КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство
Гражданское общество Неволин в своих трудах возвеличивает государство, ставя его выше интересов личности. Он не приемлет так называемой «разрушительной философии» XVIII в., которая права человека ставит выше обязанностей, освобождает внутренний мир человека от всякого постороннего влияния. Анализируя общественную жизнь, Неволин выделяет пять ступеней ее социальной организации: 1) семейство; 2) род; 3) гражданское общество; 4) государство; 5) союз народов. Союз семейственный представляет собой совокупность союзов супружеского, детей и родителей, братьев и сестер. Сумма лиц и семейств, происходящих от одного общего лица и семейства и соединенных между собой сознанием общего своего происхождения, единством нравов, общим именем, называется родом. Вместе с родами возникает и собственность. Расширение общественных и экономических связей разрушает род, складывается новый союз — гражданское общество. Оно состоит из обособленных частных лиц. В этом видно влияние Гегеля. Вслед за Гегелем Неволин делит членов гражданского общества по сословиям: земледельцы, ремесленники и фабриканты, торговое сословие, сословие ученых, священнослужителей, чиновников, воинов. Каждое лицо примыкает к сословию, общине, цеху. Неволин, как и Гегель, наделяет гражданское общество полномочиями охраны своих интересов, в первую очередь собственности. Оно предпринимает меры предупреждения, пресечения и наказания по отношению к преступникам. Представляет интерес
определение гражданского общества Неволиным: «Гражданское общество есть совокупность самостоятельных лиц, соединенных в одно общество для удовлетворения частных потребностей общими силами»416. В гражданском обществе осуществляется именно и только частный интерес. Преследовать общее благо, служить интересам всех людей оно не в состоянии. «Высшие цели жизни человеческой» получают удовлетворение только в государстве. Члены этого нового союза стремятся не к своему особому, а к всеобщему благу. У Неволина государство предстает как «совокупность всех высших целей человеческого духа», «нравственный союз», «осуществленная нравственная идея». Личность, по Неволину, приобретает значение лишь в государстве. Неволин решительно отвергает договорную теорию и не исключает насильственных форм основания государства. Понимая государство, скорее всего, как результат естественной эволюции человечества, он выделяет два момента, способствующих его становлению: учреждение брака и оседлая жизнь. Неволин, подобно Монтескье и Гегелю, отмечал, что «образ правления в государствах не бывает произведением человеческого произвола; он развивается по необходимости из самого характера и духа народа». Лучшее государство, по Неволину, основано на твердых нравственных началах, ограничивающих произвол частных лиц. Неволин решительно не приемлет демократию. Этот образ правления является «самым простым, самым несовершенным, где частный произвол во всей его естественной грубости прямо и непосредственно возвышается на степень воли всеобщей». Демократия у него ассоциируется с «криком и шумом беспорядочной толпы»417. Не мила Неволину и республика как форма правления. При этом он не делает различий между аристократией и демократией. Пятая ступень общественной жизни, по Неволину, — союз народов. Государства в своих взаимоотношениях пытаются решать 416 См.: История политических учений. Вып. 2. С. 291. 417 Там же. С. 290-291.
разногласия мирным путем, но когда это не удается, они вынуж дены прибегать к войне.; И еще об одном. Неволин внес значительный вклад в систематизацию юридических знаний, в создание основ правовой науки в России. При этом в правовой науке он выразил официальную идеологию русского самодержавия.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |