Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции государственной власти




Государство прежде всего обозначает совокупность механиз­мов, позволяющих обществу реализовать унификацию человечес­ких судеб и интересов. Государство обеспечивает установление единого социального порядка, что позволяет положить конец ато-мизации общества и избежать войны всех против всех (Т. Гоббс). Если это так, то власть государства является воплощением социаль­ной связи, обеспечивающей объединение политического сообщества.

Единство общества находит свое выражение в конституции, которая определяет форму правления страной и принципы, осно­вывающие общество. «Государство, — утверждал Гегель, - есть не­что абстрактное, его общая реальность выражается лишь в граж­данах; однако оно действительно существует, и его лишь общее существование должно выявлять себя в индивидуальной воле и деятельности. Появляется потребность в правительстве и государ­ственном управлении вообще; происходит отбор и обособление тех лиц, которые должны стоять во главе управления государ­ством, принимать решения относительно государственных дел, устанавливать, каким образом эти решения должны быть приво­димы в исполнение, и отдавать приказания тем гражданам, кото­рые должны приводить их. в исполнение... Лишь благодаря кон­ституции отвлеченное понятие государства претворяется в жизнь и действительность, но благодаря этому устанавливается и разли­чие между приказывающими и повинующимися»473.

Согласно Гегелю, социальное единство общества обеспечива­ется конституцией, а также обращением к абсолюту божественно­го порядка, что выражает корона вместе с ее обладателем — ко­ролем как выразителем священности. Социальное единство об-

1 Гегель. Сочинения. М.; Л., 1935. Т. VIII. С. 42.

 

щества выражается и в символах общества как представлениях его о самом себе. С течением времени понятия и символы преобразу­ются, что позволяет, используя и изменения конституции, про­грессивно адаптировать государственную власть к изменениям, гражданского общества

Социальное единство общества обеспечивается не только конституцией. Государственная власть, объединяя вокруг себя атомизированное общество, позволяет преодолевать хрупкость человеческого существования, которому угрожает множество опасностей. Так, общество всегда находится под угрозой энтро­пии474: социальная реальность обладает действующей в ней тен­денцией к внутренней декомпозиции, движением в направлении изначального беспорядка. Противодействие энтропии предпола­гает рациональную организацию общества. И государство ее оли­цетворяет, противостоя распаду сообщества под воздействиями извне (войны, межгосударственные конфликты) и изнутри (эко­номические и социальные кризисы, борьба за власть).

Мощь государства позволяет сообществу противодействовать любой опасности, угрожающей существованию людей. И потому государство и государственная власть являются органами выжива­ния. «Государство, — отмечает философ и политолог Эрик Вейль, — является рациональной и разумной (моральной) организацией сообщества; ему может быть предписана только одна цель — про­должать в качестве наделенной сознанием организации истори­ческое сообщество, для которого оно является организатором и которое приобретает такую форму, которую оно ему придает. Не является очевидным тот факт, что современное государство — это единственная форма существования сообщества; но очевидным является тот факт, что современное государство преследует имен­но эту цель»475.

В свое время Гегель отмечал, что государство может возник­нуть вследствие насилия. Однако держится оно не на нем. «В сво-

474 Энтропия (гр. еп - в, внутри + (горе - поворот, превращение) -

мера внутренней неупорядоченности системы; при всех процессах, про­

исходящих в замкнутых системах, энтропия или возрастает (необратимые

процессы), или остается постоянной (обратимые процессы).

475 \УеИЕ. РЫюзорЫе роН^ие. Р., 1989. Р. 139.

 

ем проявлении, — утверждает Гегель, — сила вызвала к существо­ванию лишь нечто — в себе и для себя — правомерные законы, конституцию». И далее: «Борьба за признание и подчинение влас­ти господина есть явление, из которого произошла совместная жизнь людей как начало государства. Насилие, составляющее ос­нование этого явления не есть еще поэтому основание права, но лишь необходимый и правомерный момент в переходе от состояния самосознания, погруженного в вожделение и единичность, к со­стоянию всеобщего самосознания. Это наличие есть внешнее или являющееся начало государств, а не их субстанционный прин­цип»476.

Как видим, Гегель подчеркивает необходимость насилия как ис­ходной меры для получения «первоначального единства». Однако функции власти куда как шире. Важнейшая функция власти заклю­чается в том, чтобы установить стабильные отношения между людь­ми при минимальном использовании насилия. Власть предприни­мает все необходимые разумные действия для сохранения и укрепле­ния государства. И иначе быть не может: благодаря государству не происходит распада общества и продолжается его жизнь.

Помимо насилия, государство как универсальная реальность имеет функцию универсального общения с субъектами. Оно воп­лощает в себе Разум и организовывает сообщество таким образом, чтобы предохранить его от воздействия случайностей и разного рода частностей. Государство имеет целью утвердить универсаль­ный закон и правовое государство, с тем чтобы обеспечить, как мы уже отмечали, выживание государства и общества.

Государство обеспечивает выживание сообщества, регулируя борьбу и конфликты, осуществляя стратегию социального равно­весия. В качестве арбитра государственная власть поддерживает социальное равновесие, без чего расходящиеся интересы индиви­дов и групп разрушили бы сообщество и его организацию. Соци­альные группы, попадая в поле универсальной рациональности, присущей государству и государственной власти, оказываются тем самым в зоне их политического и экономического арбитража, осуществляемого с точки зрения общественного (публичного) интереса. Регулирование социальных отношений, осуществляемое

 

государственной властью, приводит к утверждению равновесия между сторонниками и противниками (оппозицией) власти. В ито­ге вектор движения общества ориентируется на публичный поря­док. Ж. Бюрдо так описывает эту тенденцию: «Именно для диалек­тики порядка и движения, которое характеризует политическую жизнь на уровне управления, государство является необходимым регулятором... Эта диалектика, являющаяся ритмом всей полити­ческой жизни, может быть понята только в меру осознания глу­бокой взаимодополняемости элементов, из которых она склады­вается: порядок как ассимилированное движение, движение как порядок силы... Таким образом, Власть, верная своему предназна­чению, которое заключается в том, чтобы осуществить представ­ления общества о самом себе и навести порядок в отношении дви­жений, вызывающих социальные напряжения»477.

Есть все основания утверждать, что регулирующая сила госу­дарства нацелена на создание и утверждение правил игры, позволяю­щих добиваться равновесия, а также управлять как возможными конфликтами, так и всей социальной ситуацией в целом. Понятно, что регулирование предполагает проведение переговоров с конф­ликтующими социальными актерами.

В процессе осуществления стратегии социального равновесия власть государства проявляется в полной мере как власть арбитра. Арбитраж государственной власти не ограничивается управлени­ем различиями в обществе, согласованием и координацией оппо­зиционных интересов. Арбитраж - это поиск подлинного рацио­нального порядка, того, что социологи называют аутентичным равновесием, более реальным, чем эмпирический порядок. На­помним формулу Гегеля о том, что все действительное является разумным, а все разумное действительным. Стратегия равнове­сия, значит, проявляется в утверждении КаНо, т.е. рациональнос­ти. Деятельность Разума, утверждает в «Философии духа» Гегель, «есть жизнь, а он есть именно деятельность: и деятельность его, как она есть сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь»478.

Процесс утверждения аутентичного общественного порядка предполагает необходимость создания ряда условий для него: раз-

 

476 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 3. С. 243-245.

 

477 Вшйеаи О. \2 ЁШ. Р. 106.

478 Гегель. Сочинения. М., 1956. Т. 3. С. 366.

 

 

 

личие между государством и особой политической формой, к ко­торой оно (государство) не сводимо; выбор управляющих для реа­лизации функций в рамках правового государства; разделение между государством и гражданским обществом. Демократическая государственная власть осуществляет функцию арбитра на путях реализации фактического разделения властей, ставя себя на служ­бу Идее и Праву в целях обеспечения равновесия порядка и дви­жения. Эта власть в режиме минимального зла обеспечивает по­литическое функционирование общества и регулирование поли­тической борьбы. Вместе с тем государство обеспечивает свободу гражданам, гарантирует их права, создавая республику как совре­менную форму государства, основанного на идее защиты прав и свобод граждан.

Конечная цель государственной власти ясна. Она заключается в создании рационального государства, обеспечивающего права человека и его юридическую безопасность, принося освобожде­ние униженным и оскорбленным, рабам и слугам. Спиноза в своем «Богословско-политическом трактате» показал, что конец государства является, по сути дела, в реальности свободой. Он полагал, что государство учреждено для того, чтобы люди ис­пользовали свободный Разум; оно создается для того, чтобы ос­вободить рабов и обеспечить их автономию. Конечная цель госу­дарства состоит не в утверждении господства и страха, а в созда­нии свободного города.

Позицию Спинозы позднее уточнил Ш. Монтескье, в частно­сти, в вопросах независимости и свободы граждан. «Политичес­кая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может зак­лючаться лишь в том, — утверждал Ш. Монтескье, — чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть. Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»479.

479 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 288-289.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.