти государства, когда эта власть становится деспотической, тиранической или тоталитарной. Это с одной стороны. А с другой — патология власти может получать свое выражение в дезорганизации общества. И тогда устанавливается анархия как крайняя и недопустимая для общества форма социального беспорядка, чреватого попранием всех и всяческих норм права. Тирания, деспотия, тоталитаризм — это такие формы власти, с помощью которых осуществляется угнетение людей. В этом случае власть перестает быть условием человечности человека, она перестает быть системой регулирования, стратегией жизни. Власть становится носителем антигуманного начала. История знает немало примеров тиранической власти. Что же такое тирания? Вот как ее определяет Блез Паскаль: «Тирания — это желание властвовать, всеобъемлющее и не признающее никаких законов. Множество покоев, в них красавцы, силачи, остроумцы, благо-честивцы, и каждый - владыка только у себя и больше нигде. Но иной раз они встречаются, и силач с красавцем вступают в нелепую драку, стараясь подчинить один другого, хотя суть их власти глубоко различна. Они не могут сговориться, и вина их в том, что оба хотят во что бы то ни стало править всеми остальными. Но это не под силу никому, даже самой силе: она ничего не значит в державе ученых и властвует лишь над людьми действия... Тирания — это желание добиться чего-то неподобающими средствами»501. Тирания в психологическом плане, значит, заключена в желании господствовать или командовать всюду. Я сильный, утверждает Б. Паскаль, и потому меня должны любить. И отличительное качество тирана — стремление господствовать всюду. 501 Паскаль Б. Мысли. М., 1994. С. 348-349.
Тирания как форма власти имела достаточно широкое распространение в античной Греции. Термин гугаппоз на греческом означает абсолютный господин, а тирания, следовательно, представляет собой осуществление власти тираном. Для греков тиран — это народный руководитель, пользующийся доверием народа и добивающийся как бы избытка служения. Тиран для прихода к власти прибегает обычно к насилию или использует свой дар красноречия. В современных условиях как тиран рассматривается тот, кто осуществляет высшую власть абсолютно и угнетательски. И тирана никто не рассматривает как народного руководителя. Другим вариантом власти, нацеленной на угнетение, является деспотия, которая в течение длительного времени была присуща власти в Турции и Китайской империи. Весьма своеобразно охарактеризовал деспотию Ш. Монтескье. «Когда дикари Луизианы, — пишет он, — хотят достать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Таково деспотическое правление»502. Не удивительно, что многие политические мыслители, начиная от Н. Макиавелли и вплоть до Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, подвергали деспотию жесткой критике как власть, ставящую себя над законами. Что же понимается в политической науке под деспотическим государством? Это государство, которое не руководствуется в своей деятельности законами и правилами. Власть в нем не испытывает никаких ограничений. И потому такое государство основано на страхе, который оно порождает в душах своих подданных. Сущность деспотического государства была вскрыта Ш. Монтескье. Он, как известно, различал три формы правления — республика, монархия и деспотия. Такая классификация основана у Ш. Монтескье на трех критериях: число обладателей власти, особенности осуществления власти и, наконец, принцип правления. На основе этих критериев деспотическая власть может быть определена как власть без законов и правил, подчиненная воле и капризам одного лица. И отличие деспота от монарха, который также обладает суверенной силой, состоит в том, что первый, в отличие от второго, не подчиняется законам и как бы стоит над ними. Добавим вслед за Ш. Монтескье: число тех, кто правит, не столь важно для характеристики власти, как важен способ осуществления суверен- 502 Монтескье Ш. Указ. соч. С. 211. 26 Заказ 125
ной силы. И наконец, Ш. Монтескье обращает внимание на то, что специфика власти испытывает воздействие эмоций и страстей людей. Республика, как отмечает Ш. Монтескье, основана на добродетели, монархия — на чести, а деспотия — на страхе. И потому деспотия, при которой каждый боится каждого, одинакова всюду. Понятно, что деспотическая власть не имеет ничего общего с правовым государством. Угроза деспотии была вполне реальной на протяжении длительного времени. Она существовала в Европе весь XVIII в. и в начале следующего XIX в. В это же время возникает и так называемый новый деспотизм, который был проанализирован А. де Ток-вилем в его знаменитой «Американской демократии». Этот вид деспотизма стал следствием становления нового общества с его равенством условий, с тиранией большинства и господством в обществе общественного мнения. А. де Токвиль говорит об опасности диктатуры большинства, которая может приводить к деспотизму. Эта проблематика оказалась весьма актуальной в XX в., когда появился тоталитаризм как проявление всемогущества государства. К слову сказать, тоталитаризм в известном смысле является порождением демократического общества. И он появляется там и тогда, где и когда закон утрачивает связь с трансцендентным, а политический порядок отрывается от божественного права.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |