КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и счастье
В глубокой древности люди задавались вопросом: не является ли счастье целью государственной власти? В частности, постановку таких вопросов мы встречаем в наследии великого философа и политического мыслителя античного мира Аристотеля. И нужно сказать, что размышления Аристотеля по этому вопросу не утратили своей значимости и в наши дни. К слову сказать, связующим звеном между государством-городом, или полисом, Аристотеля и современным государством является Высшее Благо как предпосылка и условие для счастливой жизни людей. Наглядным подтверждением этого является государство всеобщего благоденствия, получившее свое практическое выражение в ряде стран Запада в послевоенные годы. В государствах подобного типа используется целый набор социальных технологий для удовлетворения многих потребностей людей, что обеспечивает социальный прогресс общества до определенной ступени. Можно полагать, что в таком государстве утверждается счастье в том смысле, что обеспечивается определенный уровень благосостояния людей, их уверенность в завтрашнем дне. Это политологи иногда называют делом доброго гения государства. Можно привести и другой пример. Советский Союз и другие бывшие социалистические страны после Второй мировой войны ставили задачу создать государство, в котором люди были бы счастливы. Однако практика была таковой, что в отдельные периоды «счастье» навязывалось людям вопреки их желаниям. Обратимся к наследию древнегреческих философов, которые оказали существенное влияние на всю европейскую философскую традицию. Согласно этой традиции государство создается для достижения людьми благополучия и счастья. Вот как начинает свою знаменитую работу «Политика» Аристотель: «Поскольку... всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то очевидно, что общения стремятся... к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные об-
щения. Это общение и называется государством или общением политическим»480. Как известно, под общениями Аристотель понимал семью, селение, город. Семья, согласно Аристотелю, является первым видом общения, возникающим естественным путем для удовлетворения повседневных надобностей. Несколько семей, имеющих целью обслуживание не только неотложных или кратковременных потребностей, образуют селение, которое Аристотель называет «колонией семей». Несколько селений образуют общество. «Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни ^выделено нами — В.Ж.). Отсюда следует, что всякое государство — продукт процесса естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа»481. Как видим, конечной целью государства является счастье людей, доступ их к знаниям и к интеллектуальной жизни. «Государство, — утверждает со всей определенностью Аристотель, — создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо»482. Благодаря политической власти, государству человек включается в социальную жизнь и способен достичь того, что называется общим благом. А это благо связано с интеллектуальным и моральным развитием человека, ибо приобщение к Разуму позволяет человеку заниматься подлинно человеческим делом — мыслить. Такой телеологический483 анализ государства оказал существенное влияние на развитие политической теории. Здесь в полной мере выявляются и различия в подходах Аристотеля и Платона. Последний видел в утверждении порядка конец города 480 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 376. 481 Там же. С.378. 482 Там же. С. 460. 483 Телеология - (гр. 1е1ок цель + логия) — иначе финализм - фило софская концепция, согласно которой все в мире (действия человека, ис торические события, природные явления) устроено целесообразно и вся кое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом или природой целей; учение о цели и целесообразности.
(государства), тогда как Аристотель видел в нем условие благополучия. По Платону, люди объединяются для удовлетворения своих основных потребностей и осуществления экономического обмена. Началом государства является неспособность людей удовлетворять свои потребности. «Государство... возникает, как я полагаю, — говорит Платон в своей работе «Государство», — когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом... каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства»484. Государство образуется и растет, а профессии в нем дифференцируются. Дегенерация государства и общества ведет к несправедливости. Должно ли государство навязывать справедливость? Если люди устремлены к несправедливости, ослепленные неправедными страстями или желаниями, то их, по мнению Платона, необходимо принудить к правде и справедливости. И Платон показывает это в «Государстве». Государство обеспечивает порядок в городе при помощи авторитарной политики. При этом особую роль играет юстиция. Она является не только инструментом принуждения. На основе порядка она утверждает политические механизмы. Государство стремится к высшему благу, которое освящает подлинный город. Государство в конечном счете обозначает стратегию власти, определяющую жизненные измерения группы ради ее сплочения. Власть государства представляет собой стратегический путь борьбы против смерти, организацию и институт, использующий определенные средства действия: борьба против недолговечности реальности, внесение стабильности в группу, введение прочных законов в реальность, которая находится под угрозой действия времени. А потому власть государства представляет собой совокупность скоординированных действий, маневров в борьбе с конечным по времени характером вещей, их распадом, а также в борьбе против смерти в некотором смысле. 1 Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 145.
Государство — это власть, по преимуществу организации. Поэтому для понимания феномена власти государства необходимо осмыслить ее содержание и структуру.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |