КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная характеристика российского общества
В качестве опоры самодержавия Карамзин рассматривал православие. Бог и государь соединены Карамзиным в одной формуле. Тем самым он закладывает фундамент для классической триады — самодержавие, православие, самобытность (народность), на которой базировалась официальная идеология XIX в. Анализируя российское общество, Карамзин уделяет значительное внимание его сословной организации. В ее структуре он выделял: дворянство, духовенство, крестьянство и прочий народ. Дворянство он рассматривал как особое сословие, которое пользуется одному ему доступными привилегиями, имеет уважение и достаток. Он полагал, что дворяне должны занимать высокие посты в армии и на государственной службе. Однако он был убежден, что лица низких сословий, обладающие знаниями и способностями, должны рекрутироваться в это особое сословие. Духовенство - учительное сословие, и поэтому оно, по Карамзину, должно обладать высоким нравственным потенциалом и образовательным уровнем. Его следует хорошо обучать в специальных заведениях и достаточно обеспечивать. Крестьянство — основное сословие России. Это хорошо осознавал Карамзин. Однако его оценка этого сословия весьма противоречива. Он признает за каждым человеком его неотъемлемое, естественное право на свободу и в связи с этим заявляет, что Бо-
рис Годунов был не прав, когда укрепил за господами вольных крестьян. Крестьяне, считал Карамзин, по справедливости «могут требовать прежней свободы». Однако современное их состояние бесперспективно, ибо земель у них нет и, получив свободу, они не смогут ее реализовать. Опасался Карамзин и того, что с получением свободы крестьяне начнут подыскивать себе других владельцев и в результате поля останутся невозделанными, а казна потерпит убыток. Опасался Карамзин и возможного пьянства и злодейства вольных крестьян. Не удивительно, что дальнейшее развитие социальных отношений Карамзин видел не в отмене крепостного права, а в установлении над крестьянами «благоразумной власти помещика: введение умеренного оброка, законном определении размеров барщины, хорошем личном обращении и т.п. Власть помещиков над крестьянами он предлагал поставить под контроль губернаторов, и в случае выявления недостойного поведения со стороны дворян учреждать над ними опеку. Предложенные Карамзиным мероприятия успеха не обещали. Надо полагать, что он не понимал всей бесперспективности крепостного права для экономического развития России413. Литературно-историческое творчество и общественно-политическая деятельность Н.М. Карамзина оставили заметный след в истории российской политической мысли. Обращение к ним остается необходимым и в наши дни, особенно если учесть характер и содержание глубоких демократических преобразований нашего общества.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |