КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генезис государственной власти
Государство возникает, как известно, на определенном этапе развития человеческого общества. Однако общество существовало и до возникновения государств. «Без веры. Без закона. Без короля» - так в XVI в. характеризовали в Западной Европе общество индейцев. И на этом основании такие общества стали называть архаическими, или примитивными. И наоборот, общество, в котором есть государство, рассматривается как непримитивное467. В работах многих социологов и антропологов показано, что власть не обязательно связана с наличием в обществе государства. Достаточно долго в мире существовали общества без государства, без специальных институтов политической власти, стоящих над ними. Об этом красноречиво пишет французский этнолог Пьер Кластр: «Примитивные общества являются обществами без государства потому, что оно в них невозможно... В племени нет короля, но есть вождь, который не является главой государства. Что это означает? Это означает просто то, что вождь не обладает авторитетом, властью принуждения, средством отдавать приказ. Вождь не является командующим, а члены племени не испытывают подчиняющей власти. Территория, подвластная вождю, не является местом власти»468. Таким образом, вождь племени фактом своего существования не предвещает появления фигуры господина и деспота. Представьте себе, говорит нам этнолог, вождя без власти и институт, не обладающий авторитетом в глазах населения. Вне всякого сомнения, вождь обладает престижем, наделен даром оратора, «харизмой», влиянием, будучи, что называется неординарной личностью. А его техническая компетенция придает смысл его влиянию на территории.
И вслед за П. Кластром можно утверждать, что не всякая власть является государственной. А вождь племени обладает огра-
ничейным авторитетом и ограниченной силой. Это так потому, что внутри общества без государства все-таки появляются понятия авторитета и принуждения. И если существуют общества без институтов политической власти, стоящих над ним (обществом), то это вовсе не значит, что они (эти общества) ничего не ведали о политическом господстве. В этих обществах достаточно широко используется принуждение в различных формах. Приведем несколько примеров обществ без государства. На определенной стадии развития таких обществ в их социальный корпус анонимно вводится авторитет. В нем находит свое выражение сила влияния обычаев и суеверий. Навязывание этого авторитета осуществляет глава семьи или священник. Своими действиями они добиваются от членов сообщества восприятия как очень значимых определенных представлений и верований в сообществе. Такая форма власти не является индивидуализированной. Она не воплощена в вожде. Она выражается, говоря словами Ж. Бюрдо, в «давлении социального конформизма... и ее можно определить как обезличенная Власть, характерная для действительно примитивных обществ»469. В процессе последующего развития в примитивных обществах появляется власть вождя или главы. Появляется функция вождя как воплощение его авторитета. Появление этой функции является ответом на быстрое развитие общества. Складывается ситуация, в которой обычаи как форма власти не поспевают за социальной эволюцией. И потому сама жизнь ставит вопрос о создании новых форм организации. И тогда появляется вождь, выводящий общество из летаргии и паралича. Начинается эпоха индивидуализированной власти, когда в одном лице соединяются авторитет и командование. Эта достаточно простая форма власти вырастает из отношений между индивидами. Глава или вождь символизирует собой желаемый социальный порядок. Организация общества строится на индивидуальной воле. Французский антрополог Ж.-В. Ляпьер на примере жизни кочевых племен и племен, занимающихся «охотой-рыбалкой-собиранием», показывает, что отличительной особенностью вождя является то, что он берет слово и в нем выражается слово группы. 1 Вигйеаи С. Ь'ЁШ. Р., 1970. Р. 26.
Своим словом он не только информирует, но и указывает на глубокий смысл того или иного действия. С течением времени эта форма власти подвергается воздействию процесса ее комплексификации. В результате этого процесса из указанной нами формы власти вырастает политическая власть, связанная с организацией деятельности стоящего над группой вождя. Возникает иерархия обладателя власти в более или менее структурированной форме. В итоге в руках вождя концентрируется сила, в том числе и сила принуждения. И пусть изложенная нами интерпретация носит несколько упрощенный характер, тем не менее дальнейшее исторического развитие подавляющего числа стран с неизбежностью приводит к появлению административного государства, например, империи инков, ставшей одним из самых оригинальных примеров государства в истории. Империя инков характеризовалась комплексной иерархией. Она состояла из государств, конфедераций, племен, и над ними царили вожди (Инка) при помощи чиновников. Это породило этатический порядок и могущественную администрацию, которая повсеместно насаждала однообразные институты. Как видим, государство существовало не всегда. Оно возникает в итоге комплексификации общества и появления администрации. Государство в его современном понимании, как уже отмечалось, появляется «на выходе» из феодализма470. И оно стало логическим продолжением таких форм политической организации общества, как роИз — греческий город, империя (например, Римская империя) и сеньория, в которой феодал обладал легитимной политической властью. В феодальных государствах начиная с XII—XIV вв., получает развитие институционализированная политическая власть, что было реакцией на сеньорию и религиозную власть. Институционализированная политическая власть получает свое выражение в специализированном этатическом аппарате, который постепенно становится средоточием публичной силы. С этого момента власть перестает быть воплощенной в индивиде. И значит, рождение со- 470 См.: Желтое В.В. Формирование европейского государства. Кемерово, 1995.
временного государства связано с появлением так называемого штатного обладателя власти. Социолог Ж. Бюрдо, уже упоминавшийся нами, в работе, посвященной проблематике государства, следующим образом описывает этот процесс: «Нежелательные последствия индивидуализированной власти становятся нетерпимыми, нетерпимой становится, например, нестабильность в осуществлении правящей функции. Управляемые и сами управляющие начинают задумываться над проблемой непрерывности управления коллективными интересами, способе передачи авторитета, способе, который освободил бы от соперничества и борьбы при определении личности руководителя... Поскольку Власть... не может продолжаться в состоянии эктоплазмы471, она нуждается в обладателе. Этим обладателем будет этатический институт как исключительное место публичной силы. В государстве власть институционализирована в том смысле, что передана от персоналий, которые только осуществляют управление, государству, которое становится отныне ее единственным обладателем»472. С возникновением власти современного государства выявляются такие ее параметры, как централизация принуждения (под центром понимается высшая политическая инстанция), инсти-туционализация (о чем мы только что говорили) и, наконец, специализация агентов (правители, полицейские, судьи и т.п.). Соединение всех этих параметров и есть выражение того, что государство возникло. Государство — это прочная и суверенная структура, которой по праву принадлежит высший авторитет. Утверждение суверенитета государства в суверенной власти является центральным моментом в становлении государства как с исторической, так и с юридической точек зрения. Это показал еще в XVI в. Ж. Воден, который видел в государстве право правления при помощи суверенной силы. 471 Эктоплазма (биол.) - (от греч. ес1оз - вне, снаружи и р1а8та - вы лепленное, оформленное) — периферический слой цитоплазмы, т.е. вне- ядерной части животных и растительных клеток. (Большая Советская Эн циклопедия. М., 1978. С. 50.). 472 Вигёеаи С. Ь'ЁШ. Р. 31.
Государство представляет собой суверенную власть, которая исключает какое бы то ни было подчинение и которая осуществляет арбитраж в случае возникновения конфликтов. Власть государства наделена соответствующими механизмами, неотрывными от суверенного могущества.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |