КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бунтарско-анархистские воззрения на власть
Русский анархизм В конце XIX в. анархизм получает распространение в России. В 1869 г. революционная террористическая организация «Народная расправа» принимает тайный устав для руководства, названный «Катехизис революционера» (автор С. Нечаев). Задачей организации провозглашалось разрушение «образованного мира», уничтожение врагов народа и «попутчиков» революционеров. Идеология этой организации в значительной мере отразила идеологию народнического течения, названного «бунтарским». Его лидер Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) был выразителем идеи «коллективистского анархизма» — идейного течения, основы которого были заложены Прудоном. Разделяя подход славянофилов, Бакунин считал западное общество «изрядно подгнившим». Образованные и привилегированные классы уже не имеют веры в свое призвание и право. Но «посреди сего всеобщего гниения один только грубый, непросвещенный народ, называемый чернью, сохранил в себе свежесть и силу... Все доводы и аргументы, служившие сначала аристократам
против монархии, а потом среднему сословию против монархии и аристократии, ныне служат... народным массам против монархии, аристократии и мещанства. Вот в чем состоит... сущность и сила коммунизма, не говоря о возрастающей бедности рабочего класса, единственного умножения пролетариата, умножения, в свою очередь, необходимо связанного с развитием фабричной индустрии так, как она существует на Западе»463. Нарождающийся в недрах народничества русский анархизм заметно отступал от идеализации крестьянства и общины, заменяя их новыми понятиями: масса, пролетариат. На руинах свергнутой монархии анархисты предполагали создать республику, однако без представительного правления. Система разделения властей казалась им буржуазным и демагогическим хитросплетением. «Я желал бы республики, - писал М.А. Бакунин, — но какой республики? Не парламентской. Представительное правление, конституционные формы, парламентская аристократия и так называемый эквилибр властей, в котором все действующие силы так хитро расположены, что ни одна действовать не может, одним словом, весь этот узкий, хитросплетенный и бесхарактерный катехизис западных либералов никогда не был предметом ни моего обожания, ни моего сердечного участия, ни моего уважения»464. Происхождение государства Бакунин рассматривает с идеалистических позиций. Природа человека двойственна. Лучшие ее черты и инстинкты — зародыш вольной безгосударственной организации будущего. Худшие — основа для возникновения государства. Государство, по глубокому убеждению Бакунина, «замешано» на дурных инстинктах и страстях, на предосудительных свойствах ума и характера людей. Государство, считал он, исторически возникает «во всех странах от союза насилия, опустошения и грабежа». Государство означает «насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если можно, и, в крайнем случае, бесцеремонного и откровенного». Развивая это положение, он дополняет: 463 Бакунин МЛ. Собр. соч. и писем. Т. 4. М., 1935. С. 187-188. 464 Бакунин МЛ. Поли. собр. соч. Т. 1. СПб., 1906. С. 212.
«Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо»; «Кто говорит государство и власть, тот говорит господство». Новый строй после социальной революции, по Бакунину, будет основан на «идее свободы». Для ее реализации нужно разрушить государство, а также авторитет, основанный на принуждении. Государство заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин в духе Прудона. Нужно сказать, что анархизм М.А. Бакунина имеет коллективистские корни. Он стремится к организации общества и коллективной собственности снизу вверх посредством вольного объединения, ассоциирования людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности. Бакунин считает, что только таким образом можно будет достичь свободы каждого. При этом основоположник русского анархизма полагает, что свобода никогда не уживается с политической властью, поэтому все, что связано с властью, им отвергается. Суть всякой государственной власти, всякого правительства в порабощении народа. Государство наносит обществу не что иное, как вред. Его вред проистекает из эксплуататорской роли по отношению к обществу и личности. Государство «всегда гарантирует то, что находит: одним - их богатство, другим - их бедность; одним -свободу, основанную на собственности, другим — рабство, неизбежное следствие их нищеты; и оно заставляет нищих вечно работать и в случае необходимости умирать для увеличения и сохранения богатства, которое является причиной их нищеты и их рабства. Такова истинная природа и истинная миссия государства»465.
Свои мечты о свободном безгосударственном обществе, основанном на социальной справедливости, об анархистской федерации Бакунин надеялся осуществить посредством народного бунта, носящего массовый и в немалой степени стихийный характер. В этом особенность бакунинской тактики, специфика бакунинского направления в народническом движении.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |