Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Врезка 33




Выдержки из доклада «Внутренняя граница: развитие личностей и лучшее управление в двадцать первом веке»

«После Второй мировой войны Япония совершила кажущееся удивительным восстановление, достигла потрясающего роста, быстро присоединилась к категории экономически развитых стран и стала членом Западного лагеря. Япония смогла достичь и поддержать мир, стабильность, и процветание. В целом, японцы помнят послевоенный период как историю успеха. Политические, экономические, и социальные системы, созданные тогда, были также восприняты как компоненты успешной модели

Нельзя отрицать, что они внесли свой вклад в политическую и социальную стабильность. Те не менее, эта успешная послевоенная модель - или, более точно, несомненная вера в эту модель – в настоящий момент истощила жизненную силу Японии. Многие из имущественных прав и социальных соглашений, установленных в послевоенный период, сделали экономику и общество Японии строгими и устаревшими.

Этой модели – «догнать и перегнать» - следовали не только в послевоенный период, но все время с эпохи Мейдзи. Сейчас Япония должна найти более качественную модель. Но мир больше не предлагает готовых моделей. Время, когда ответы могли быть взяты извне, прошло. Большинство обществ оказывается перед тем же самым вызовом. Глобализация, которая, как ожидают, охватит мир в двадцать первом столетии, принесет большие выгоды, но вместе с тем и большие проблемы, бросая этот вызов каждой стране

Без сомнения, страны отреагируют разнообразными способами. То же самое может быть сказано относительно старения общества. Япония столкнется с этим вызовом раньше любой другой страны мира. Весь мир наблюдает, как Япония собирается справиться с этим.

У Японии нет готовой модели, которую она могла бы немедленно использовать. Изучая примеры со всего мира, мы должны найти решение таких проблем внутри Японии.

Таким образом, особенно важно раскрыть скрытые таланты и потенциалы внутри Японии. Это – ключ к будущему Японии.

Есть еще одна проблема, о которой нам необходимо задуматься. В мире двадцать первого века индивидуальность будет обладать несравненно большей силой, чем когда-либо. Интернет дает обычным людям легкий доступ к ресурсам всего мира. Кроме того, некоммерческие организации и деятельность добровольцев расширили масштаб деятельности людей. Разнообразные сети увеличивают индивидуальные способности. Все более распространенным явлением становиться «увеличение полномочий» личности.

Максимальное развитие этой способности очень важно. В то же время, эти способности могут быть использованы для оживления правительства и общества. Важно, чтобы синергия сетей не только расширяла частную сферу, но и укрепляла общественную.

Проблема в том, что в современной Японии реализации талантов мешают большой количество разнообразных предписаний, преград и социальных соглашений. Много скрытого потенциала остается неиспользованным. Мы должны исследовать эту обширную область. Короче говоря, предел достижений Японии теперь находится внутри самой Японии.

 

Основные тенденции, с которыми миру придется столкнуться в двадцать первом веке, это: глобализация, всемирная грамотность, революция в информационных технологиях, прогресс науки, падение уровня рождаемости и старение населения

 

 

…В двадцать первом веке предполагается, что наука и технология будет развиваться более быстрыми темпами, становиться еще влиятельнее и создавать еще больше возможностей для изменений, влияющих на самую суть человеческого бытия. Параллельно этим достижениям, будет развиваться цивилизация, и таким образом жизнь людей станет богаче и удобнее.

В то же время, в предстоящем столетии главным предметом внимания и политических разногласий станут цели научного и технологического развития.

Например, новые возможности, появившиеся благодаря развитию науки и биотехнологий, преподнесли человечеству новые проблемы этики и ценностей. Наука и технологии, которые по идее должны быть инструментами исполнения желаний человечества, сами стали источником желаний; вполне вероятна ситуация, когда люди пострадают от собственных желаний. Если мы не будем действовать осмотрительно, то сможем наблюдать появление медицины, которая вскрывает людей и торгует их органами, или науки и промышленности, которые разрушают экосистему.

Контролирование и безопасность мегатехнологий, таких как атомная энергия, станет главным вызовом цивилизованного общества. Для Японии, в которой 40% всей потребляемой энергии составляет атомная, и которая планирует увеличить эту цифру, это вопрос не только энергетической безопасности, но человеческой безопасности, безопасности цивилизации. Существование и моральная ответственность человека пройдут еще более строгую проверку наукой и технологией.

Наука и технология двадцать первого века должны быть использованы не для освоения природы, а для поддержания как духовного, так и материального богатства жизни, с полным осознанием того, что человеческие существа сами по себе являются частью природы.

…Япония должна принять вызов потрясений, связанных с этими основными тенденциями. Чтобы преуспеть в этом, личные качества граждан, подкрепленные духом новаторства, должны поощряться, а скрытые силы реализовываться. Это потребует многочисленных изменений. Как уже было сказано, в первую очередь необходимо изменить системы и методы, посредством которых граждане взаимодействуют с обществом, а затем пересмотреть и перестроить отношение между частным и государственным секторами в гражданском обществе.

 

…Отвечая на вызовы, описанные выше, Япония должна построить систему управления в ее истинном понимании (новом для Японии) и развить ее. Это потребует новых правил и систем отношения между индивидуумами и организациями – государственными, коммерческими, образовательными или неправительственными. Обнародование и раскрытие информации, предложение альтернативных вариантов, открытый и рациональный процесс принятия решений, неуклонное выполнение решений и их необходимый пересмотр необходимы для того, чтобы правила могли быть четко сформулированы, искажения политики, вызванные интересами меньшинства, предотвращались, а государственные службы были справедливым и эффективными. Это означает установление системы управления, построенной совместными усилиями, основывающейся на принципах ответственности и консенсусе, а не однонаправленном руководстве. Такое понятие управления не совсем адекватно выражается обычно используемым в японском языке словом точи. Не отказываясь от всего, что связано со старым понятием руководства, мы предлагаем назвать новое управление киочи – словом, делающим акцент на кооперацию, а не на контроль.

 

…Если двадцатый век был веком организации, то двадцать первый будет веком личности. Кроме того, Япония окончательно освободится от материальной зависимости, которая висела на ней тяжким бременем вплоть до двадцатого века. Свобода и полномочность личности, которыми до настоящего момента имели возможность пользоваться только немногие, станут доступными большинству. В таком случае очень важно, чтобы каждый человек твердо зафиксировал собственную индивидуальность. Если должно процветать творчество, должны существовать разнообразные личности. Соревнуясь друг с другом и создавая правила в процессе, они построят общество. Какой бы образ будущего общества и нации мы не вообразили, личности должны быть и будут главными его строителями.

Длительное время Японцы считали семью или род основой своего бытия. Первостепенным было продолжение семейной фамилии, а не кровные узы. Так как человеческие существа чувствовали себя потерянными пока не принадлежали к чему- то, что имеет преемственность, ие (род) был очень удобным конструктом, но при этом была ограничена личная свобода. После Второй Мировой Войны сильные либеральные тенденции казалось разрушили «родовую систему», но вместо этого японцы создали новые конструкты, выполняющие те же функции. Классическим примером являются компании. Существуют и другие конструкты такого типа. Принадлежность к ним дает людям удовлетворение, они служат этому «роду» верой и правдой, а уверенность в их преемственности дает людям умиротворенность сознания. Такой тип поведения был широко распространен. Но в то же самое время, принадлежность к такому «роду» выводит его внутреннюю гармонию на первый план, вновь препятствуя личной свободе.

Эта тенденция расценивать гармонию организации, к которой принадлежишь, как момент первостепенной значимости, сделала возможным создание нации с минимальным разрывом в уровне благосостоянии и высоким уровнем безопасности, по сравнению с другими развитыми странами. Однако, в качестве основы для максимально полной реализации способностей и творческого потенциала индивидуумов эта система не очень эффективна и стала бременем.

В двадцать первом веке, заметной чертой которого будет разнообразие в контексте тенденций глобализации и информационно-технологической революции, принципиальной необходимостью для японцев является развитие индивидуальности, обладание ярко выраженной индивидуальностью. Кроме того, необходимый тип индивидуума – прежде всего, такой, который творит легко и открыто, самодисциплинированный, уверенный в себе, опирающийся на себя. Эта крепкая, но гибкая личность берет на себя риски и ответственность, и подходит к достижению личных целей с духом новаторства.

Путем вовлечения в свободную спонтанную деятельность, участия в жизни общества, и построения более совершенной системы управления, эти личности создадут новое общественное пространство. Под «общественным пространством» мы понимаем не традиционную вертикально ориентированную сферу общественных отношений, и не ситуацию, когда общественные интересы определяются и навязываются официальными властями. Мы имеем в виду новый тип общественного пространства, созданный совместными усилиями личностей, которые, безотносительно к своей личной принадлежности, сознательного взаимодействуют друг с другом и с обществом. Это общественное пространство, допускающее существование различных «других», внимательно к ним и поддерживает их. В тоже время, каждый должен придерживаться достигнутого консенсуса.

Расширение полномочий личности ускорит создание нового общественного пространства, которое, в свою очередь, даст личностям больше вариантов и возможностей. Это взаимодействие создаст новую форму управления (киочи), которая проявит скрытые силы личностей и расширит границы самореализации.

 

Где, в таком случае, находится тот фронтир, который откроется перед Японией? Как мы должны исследовать эту внутреннюю границу? В следующих главах представлены предложения пяти подкомиссий, и мы надеемся, что читатели рассмотрят их. Здесь мы сконцентрируемся на новых предложениях, которые пронизывают результаты работ всех подкомиссий.

 

Развитие духа новаторства

Индивидуум и индивидуальное мастерство, подкрепленное духом новаторства, будут основной движущей силой двадцать первого столетия. Непревзойденное мастерство большого числа индивидуумов, бросающих вызов неизвестному, не боящихся риска и стремящихся всегда быть на переднем крае деятельности будет иметь решающее значение.

 

…Каждому нужно гарантировать равную возможность. В то же самое время, важно создать системы, которые дают людям шанс начать все с начала. Если люди уверены в том, что одна неудача означает, что их жизнь разрушена, они не смогут набраться мужества для сопротивления трудностям. С другой стороны, если люди видят, что их упорство не влияет на результат деятельности, они могут отказаться от дополнительных усилий. Трудно найти правильный баланс, но важно дать индивидуумам, познавшим неудачу, возможность улучшить их навыки, пройдя дополнительное образование и обучение, и вновь повернуться лицом к трудностям.

 

...Если нам нужно развивать такое образование, которое выявляет скрытые силы индивидуумов и общества, воспитывает и поощряет непревзойденное мастерство, то мы должны разрушить гомогенность и единообразие современного образования. Для того, чтобы это сделать, необходимо пересмотреть образование в более широком смысле, как развитие человеческих ресурсов. Идея оставить нетронутым каркас существующей системы образования, созданной во время и после эры Мейдзи для содействия модернизации, и просто «подравнять края» недостаточно хороша.

 

…Превратить разнообразие в силу

В двадцать первом веке, благодаря информационно-технологической революции, сильно увеличится объем информации и возможностей для выбора, индивидуумы будут передавать свои мысли легко, появятся новые сети, будут происходить стремительные изменения в образовании, работе, образе жизни, жизненном пространстве и использовании времени. Между тем, падение рождаемости и старение населения означает, что потребности будут дифференцироваться, контур семьи и межпоколенческие отношения будут меняться. Вдобавок, глобализация приведет к увеличению мобильности людей и росту количества иностранцев, проживающих в Японии, и таким образом, контакт и взаимодействие с другими культурами будет более глубокими. Как результат, изменятся контуры государства и бизнеса, общества, ролей полов, повседневной жизни, культуры и даже того, ради чего стоит жить. В тоже время, стихийное участие в некоммерческих организациях и деятельность добровольцев, несомненно, расширят сферу самореализации индивидуумов.

Будет иметь место сдвиг общества в сторону разреженных сетей. Значительно расширится свобода выбора индивидуумов. Они станут искать самореализации путем вступления в различные организации и сети. Жизнь станет более разнообразной, чем когда бы то ни было.

 

…Разнообразие и прозрачность вариантов политики

Фундаментальное требование для достижения большего разнообразия возможных политических решений - увеличение способности законодателей предлагать политические решения и вырабатывать законопроекты независимо от бюрократии. Чтобы достичь этого, необходимо разносторонне развивать и укреплять позиции субъектов предлагающих политические решения, которые поддерживают этот процесс. Это означает, например, увеличение штата сотрудников, работающих на законодателей, расширение исслеовательских структур при Национальном Парламенте, усиление функции "фабрик мысли" политических партий, и создание университетам, частным фабрикам мысли, некоммерческим организациям, и другим органам условий для выполнения функций предложения политических решений и исследований в области политики. Так как способности университетов и некоммерческих фабрик мысли Японии в сфере политических исследований гораздо ниже, чем у их международных коллег, для их усиления должны быть предприняты решительные меры. Представители частного сектора должны быть наняты в качестве разработчиков политических предложений, сотрудников Парламента, Кабинета, бюрократического аппарата и международных учреждений, а между частным и государственным се6кторами должен проводится обмен персоналом.

 

…Быстрое развитие глобализации и революции информационных технологий в двадцать первом столетии приведет к тому, что земля станет как будто бы меньше, заставляя остальной мир чувствовать себя более тесно связанным. Международная связь между индивидуумами, использующими Интернет, будет постоянно расти, служа основой для новых сетей, которые охватят земной шар подобно прекрасным нитям. Движение людей, товаров и капиталов станет непрерывным. Международная взаимозависимость станет еще сильнее, а международные и внутренние сферы станут настолько взаимосвязанными, что будет неясно, где заканчивается одна и начинается другая. Многие люди почувствуют, что живут во всем мире, живя при этом в Японии.

Тем временем, однако, отношения между различными международными интересами станут более переплетенными и сложными, что сделает более трудным достижение международных соглашений и согласований. Поскольку взаимозависимость углубляется, гораздо легче возникнуть конфликтам. В то же самое время, этнические, религиозные и другие конфликты, а также конфликты, заканчивающиеся применением военной силы, будут продолжаться, даже если их масштаб будет ограничен. Такие конфликты намного более сложные в решении, чем различия экономических интересов, и они подрывают основы мира глубоко в сердцах людей. Есть также растущая опасность, что общества, обойденные потоками глобализации, в предстоящем столетии станут источником негативных реакций, которые проявятся в форме различных конфликтов.

В этих условиях, вовлечение Японии в международную деятельность - ее связь с остальной частью мира---станет еще более трудной задачей, чем сейчас. Не так просто будет определить, какое обязательства соответствуют национальным интересам Японии, а какие - нет. Не так просто будет применить существующие стандарты; скорее, в каждом случае мы должны будем оценить значения и потенциальные последствия обязательства со ссылкой на широкий контекст международной обстановки и на этом основании принять решение.

Что мы можем сказать с уверенностью – так это что нам предстоит эпоха, когда весь спектр проблем, таких как торговля, финансы, прирост населения, бедность, продовольствие и защита окружающей среды превысит уровень отдельных наций или регионов и потребует внимания и решений в мировом масштабе. Невозможно справиться с такими проблемами ресурсами одной страны или на уровне государства.

В такую эпоху, государства с его бюрократическим аппаратом будет не достаточно для ведения международных отношений; требуется активное привлечение широкой общественности. Этот процесс должен быть гражданским по своей природе, и мы должны как можно более полно ввести в игру частный сектор, организации и индивидуумов. Это означает обеспечение активной поддержки международному управлению и активное вовлечение людей в глобальное "общественное пространство" - другими словами, в создание глобальных общественных ценностей.

Конечно, для государства останется важным играть свойственные ему роли, типа проведения дипломатических переговоров и обеспечения национальной безопасности. Но даже в связи с выполнением этих функций, государство потребует общественной поддержки в еще большей степени, нежели прежде. И учитывая взаимодействие разнообразных интересов, пересекающих границу между внутренними делами государства и международными отношениями, общественности потребуется развить более глубокое понимание того, что такое собственно национальный интерес Японии. Мы должны построить наше понятие национального интереса, свободного от предрассудков и суеверий, четко определенного и основанного на долгосрочном, системном основании, со ссылкой на надлежащую форму наших усилий по построению нации. Этот национальный интерес должен базироваться на признании того, что преследование интересов Японии будет взаимодействовать с преследованием глобальных общественных интересов и что достижение глобальных общественных интересов частично совпадет с достижением интересов Японии. Чтобы достичь этого, мы должны способствовать активным дебатам о национальном интересе, основанным на здоровом реализме. Мы не должны бояться открытого обсуждения достоинств политики в рамках национального интереса. Мы должны развить способность людей участвовать в таком обсуждении политики, вносить предложения в политический процесс, представлять эту политику остальной части мира, и участвовать в международном диалоге на эти темы.

 

…Столетие назад, Японцы не были столь же чувствительны к понятию столетия как к единице времени, как сейчас, так как Западный календарь не использовался в повседневной жизни. Даже в этом случае, много японцев четко сформулировали цели нации в двадцатом веке. Так называемая миссия Ивакура 1871-1873 годов, - поездка по Западным странам под предводительством главного министра Томоми Ивакуры - была одной из таких новаторских попыток. Отчет миссии - Правдивый Отчет о Туре Специального Посольства по Америке и Европе - оценил относительный статус развитых стран мира с точки зрения стратегических потребностей Японии. Это демонстрирует независимую позицию при изучении того, что должно быть изучено, и введении того, что стоило вводить. Средний возраст членов миссии был 31 год. Они служили примером Японии, наполненной энергией молодости».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.