КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции государственной власти
Государство прежде всего обозначает совокупность механизмов, позволяющих обществу реализовать унификацию человеческих судеб и интересов. Государство обеспечивает установление единого социального порядка, что позволяет положить конец ато-мизации общества и избежать войны всех против всех (Т. Гоббс). Если это так, то власть государства является воплощением социальной связи, обеспечивающей объединение политического сообщества. Единство общества находит свое выражение в конституции, которая определяет форму правления страной и принципы, основывающие общество. «Государство, — утверждал Гегель, - есть нечто абстрактное, его общая реальность выражается лишь в гражданах; однако оно действительно существует, и его лишь общее существование должно выявлять себя в индивидуальной воле и деятельности. Появляется потребность в правительстве и государственном управлении вообще; происходит отбор и обособление тех лиц, которые должны стоять во главе управления государством, принимать решения относительно государственных дел, устанавливать, каким образом эти решения должны быть приводимы в исполнение, и отдавать приказания тем гражданам, которые должны приводить их. в исполнение... Лишь благодаря конституции отвлеченное понятие государства претворяется в жизнь и действительность, но благодаря этому устанавливается и различие между приказывающими и повинующимися»473. Согласно Гегелю, социальное единство общества обеспечивается конституцией, а также обращением к абсолюту божественного порядка, что выражает корона вместе с ее обладателем — королем как выразителем священности. Социальное единство об- 1 Гегель. Сочинения. М.; Л., 1935. Т. VIII. С. 42.
щества выражается и в символах общества как представлениях его о самом себе. С течением времени понятия и символы преобразуются, что позволяет, используя и изменения конституции, прогрессивно адаптировать государственную власть к изменениям, гражданского общества Социальное единство общества обеспечивается не только конституцией. Государственная власть, объединяя вокруг себя атомизированное общество, позволяет преодолевать хрупкость человеческого существования, которому угрожает множество опасностей. Так, общество всегда находится под угрозой энтропии474: социальная реальность обладает действующей в ней тенденцией к внутренней декомпозиции, движением в направлении изначального беспорядка. Противодействие энтропии предполагает рациональную организацию общества. И государство ее олицетворяет, противостоя распаду сообщества под воздействиями извне (войны, межгосударственные конфликты) и изнутри (экономические и социальные кризисы, борьба за власть). Мощь государства позволяет сообществу противодействовать любой опасности, угрожающей существованию людей. И потому государство и государственная власть являются органами выживания. «Государство, — отмечает философ и политолог Эрик Вейль, — является рациональной и разумной (моральной) организацией сообщества; ему может быть предписана только одна цель — продолжать в качестве наделенной сознанием организации историческое сообщество, для которого оно является организатором и которое приобретает такую форму, которую оно ему придает. Не является очевидным тот факт, что современное государство — это единственная форма существования сообщества; но очевидным является тот факт, что современное государство преследует именно эту цель»475. В свое время Гегель отмечал, что государство может возникнуть вследствие насилия. Однако держится оно не на нем. «В сво- 474 Энтропия (гр. еп - в, внутри + (горе - поворот, превращение) - мера внутренней неупорядоченности системы; при всех процессах, про исходящих в замкнутых системах, энтропия или возрастает (необратимые процессы), или остается постоянной (обратимые процессы). 475 \УеИЕ. РЫюзорЫе роН^ие. Р., 1989. Р. 139.
ем проявлении, — утверждает Гегель, — сила вызвала к существованию лишь нечто — в себе и для себя — правомерные законы, конституцию». И далее: «Борьба за признание и подчинение власти господина есть явление, из которого произошла совместная жизнь людей как начало государства. Насилие, составляющее основание этого явления не есть еще поэтому основание права, но лишь необходимый и правомерный момент в переходе от состояния самосознания, погруженного в вожделение и единичность, к состоянию всеобщего самосознания. Это наличие есть внешнее или являющееся начало государств, а не их субстанционный принцип»476. Как видим, Гегель подчеркивает необходимость насилия как исходной меры для получения «первоначального единства». Однако функции власти куда как шире. Важнейшая функция власти заключается в том, чтобы установить стабильные отношения между людьми при минимальном использовании насилия. Власть предпринимает все необходимые разумные действия для сохранения и укрепления государства. И иначе быть не может: благодаря государству не происходит распада общества и продолжается его жизнь. Помимо насилия, государство как универсальная реальность имеет функцию универсального общения с субъектами. Оно воплощает в себе Разум и организовывает сообщество таким образом, чтобы предохранить его от воздействия случайностей и разного рода частностей. Государство имеет целью утвердить универсальный закон и правовое государство, с тем чтобы обеспечить, как мы уже отмечали, выживание государства и общества. Государство обеспечивает выживание сообщества, регулируя борьбу и конфликты, осуществляя стратегию социального равновесия. В качестве арбитра государственная власть поддерживает социальное равновесие, без чего расходящиеся интересы индивидов и групп разрушили бы сообщество и его организацию. Социальные группы, попадая в поле универсальной рациональности, присущей государству и государственной власти, оказываются тем самым в зоне их политического и экономического арбитража, осуществляемого с точки зрения общественного (публичного) интереса. Регулирование социальных отношений, осуществляемое
государственной властью, приводит к утверждению равновесия между сторонниками и противниками (оппозицией) власти. В итоге вектор движения общества ориентируется на публичный порядок. Ж. Бюрдо так описывает эту тенденцию: «Именно для диалектики порядка и движения, которое характеризует политическую жизнь на уровне управления, государство является необходимым регулятором... Эта диалектика, являющаяся ритмом всей политической жизни, может быть понята только в меру осознания глубокой взаимодополняемости элементов, из которых она складывается: порядок как ассимилированное движение, движение как порядок силы... Таким образом, Власть, верная своему предназначению, которое заключается в том, чтобы осуществить представления общества о самом себе и навести порядок в отношении движений, вызывающих социальные напряжения»477. Есть все основания утверждать, что регулирующая сила государства нацелена на создание и утверждение правил игры, позволяющих добиваться равновесия, а также управлять как возможными конфликтами, так и всей социальной ситуацией в целом. Понятно, что регулирование предполагает проведение переговоров с конфликтующими социальными актерами. В процессе осуществления стратегии социального равновесия власть государства проявляется в полной мере как власть арбитра. Арбитраж государственной власти не ограничивается управлением различиями в обществе, согласованием и координацией оппозиционных интересов. Арбитраж - это поиск подлинного рационального порядка, того, что социологи называют аутентичным равновесием, более реальным, чем эмпирический порядок. Напомним формулу Гегеля о том, что все действительное является разумным, а все разумное действительным. Стратегия равновесия, значит, проявляется в утверждении КаНо, т.е. рациональности. Деятельность Разума, утверждает в «Философии духа» Гегель, «есть жизнь, а он есть именно деятельность: и деятельность его, как она есть сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь»478. Процесс утверждения аутентичного общественного порядка предполагает необходимость создания ряда условий для него: раз-
476 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 3. С. 243-245.
477 Вшйеаи О. \2 ЁШ. Р. 106. 478 Гегель. Сочинения. М., 1956. Т. 3. С. 366.
личие между государством и особой политической формой, к которой оно (государство) не сводимо; выбор управляющих для реализации функций в рамках правового государства; разделение между государством и гражданским обществом. Демократическая государственная власть осуществляет функцию арбитра на путях реализации фактического разделения властей, ставя себя на службу Идее и Праву в целях обеспечения равновесия порядка и движения. Эта власть в режиме минимального зла обеспечивает политическое функционирование общества и регулирование политической борьбы. Вместе с тем государство обеспечивает свободу гражданам, гарантирует их права, создавая республику как современную форму государства, основанного на идее защиты прав и свобод граждан. Конечная цель государственной власти ясна. Она заключается в создании рационального государства, обеспечивающего права человека и его юридическую безопасность, принося освобождение униженным и оскорбленным, рабам и слугам. Спиноза в своем «Богословско-политическом трактате» показал, что конец государства является, по сути дела, в реальности свободой. Он полагал, что государство учреждено для того, чтобы люди использовали свободный Разум; оно создается для того, чтобы освободить рабов и обеспечить их автономию. Конечная цель государства состоит не в утверждении господства и страха, а в создании свободного города. Позицию Спинозы позднее уточнил Ш. Монтескье, в частности, в вопросах независимости и свободы граждан. «Политическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, — утверждал Ш. Монтескье, — чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть. Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»479. 479 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 288-289.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |