КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Врезка 34
ESCAPE
Важным элементом японского проекта, имеющим глубокое трансцендентное и онтологическое содержание и укорененным в японском традиционном обществе, является инсталляция представлений об относительности понятий жизни и смерти, своеобразная «массовая культура смерти». Понятно, что эта составляющая когнитивного проектирования, значимая для ряда сценариев постиндустриального развития («Быстрый мир», «Переход», «Прекрасное далеко» - смотри главу 4.5), не представлена в официальных документах. Отражением трансцендентной составляющей японского проекта является культура анимэ, существующая в двух не совпадающих по транслируемым смыслам версиях: «внешней» и «внутренней».
«Японский когнитивный проект в анимэ» В 1942 году в Токио состоялся закрытый просмотр на правительственном уровне американских фильмов «Унесенные ветром» и «Белоснежка». Было сделано заключение о превосходстве американского кино над японским. Молодой кинематографист А. Куросава присутствовал на этой встрече. На развитие японского кино выделено осмысленное (с учетом реалий военного времени) финансирование. До сих пор не вполне ясно, кто финансировал проект: армия или флот. Судя по фильму «Мамотаро - Морской орел» – флот[6]. В 1943 году выходит фильм Куросавы «Гений Дзюдо», появляется фантастический комикс «Робот науки приходит в Нью-Йорк», во многом определивший дальнейшее развитие сюжетов манги и анимэ. С 1942 годы отчетливо видна фигура Проектанта. В это время задача сохранения идентичности и японской культуры была сформулировано, как одна из основных государственных задач, и аппарат, который был создан для ее решения, широко использовался в последующие годы. С 1942 годы проект был четко осмыслен как постиндустриальный. Интересно, что японцы сохранили культурную самобытность, проанализировав, что происходит с теми, кто ее не сохраняет. «Японское политбюро» (высшие государственные элиты, стоящие над индустриальной государственностью) предполагало, что некоторое время после поражения, неизбежность которого к концу 1942 года стала очевидной, победители введут запрет на «все свое». После войны начались еще большие «чудеса». Молодые и не очень молодые японцы бросали свою работу в городах и шли по деревням с деревянными ящиками с картинками. Что это было? Миссия? Тайная идеология? Ожидание некоего системного эффекта? Они несли японцам из «глубинки» то, чем могли порадоваться в городах, несли, чтобы ознакомить и просветить. В это же время начинается производство комиксов. Идея рисованных книжек была заимствована из европейской и американской культуры, но стилистика создания изображений применялась исключительно японская. Распространен сюжет о том, как обустраивается послевоенная жизнь (например, приключение мальчика-робота в будущем Японии). До начала 1960-х годов выходило довольно много вещей, основанных на японской традиционной литературе и средневековой истории. Потом это направление полностью исчезло и возникло вновь только к середине 1990-х.
Сравнительный анализ рисованных книг (комиксов) различных стран:
В японской Манге первична история. 1979 - 1980 гг. – первый качественный скачок в графике, в ее усложнении. До 1979 года бытовала, фактически, одна тема: защита Земли (Японии) от инопланетных захватчиков. Оборона неизменно опиралась на помощь роботов или магии. Таковы из показанного в России: «Сэйлор Мун», «Уфо Робот Грендайзер». Фильмы делались отдельно для мальчиков (Сентай) и для девочек (Сёдзе). На фоне заметного прогресса графики сюжет не эволюционировал в принципе. После 1979 года появляется жанр новой космической оперы: Super Dementional Fortress Macross, Mobile Suit Gandam, Spase Battleship Jamato. В этих фильмах происходит отказ от одного уникального робота и переход к массовому производству боевых машин. В «Super Dementional Fortress Macross» оружием против инопланетян является музыка. Это - первый сериал, музыка которого вышла затем отдельным диском. Роль музыкальной культуры в обществе - один из важнейших реперов когнитивного мира. В Mobile Suit Gandam инопланетян нет, идет гражданская война между людьми с орбиты и людьми земли. Нет ролевой определенности «плохие-хорошие», есть смена позиций. Сегодня тем, кто воспитан на этих сериалах, около 50 лет, и они находятся у власти. К 1979 году японцы смогли сделать графику, превосходящую диснеевскую. В начале 1980-х годов, примерно за пять лет создаются все современные жанры анимэ. Быстрее, видимо, показывать не успевали – пропускные возможности телеканалов все же ограничены. Следующая культурная ротация происходит через 10 лет: возникает новое токийское городское анимэ с интригой в 5-6 слоев. Сегодня многослойность является характерной особенностью построенной вокруг манги культуры – то есть, она присутствует в книгах и кинолентах, которые создаются теми же авторами и режиссерами. Не завязанные на эту культуру японские произведения имеют иную структуру. Токийское анимэ – это рефлексия на анимэ вообще. Рефлексивность свойственна современной японской анимационной культуре: так выходят анимэ про жизнь японских аниматоров. В1985 году выходит “Ghost in the shelf”, то есть, появляются ленты, сделанные специально для внешнего рынка. Выводы: В массовой культуре Японии смысл имеет больше значение, чем знак (форма) «Аниматрица» и некоторые другие современные анимэ декларирует инаковость и даже вводит фигуру проектанта. Эти же смыслы обыгрываются в культовых неанимационных лентах сериала «Звонок». Постоянно указывается, что существуют и прорываются к нам миры, то «умерших», то «будущего»; такой «танец отражений» рано или поздно станет сюжетом преобразования психики отдельного человека в сложную многомирную структуру.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |