Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и счастье




В глубокой древности люди задавались вопросом: не явля­ется ли счастье целью государственной власти? В частности, постановку таких вопросов мы встречаем в наследии великого философа и политического мыслителя античного мира Аристо­теля. И нужно сказать, что размышления Аристотеля по этому вопросу не утратили своей значимости и в наши дни. К слову сказать, связующим звеном между государством-городом, или полисом, Аристотеля и современным государством является Высшее Благо как предпосылка и условие для счастливой жиз­ни людей. Наглядным подтверждением этого является государ­ство всеобщего благоденствия, получившее свое практическое выражение в ряде стран Запада в послевоенные годы. В госу­дарствах подобного типа используется целый набор соци­альных технологий для удовлетворения многих потребностей людей, что обеспечивает социальный прогресс общества до оп­ределенной ступени. Можно полагать, что в таком государстве утверждается счастье в том смысле, что обеспечивается опреде­ленный уровень благосостояния людей, их уверенность в завт­рашнем дне. Это политологи иногда называют делом доброго гения государства. Можно привести и другой пример. Советс­кий Союз и другие бывшие социалистические страны после Второй мировой войны ставили задачу создать государство, в котором люди были бы счастливы. Однако практика была тако­вой, что в отдельные периоды «счастье» навязывалось людям вопреки их желаниям.

Обратимся к наследию древнегреческих философов, которые оказали существенное влияние на всю европейскую философскую традицию. Согласно этой традиции государство создается для до­стижения людьми благополучия и счастья. Вот как начинает свою знаменитую работу «Политика» Аристотель: «Поскольку... всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая дея­тельность имеет в виду предполагаемое благо), то очевидно, что общения стремятся... к тому или иному благу, причем больше дру­гих и к высшему из всех благ стремится то общение, которое явля­ется наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные об-

 

щения. Это общение и называется государством или общением политическим»480.

Как известно, под общениями Аристотель понимал семью, се­ление, город. Семья, согласно Аристотелю, является первым видом общения, возникающим естественным путем для удовлетворения повседневных надобностей. Несколько семей, имеющих целью об­служивание не только неотложных или кратковременных потреб­ностей, образуют селение, которое Аристотель называет «колонией семей». Несколько селений образуют общество. «Общество, состо­ящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государ­ство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существую­щее ради достижения благой жизни ^выделено нами — В.Ж.). Отсю­да следует, что всякое государство — продукт процесса естественно­го возникновения, как и первичные общения: оно является завер­шением их, в завершении же сказывается природа»481.

Как видим, конечной целью государства является счастье лю­дей, доступ их к знаниям и к интеллектуальной жизни. «Государ­ство, — утверждает со всей определенностью Аристотель, — созда­ется не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо»482. Благодаря политической власти, государству человек включается в социальную жизнь и способен достичь того, что называется общим благом. А это благо связано с интеллектуальным и моральным развитием человека, ибо приоб­щение к Разуму позволяет человеку заниматься подлинно челове­ческим делом — мыслить.

Такой телеологический483 анализ государства оказал суще­ственное влияние на развитие политической теории. Здесь в полной мере выявляются и различия в подходах Аристотеля и Платона. Последний видел в утверждении порядка конец города

480 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 376.

481 Там же. С.378.

482 Там же. С. 460.

483 Телеология - (гр. 1е1ок цель + логия) — иначе финализм - фило­

софская концепция, согласно которой все в мире (действия человека, ис­

торические события, природные явления) устроено целесообразно и вся­

кое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом

или природой целей; учение о цели и целесообразности.

 

(государства), тогда как Аристотель видел в нем условие благо­получия.

По Платону, люди объединяются для удовлетворения своих основных потребностей и осуществления экономического обме­на. Началом государства является неспособность людей удовлет­ворять свои потребности. «Государство... возникает, как я пола­гаю, — говорит Платон в своей работе «Государство», — когда каж­дый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом... каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и по­лучает у нас название государства»484. Государство образуется и растет, а профессии в нем дифференцируются. Дегенерация госу­дарства и общества ведет к несправедливости.

Должно ли государство навязывать справедливость? Если люди устремлены к несправедливости, ослепленные неправедны­ми страстями или желаниями, то их, по мнению Платона, необхо­димо принудить к правде и справедливости. И Платон показывает это в «Государстве». Государство обеспечивает порядок в городе при помощи авторитарной политики. При этом особую роль иг­рает юстиция. Она является не только инструментом принужде­ния. На основе порядка она утверждает политические механизмы. Государство стремится к высшему благу, которое освящает под­линный город.

Государство в конечном счете обозначает стратегию власти, определяющую жизненные измерения группы ради ее сплочения. Власть государства представляет собой стратегический путь борь­бы против смерти, организацию и институт, использующий опре­деленные средства действия: борьба против недолговечности ре­альности, внесение стабильности в группу, введение прочных за­конов в реальность, которая находится под угрозой действия времени. А потому власть государства представляет собой сово­купность скоординированных действий, маневров в борьбе с ко­нечным по времени характером вещей, их распадом, а также в борьбе против смерти в некотором смысле.

1 Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 145.

 

Государство — это власть, по преимуществу организации. По­этому для понимания феномена власти государства необходимо осмыслить ее содержание и структуру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.