КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические воззрения А.И. Герцена
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Основные положения теории «русского социализма» разработал Александр Иванович Герцен (1812—1870). Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способов воплощения в жизнь теоретических («книжных») принципов социализма. Естественно, что он уделял пристальное внимание вопросам власти, государства, его роли в преобразовании общества. Тем более, что это одна из ключевых проблем марксизма. «Из того, что государство — форма преходящая, — писал он, — не следует, что эта форма уже прошедшая. И что значит отрицать государство, когда главное условие выхода из него — совершеннолетие большинства»445. Ведь социальные реформы и законодательство могут эффективно осуществляться только при посредстве центрального правительства. Отмирание государства — цель идеальная, но весьма отдаленная.
373. 354
444 Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 2. СПб, 1900. С. 131-132; Т. 3. С. 372-
23*
' Герцен А. Избранные философские произведения. Т. II. С. 315.
Современную ситуацию российские радикалы-западники видели следующим образом: наверху — деспотизм, внизу — коммунизм сельских обществ, середину составляет консервативная аристократия и вечно волнующаяся интеллигенция. Вот эта последняя и ждет с готовностью подсказки и примеров из Европы. Но там уже закончились неудачные революции 1848 г. Возникшие демократические режимы продержались недолго, продемонстрировав, что существующие государства еще не утратили своего решающего влияния на общество. Свою нежизнеспособность продемонстрировали и демократии. «Демократия, — писал А. Герцен, — не может ничего создать — это не ее дело... демократы только знают, чего не хотят, чего они хотят, они не знают». Герцен утверждал, что настоящего социального и политического творчества у демократии нет, как нет у нее и будущего. Будущее — вне политики, оно «носится над хаосом всех политических и социальных стремлений»446. Возражая западникам-радикалам, Герцен утверждает, что любая насильственная революция, независимо от ее результатов, принципиально не может приблизить Европу к своему собственному социальному идеалу. Победивший социализм непременно превратится в тривиальное буржуазное общество. И все опять повторится сначала. Белинский, а затем Герцен утверждали главенствующую роль буржуа в Европе и неизменность буржуазного порядка вообще. Если бы рухнул старый мир, на его месте непременно возник бы новый буржуазный мир. В то же время они отрицали институты буржуазной государственности — армию, Церковь, бюрократию. Но это напоминает борьбу с миражами: эти институты невозможно уничтожить. Неопределенными были и идеи западных социалистов по вопросам коллективной собственности и общественной солидарности. Трагедия идеологов социализма заключается в том, что их поиски политических и экономических методов преобразования общества только усиливают и делают отталкивающими психологические черты той самой буржуазности, с которой они борются. В этой борьбе, полагает Герцен, по одну сторону баррикад стоит буржуазия, владеющая собственностью и отказывающаяся де- 446 Герцен А. Полн. собр. соч. Т. V. С. 443.
литься своими монопольными правами с кем-либо447. Но и по другую сторону — тоже буржуазия, только собственности не имеющая и желающая отобрать ее у первой. На одной стороне — скупость, на другой — зависть. Каждый раз, когда к власти приходит новая волна оппозиции, когда она приобретает деньги и должности, завистники превращаются в скупых. Рассчитывая на победу в политической борьбе, социализм сознательно или неосознанно полагает стать наследником буржуазии448. Европейский социализм Герцен оценивал как симптом упадка жизненных сил и политической инициативы в Европе. Социальный упадок ее связан с «обуржуазиванием» системы ценностей. Буржуазная идеология проникает в низшие слои населения, на помощь которых при совершении социалистического переворота рассчитывают идеологи социализма. По мнению Герцена, социалистическое разложение Европы представляет значительную опасность для России. Как и многие западники, Герцен был разочарован реальным Западом. И дело не только в торгашеском духе современной Герцену Европы. Он не приемлет парламентаризм, являющий собой политическую фикцию, которая позволяет политическим партиям создавать видимость социальной активности и извлекать из этого личные выгоды. Протестантизм оценивается им как идеологическое примирение христианства с этикой лавочника и ростовщика449. «Народы, как царские дома перед падением, тупеют, — говорил Герцен. — Мещанская Европа изживет себя в сумерках тупоумия, в вялых чувствах без убеждений... Слабые, хилые, глупые поколения потянутся как-нибудь до взрыва, до той или другой лавы, которая их покроет каменным покрывалом и предаст забвению летописей»450. И тогда молодое, неустроенное варварство заменит варварство старческое. Кто придет на смену? Начиная с Чаадаева, как было отмечено выше, западники обратили свое внимание на молодую провинциальную Америку. 447 Герцен А. Избранные философские произведения. Т. И. С. 309; Т. VI. С. 334. 448 См.: Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 262-264. 449 Герцен А. Былое и думы. Л., 1947. С. 414. 450 Герцен А. Полн. собр. соч. Т. V. С. 486.
Она уже к тому времени имела все, о чем мечтала Европа, — федерацию, республику, демократию. Однако Герцен имел критический взгляд в отношении Соединенных Штатов. Он считал, что страна, свободная от вмешательства собственного правительства, подпадает под власть другой силы — толпы. Динамичная и инициативная, лишенная европейской бюрократии Америка все же не обладает притягательной силой для других народов. Довольство и озабоченность исключительно материальными вопросами не могут сделать Америку образцом для народов, ищущих духовное обновление451. И тогда приходит черед России. Ее преимущество в том, что ей нечего терять, нечего охранять. И потому идея социализма может приобрести положительное значение. Герцен связывает свои надежды с сельской общиной и рабочей армией России, а также с западнически настроенной интеллигенцией. Это будет гуманный социализм, а не идеал технократического общества. Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной. Народы Европы, согласно теории Герцена, разработали два великих начала, доведя каждое из них до крайних, ущербных решений: «Англосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека». Главная задача, по мнению Герцена, в том и состоит, чтобы соединить права личности с общинным устройством: «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное (8е11*- оуегптеп1:)452 на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос русской революции — тот самый, что и вопрос о великом социальном освобождении, несовершенные решения которого так волнуют западные умы». Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. В его произведениях немало суждений о неизбежности насильственного ниспровержения капитализма: 451 Герцен А. Былое и думы. С. 410. 452 Самоуправление.
«Сколько социализм ни ходит около своего вопроса, у него нет другого разрешения, кроме лома и ружья»453. И тем не менее Герцен решительно возражал революционным социалистам, звавшим народ «к топору». В среде западников Герцен (как и Чаадаев) может быть отнесен к так называемым консервативным революционерам, противостоящим радикальному крылу движения. В обращении к Александру II Герцен прямо говорил о том, что русское самодержавие может быть революционным и что крестьянская демократия всегда остается консервативной. Преобразования могут носить реформаторский и постепенный характер. «Я нисколько не боюсь слова "постепенность", опошленного жестокостью и неверным шагом разных реформирующих властей»454. Реформаторы-книжники, отвлеченные от жизни экспериментаторы находятся от народа дальше, чем его враги. Значительно больше связей с массами имеют поп и аристократ, полицейский и купец, хозяин и солдат455. Интеллигенты-рационалисты неожиданно для себя увидели, какую решающую роль играют национальные варианты учений, уходящие корнями в прошлое, и сколь маложизнеспособными оказываются на национальной почве поверхностные, но широко распространенные современные доктрины. 5.8.2. Н.Г. Чернышевский — теоретик «русского социализма» Видным теоретиком и пропагандистом «русского социализма» был Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Свой творческий путь он начал с литературно-критических статей, но затем включился в полемику о готовившейся крестьянской реформе. Это выявило его истинное призвание — экономиста и политолога. Ряд статей Чернышевского был посвящен систематическому изложению и популяризации идеи перехода к социализму через крестьянскую общину, с помощью которой, по его 453 См.: История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лей- ста. С. 524-526. 454 Герцен А. Поли. собр. соч. Т. VIII. С. 160. 455 Герцен А. Избранные философские произведения. Т. II. С. 308.
мнению, Россия сможет избежать «страшной язвы пролетариатства в сельском населении».
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |