Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского




Другой вариант, как ее называют, легитимистской политичес­кой мысли развивал Михаил Михайлович Сперанский (1772— 1839) — выходец из рядов провинциального дворянства. По окон­чании Петербургской духовной семинарии его оставили там пре­подавателем математики и физики, а затем — красноречия и философии. В 23 года он становится ректором этого учебного за­ведения, которое в 1797 г. было преобразовано в Академию. Затем

1 См.: Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 214.

21*

 

поступает на службу к генерал-прокурору Сената А.Б. Куракину, на которой быстро дослуживается до чина статского советника.

Дарования, образованность, энергия Сперанского привлекли внимание Александра I, доверенным лицом которого он становит­ся в 1808 г. В 36 лет он приобрел большую известность не только в России, но и за рубежом. Рассказывали, будто бы во время встречи Александра I с Наполеоном в Эрфурте в 1808 г. Наполеон так оце­нил достоинства Сперанского: «Не угодно ли вам будет, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?»

Политическая доктрина М.М. Сперанского оригинальна и са­мобытна. Она опиралась на политические теории как античных, так и современных Сперанскому мыслителей.

Вопросы власти

Договорную концепцию происхождения государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли Бога), полагая при этом, что Россия в своем историческом развитии прошла три ступени: в средние века — уделыцина; в новое время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным.

В своих проектах государственных преобразований Сперанс­кий высказывался за введение конституционной монархии. При этом должно быть осуществлено разделение властей. Законода­тельная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы. Главой исполнительной власти объявлялся монарх, который участвует в деятельности Думы. В своей деятельности исполнительная власть полагалась как власть, подконтрольная Думе.

Судебная власть реализуется системой присяжных, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебных органом — Се­натом. Три власти управляют государством, подобно тому, как чело­век своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, со­стоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично из­бранных по избирательному праву. Государственный совет заседа-

 

ет под председательством царя, он обладает правом законодатель­ной инициативы, но законы утверждаются исключительно Госу­дарственной Думой.

Конституционно-правовая конструкция Сперанского может быть представлена следующим образом: см. схему.

Схема 1 Император

Государственный Совет

(Исполнительная власть) (Законодательная власть) (Судебная власть)

Министерства и Прави- Государственная дума Судебный Сенат

тельствующий Сенат

Управление губернское Губернская дума Суд губернский

Управление уездное Уездная дума Суд уездный

Источник: Политическая наука. 2000. № 2. С. 26.

Не составляет труда увидеть, что в 1993 г., проведя антиком­мунистическую и антисоветскую революцию, Россия вновь изби­рает себе, по крайней мере, в ключевых моментах и на верхнем уровне, схему Сперанского. Разумеется, в соответствии с реалия­ми конца столетия. Власть президента огромна, он не «вписан» в разделение властей, а располагается над ними (в этом смысле ри- мейк царской власти); правительство ответственно перед прези­дентом; Госсовет преобразился в Совет Федерации, который вме­сте с Думой (ограниченной, как и ранее, в реальном влиянии на политический процесс) составляет двухпалатный парламент. Воз­рождение Государственного совета еще больше усиливает сход­ство современной политической организации общества с предло­жениями Сперанского.

Так, на протяжении почти двух столетий (за исключением ком­мунистического периода) Россия живет фактически с одним консти­туционным текстом (сначала в теории, затем на практике). Такой вывод делает уже упоминавшийся нами Ю.С. Пивоваров414.

414 Политическая наука. 2000 - 2 // «Государство» в русской полити­ческой мысли. Проблемно-тематический сборник. М., 2000. С. 25-26.

 

Значительное внимание Сперанский уделял вопросам мест­ной власти. Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему предста­вительных органов — дум: губернских, уездных и волостных, из­бираемых на многостепенной основе.

Социальный порядок

Сперанский хорошо понимал, что одним просвещением и де­ятельностью просвещенных монархов невозможно достичь поли­тических результатов. Он отвергал идеал Платона (правление фи­лософов), следуя в этом вопросе, скорее, Аристотелю и утверж­дая, что законы, а не люди должны управлять государством.

Перефразируя знаменитое учение Ш. Монтескье, Сперанский выдвигает парные понятия: рабство политическое и свобода поли­тическая; рабство гражданское и свобода гражданская. Под полити­ческим рабством русский мыслитель понимал такое состояние, «когда воля одного — закон для всех», а политическую свободу опре­делял как подчинение всех и каждого законам, а также предостав­ление избирательного права, обеспечивающего участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.

Под гражданским рабством понималось подчинение одного класса другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражает­ся в основанной на законе независимости друг от друга всех со­словий и групп в обществе. Гарантом всех свобод в государстве яв­ляется конституция и основанное на ней разделение властей.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный бюрократический аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуще­ствления этого Сперанский предложил и провел в жизнь два зако­на о чиновниках - «О придворных званиях» (3 апреля 1809) и «Об экзаменах на чин» (6 августа 1809), которыми вводились необхо­димые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаме­нов на чин по весьма обширному списку предметов. Это делало невозможной служебную карьеру для дворян без службы.

Интерес представляют и воззрения Сперанского на сословный статус. Не покушаясь на него, он предложил провести его право­вое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

 

Дворянство он наделяет всеми политическими и граждански­ми правами и дополнительным правом владения землями, насе­ленными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями.

Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические — в зави­симости от размера собственности (т.е. по цензу). И наконец, ра­бочий народ он наделял только гражданскими правами.

Крепостное право Сперанский подвергал жесткой критике и считал необходимой его отмену.

Сперанский на основе глубокого научного анализа пришел к выводу о том, что в России нет истинной свободы. Ее государствен­ный строй — деспотия. Выход из деспотического состояния он связы­вал с переходом к «истинной монархии» при помощи реформ сверху. В противном случае Россию, по его мнению, ожидали революцион­ные потрясения.

5.6.3. Политические взгляды К.А. Неволина Заметное место среди сторонников официальной идеологии занимает Константин Алексеевич Неволин (1806—1855). Он ро­дился в г. Орлове тогдашней Вятской губернии в семье священни­ка, учился в Вятской гимназии, потом в Духовной академии в Москве. Сильное влияние на формирование взглядов Неволина оказал М.М. Сперанский. В его лице Неволин получил образо­ванного покровителя и лучшего друга. В 1829 г. Неволин был на­правлен в Берлинский университет, где занимался под руковод­ством знаменитых ученых — Савиньи, Гегеля и др.

415 Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 203-206.

 

Политические идеи Сперанского в своем большинстве не были претворены в жизнь. Царизм выхолащивал из них буржуазное со­держание, а протесты и угрозы крепостников привели к отстране­нию реформатора от активной государственной деятельности. Между тем, как отмечают И.А. Исаев и Н.М. Золотухина, если бы его проекты были реализованы, дальнейший путь России «к свобо­де и процветанию» был бы обеспечен эволюционным путем415.

 

По возвращении в Россию Неволин работает профессором, а потом и ректором университета св. Владимира в Киеве. В 1843 г. переводится на работу в Санкт-Петербургский университет, где становится проректором и деканом юридического факультета.

Неволин всегда оставался поборником самодержавия, мечтая соединить неограниченную власть с просвещением и законностью. В этом он продолжает традицию, идущую от Карамзина и Сперанс­кого. Как и двое последних, Неволин отрицал идею революции, с которой он связывал «дух разрушения», «дух вольности», который раскрылся «со всей ужасающей его силой» в событиях во Франции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.