КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические идеи П.Я. Чаадаева
Западничество Под западничеством в русской общественно-политической мысли понимается направление, содержание которого составляла идея об усвоении Россией европейской цивилизации: науки, техники, политического строя, других ценностей, ориентированных на Западную Европу, выросших из нее. Западники считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь, что и Запад. Следует сказать, что западничество, как и славянофильство, не являлось однопорядковым идейным течением. Это достаточно сложное социально-политическое явление. Одним из первых идеологов западничества435 был Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) — дворянин с типично декабристской биографией: университет, участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах, масонство. 435 Идейные позиции П.Я. Чаадаева легли в основу многих научно-теоретических построений и западников, и славянофилов, и либералов, и консерваторов — столь обширны и глубоки они были. Однако не вызывает сомнения факт западнической ориентации творчества Чаадаева. Его убежденность в необходимости для России пройти все ступени цивилизации, которые прошла Западная Европа, несомненно, определяют место этого оригинального политического мыслителя среди западников.
Чаадаев полагал, что Российская империя способна избежать распада лишь при условии, что она повторит прошлый путь европейской культуры. Взяв у нее весь опыт, навыки и, главным образом, ее науку, Россия сможет в будущем спасти Европу от «морального хаоса и социалистического материализма». Западники однозначно оценивали прошлое России как темное. Сначала она прошла через дикое варварство, потом — через грубое невежество, а затем - через свирепое чужеземное владычество, дух которого унаследовала наша национальная власть. Православие, которое Россия восприняла от Византии, западники считали не лучшим выбором. Такая позиция определялась тем, что, во-первых, это событие произошло в момент упадка Восточной Римской империи, наследницей которой стала изолированная от Европы Русь. Религия была получена не от республиканских монархий первых цезарей, а от восточного деспотизма, в котором император правил Церковным Собором, от системы це-зарепапизма. Во-вторых, воспринятое Россией православие оказалось аскетической, лишенной социальных устремлений религией безропотного народа, принужденного отказаться от улучшений своей земной и реальной жизни. Западники подвергают сомнению религиозную основу православной русской государственности. Более того, они утверждали, что православие способствует углублению социальной и политической апатии населения. А православная церковь является основной поддержкой застойного политического режима. Как считал Н. Огарев, друг и соратник А.И. Герцена, вера в фатализм божьего произвола породила формальную религиозность, лишенную какого-либо нравственного содержания. Точно так же «привычка к рабству, признанному законодательством, дает нам формальную законность помимо всякого права»436. Все западники сходились в одном: Петр I наметил верный путь, отбирая из опыта Европы только то, что было полезным, прочным и ценным для России. Некоторые из них утверждали, что русское общество не готово выработать продуктивные политические идеи и реализовать их в жизни. Поэтому и заимствования могут осуществлять лишь на определенном уровне, чтобы они могли оказаться эффективными.
Западники выдвигают концепцию «революции сверху». Все преобразования общества и государства они рассматривали как результат реализации правительственных программ. В этих условиях, естественно, решительно возрастает роль государства. Белинский даже допускал самодержавие как инструмент политических реформ и просвещения. Он же полагал, что русские либералы только вредили реформам, так как всегда раздражали правительство, провоцировали его и заставляли видеть революционные заговоры даже там, где их не было. Какая же задача стоит перед государством? С точки зрения западников, это преобразование общества. Они говорят о двух новых классах: буржуазии и интеллигенции, которые призваны сыграть решающую роль в преобразовании общества. При этом особая роль отводилась интеллигенции, интеллектуалам, способным трезво оценить политическую ситуацию и противостоять самому правительству и толпе. Этот просвещенный слой, по мысли западников, способен обеспечить духовный и моральный перевес России над Западом. Обращает на себя внимание тот факт, что, по убеждению за падников (Белинский), источником интересов, целей и любой де ятельности вообще является общественная жизнь, социальность. В письме другому западнику, Боткину, Белинский написал: «Итак, я теперь в новой крайности — это идея социализма, кото рая стала для меня идеей идей... Она... поглотила и историю, и ре лигию, и философию. Общество живет известной суммой извест ных убеждений, в которых все его члены сливаются воедино... Со циальность, социальность — или смерть!»437 ;■ В понятие социализма западники включали, с одной стороны, идеи, высказанные «утопическими социалистами» (Сен-Си-1 мон, Фурье), с другой — постулаты из систем Гегеля и Фихте, ставивших государственность и национальность выше отдельной личности. В этой связи можно говорить о формулировании русскими западниками концепции «национального социализма». Неудача буржуазных революций стимулировала поворот русского западничества к радикализму. На передний план выходит тема революционного преобразования общества. Радикальные за-
436
Цит. по: Гершензон О. История молодой России. М., 1933. С. 284.
Цит. по.: Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 258.
падники не верили, что права могут быть закреплены и гарантированы в формальных законах, так же как не придавали особого значения той или иной политической форме. (Здесь они приближаются к славянофилам.) Условием успеха социальных преобразований они полагали создание в России республики. Н. Чернышевский утверждал, что это последняя форма государства вообще. Чтобы избежать неурядиц переходного периода (от самодержавия к народоправству), Чернышевский допускал даже существование в течение этого времени монархической формы. Однако некоторое время спустя переходный период сокращается им до минимума. Идея революционного свержения правящего режима неизбежно порождала некоторые анархические элементы в западнической политической теории. Разрушенное старое государство должно было быть заменено чем-то новым и по форме, и по существу. Формой, как мы уже отмечали, становилась республика. Существо же преобразований определялось следующим образом: освобождение крепостных, демобилизация половины армии, сокращение до минимума администрации и государственной власти. Должны быть созданы свободные ассоциации производителей, конкурирующие друг с другом в обстановке политической свободы. «Орде жуликоватых и деспотических чиновников» противопоставлялся здравый разум ныне спящих народных масс, которые, проснувшись, смогут найти эффективные формы самоуправления. Свое место может найти в этом процессе и сельская община, которую так расхваливали славянофилы. Западники, выступая с позиций разрушения государства, предполагали сохранение его активной экономической функции. Они понимали, что только государство было в состоянии гарантировать основные экономические права. И тем не менее в западнической концепции все явственнее проявлялись черты «гильдейского социализма», т.е. системы, в которой экономическое самоуправление различного рода корпораций и ассоциаций вовсе не нарушается планирующим и регулирующим вмешательством государства.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |