КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы правления. Главной темой «Записки», да и, пожалуй, едва ли не всего творчества Карамзина, было исследование форм правления
Главной темой «Записки», да и, пожалуй, едва ли не всего творчества Карамзина, было исследование форм правления, наиболее пригодных для России в ее современном состоянии. Карамзин на основе богатейшего исторического материала подвергает аргументированной критике тираническое правление Ивана IV. Тирания, по Карамзину, - это образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы. С точки зрения организации политической власти Карамзин высказывает свои симпатии республике. Самого себя считал республиканцем в душе. Однако предпочтение отдавал монархическому образу правления. Он полагал, что для России его времени монархическое правление - более надежная организация власти в смысле установления системы порядка и подчинения. При этом монархия для него - форма единения монарха и народа. «Записка» оказалась новаторской и знаковой. Впервые в нашей истории представитель общества выразил более консервативные позиции, чем те, что занимает власть. Карамзин утверждает: единственно возможный для России политический строй - самодержавие (оно есть «палладиум (залог благополучия и процветания. — В.Ж.) России»). Само самодержавие понимается как «надклассовая», надсословная сила, обеспечивающая движение русского общества вперед. В ходе исторического процесса самодержавие становится все более мягким и «разумным» - постепенно переходит от «самовластия» к своеобразному варианту 411 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914; Литературная учеба. 1988. № 4; Сокращенное издание «Записки» в III т. «Истории государства Российского». М., 1989; Записка о древней и новой России в политическом и гражданском отношениях. М., 1991.
просвещенного абсолютизма. Своеобразие это состоит в патриархальном («отеческом») типе правления. Монарх руководствуется не юридическим законом, а действует по «единой совести», воля самодержца — «живой закон». Кроме того, в «Записке» содержатся и такие классические принципы (точнее — здесь они звучат впервые, «классикой» станут позднее) русского охранительного государственничества: «требуем более мудрости охранительной, нежели творческой», «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости», «для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу». Яркими красками рисуется «идеальный тип» самодержавного правления, образ русского властителя. Строгого и доброго отца, мудрого и осторожного водителя своих детей (народа), крепкого в православной вере и отстаивании заветов старины. Впервые под русским пером рождается русский Государь, рождается портрет вечной Русской Власти, Власти-Константы. Лишь следование за ней, лишь сохранение ее, лишь борьба со всем тем, что представляет для нее угрозу, обеспечивает русскому народу социальную безопасность и процветание412. Карамзин, вполне понятно, является противником разделения властей, полагая, что государь соединяет в своем лице все власти и является «единственным законодателем, единственным источником власти». В условиях России большое значение имеет местная власть. Этот вопрос не остается вне внимания и Карамзина. Власть на местах должна быть представлена губернаторами, для чего выдающийся историк и политический мыслитель советовал найти 50 умных и компетентных мужей, которые «ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона России», и если «там дела пойдут как должно, то министры и Совет могут отдыхать». Позиция Карамзина по вопросам местной власти органично сочетается с отношением к государственному аппарату. Подобно 412 См.: Пивоваров Ю.С. Государство, русское государство, русская мысль // «Государство» в русской политической мысли: Пробл.-темат. сб. / РАН. ИНИОН. М., 2000. № 2 (Политическая наука. 2000. №. 2. С. 22-23). 21 Заказ 125
ряду своих предшественников, он отмечал некомпетентность чиновников государственного аппарата, их безответственность. Перестройку этого звена государственного управления Карамзин усматривает в подготовке грамотных, специально обученных кадров. Главное же начало хорошего управления состоит в ослаблении прерогатив центральной власти и расширении полномочий власти на местах. Обращает на себя внимание тот факт, что к революционным преобразованиям Карамзин относился отрицательно. Он опасался не только революции в собственном смысле этого слова, но и серьезных реформ, способных привести к глубоким переменам в структуре государства, которые, как считал Карамзин, не способны разрешить проблемы, стоящие перед Россией.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |