КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация власти
Отношения Восток—Запад Политические концепции славянофилов нельзя понять без рассмотрения их в контексте противостояния Восток-Запад и определения места России в этом противостоянии. Для славянофилов середины XIX в. Запад — прежде всего Европа. Однако противником рассматривалась только современная Европа. Средневековье, в том числе и европейское, идеализировалось славянофилами. Исключение в современной Европе со-
ставляла только одна страна — Англия, политические институты которой не были столь деградированными, как в других европейских странах. Подход славянофилов определялся тем, что, по их мнению, Россия не может быть идентифицирована как вполне европейское государство, занимая особое евразийское географическое местоположение. Существенно отличает Россию от многих европейских стран некий «особый дух русского народа» и особенный тип мировосприятия, которые проявляются в политической и правовой сферах. Активное стремление Европы повлиять на процессы государственно-политического развития России наталкивается как на сопротивление ее оригинальных политических институтов, так и на необычную политическую психологию ее народа. В то же время славянофилы предупреждали, что в самой России существует сила, способствующая проникновению западного, как правило, вредного влияния. Это — правящий класс самой России, резко противостоящий ее народу. Славянофилы — открытые сторонники самодержавия как формы власти, олицетворяющей волю народа. Задача этой власти — угадать эту волю. Сторонники славянофильства считали, что взаимное доверие между царем и народом не нуждается в формальных гарантиях. Сила власти в России построена на идеале и нравственном убеждении, и ей не нужны ни контракты, ни договоры. Славянофилы утверждали, что западный количественный принцип большинства и сопровождающая его реализацию охота за голосами в России неприемлемы. В то же время самодержавие нельзя отождествлять ни с абсолютизмом, ни с азиатской деспотией. В чем смысл русского пути в вопросах власти? Власть должна быть сильной, неделимой. Народ не должен участвовать в ее осуществлении. У него есть свои более важные задачи духовного и религиозного порядка. К. Аксаков так сформулировал эту идею: «Внешняя правда — государству, внутренняя правда — Земле; неограниченная власть — Царю, свобода мнения и слова — народу»429.
427 Кошелев А.И. Записки. Берлин, 1884. С. 25. 428 См.: Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 233-234.
429 Аксаков И. Соч. Т. V. С. 104, 156.
22*
Только при истинном самодержавии народ истинно свободен. Политическими институтами народа становятся тогда самоуправление и общественное мнение. То и другое предполагает наличие некой органической общности, из которой они и вырастают. Образец такого единства славянофилы ищут в национальной истории. В оборот вводятся два понятия, на которых строится вся их политическая концепция: «Земля» и «Государство». Под «Землей» славянофилы понимали «общественно-человеческое начало», «неопределенное и мирное состояние народа», «душу народа». Государство — власть внешняя, сила, охраняющая Землю, «дело государево»430. Идеальное отношение между государством и народом - состояние взаимного невмешательства. Славянофилы обращаются к концепции социального института — славянской общине - «союз людей, основанный на нравственном начале, управляемый внутренним законом... обычаем общественным». Народ, по оценке славянофилов, не стремится к государственной власти. Ее осуществление — задача государства. При этом сторонники идей славянофильства хорошо понимали, что без государственной власти существование вообще невозможно. В основе славянофильской политической доктрины лежит христианский религиозный идеал. Это позволяло ей достаточно критично относиться к любой конкретной государственной форме, не исключая и абсолютную монархию. В этой связи К. Аксаков писал: «Поняв с принятием христианской веры, что свобода только в духе, Россия постоянно стояла за свою душу, за свою веру. С другой стороны, зная, что совершенство на Земле невозможно, она не искала земного совершенства, и поэтому, выбрав лучшую (меньшее из зол) из правительственных форм, она держалась ее постоянно, не считая ее совершенною. Признавая свободно власть, она не восставала против нее и не унижалась перед нею»431. Самодержавие славянофилы не отождествляли с деспотией. Деспотическим самодержавие становится лишь тогда, когда вмешивается в общественную, общинную и духовную жизнь народа.
Со своей стороны и общество, если оно «хочет быть плодотворным... ни в коем случае не должно вмешиваться в политику... правительство может и должно защищать, но только общество созидает»432. Отсюда делался вывод о том, что изменения в общественном организме должны отражать потребности внутренней жизни народа и не осуществляться слишком резко и революционно. Европа и русский путь Весьма критично славянофилы относились к европейскому парламентаризму, который содержит две главные опасности — либерализм и революцию. Европейская и аристократическая традиция была разрушена «Декларацией прав человека» (1793). На передний план вместо духовных и религиозных идеалов вышли закон и политическое строительство. Феодальный абсолютизм в итоге сменился еще более страшным, по мнению славянофилов, абсолютизмом. Высшим критерием добра и зла стала случайная воля «народных представителей», а парламент стал органом новой тирании, «тирании большинства». Согласно А. Хомякову, диктатура парламентов оказалась более страшной, чем политические извращения монархических режимов. Приятным исключением в череде европейских политических превращений ХУШ-ХГХ вв. представляла собой, по мнению Хомякова, Англия, где сохранилось влияние обычая и здравого смысла. Этим Англия обязана верности старине и традиции, которые сочетаются с тягой страны к нововведениям. Что же касается остальной Европы, она характеризуется тем, что славянофилы назвали «зашиванием». Слишком на Западе преувеличена вера в разум, рациональность, в человеческую способность все просчитать и все предвидеть. Рациональные знания, по Хомякову, сначала убили личную совесть, а затем столкнулись с рядом вечных проблем, которые без этого критерия (совести) разрешить невозможно. Особенно тяжелые последствия этот интеллектуальный поворот вызвал в сфере знаний о человеке и обществе. Запад в силу этого как бы утрачивал внутренний смысл жизни, полагали славянофилы. Были утрачены вечные ценности, соци-
430 Там же. Т. I. С. 19. 431 Там же. Т. I. С. 18.
432 Хомяков Л. Поли. собр. соч. Т. VIII. М, 1911. С. 391.
альные и религиозные идеалы, чувства братства, любви, сочувствия. Утверждается господство духовной апатии и эгоизма. В итоге сторонники славянофильства неизбежно приходили к выводу о том, что политические заимствования на Западе не подходят для России. Демократическое равенство (равноправие) оказывается, по их мнению, недостаточным для русского народа. Это они оправдывали в том числе и ссылками на то, что русский чело-ч век стремится избегать политической власти, противодействует вмешательству государства в земский быт народа. С Запада в Россию вслед за либерализмом проникают социализм и революция. Но что нового внесла в мир революция? Великий русский поэт и славянофил Ф. Тютчев так отвечал на этот вопрос: «Нам известно идолопоклонство людей Запада перед всем, что есть форма, формула и политический механизм. Идолопоклонство это сделалось как бы последней религией Запада»433. Это качество умело используют революционеры, сделав его своим орудием. Человеческое было противопоставлено ими христианскому. Целое поколение «декабристов» прельстилось этими идеями, возлюбив Запад и забыв свое Отечество. И славянофилы призывали перейти от оборонительной перед Западом позиции к активному духовному воздействию на него. Славянофилы были убеждены в том, что русская идея есть идея наднациональная, христианская, православная. Как говорил Хомяков, «России надобно быть или самым нравственным, т.е. самым христианским, из всех человеческих обществ, или ничем, но ей легче вовсе не быть, чем быть ничем»434. Славянофилы сформулировали идею особого русского пути, развиваясь по которому Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Христианство призвано совершенствовать политическое поведение, внося в него этические начала. Религиозная и государственная сферы должны были быть разграничены. Одухотворение государства, что несло в себе религиозное начало политической жизни, не означало политического слияния этих двух важных, но различных сфер. 433 Тютчев Ф. Поли. собр. Соч. СПб., 1913. С. 485. 434 Хомяков А. Соч. Т. III. С. 336-337.
Для славянофилов характерна идеализация Московской Руси XVIII в., которая, по их мнению, представляет собой не что иное, как союз земледельческих общин с самодержавной властью царя (народная монархия). Идеальным государственным учреждением того времени они видели Земский Собор, в котором якобы осуществлялось единение царя с Землею. Справедливо поставив вопрос об освобождении России от самодержавия и крепостного права, славянофилы отложили на будущее свою заветную цель — освобождение и объединение славянских народов, создание Славянского союза.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |