КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Основные принципы и механизмы корпоративного управления
Цель изучения темы: знакомство с теоретическими и методологическими основами корпоративного управления и углубление знаний в области основных механизмов и принципов корпоративного управления. Причины создания, содержание и статус российского Кодекса корпоративного поведения. Механизмы внедрения в практику рекомендаций Кодекса корпоративного поведения. Задачи изучения темы: · изучение методологических основ корпоративного управления;
· получение представлений о принципах и механизмах корпоративного управления; · понимание формирования и развития норм корпоративного поведения в соответствии с рекомендациями кодекса корпоративного поведения.
Успешно изучив тему, вы: Получите представление:
· об основных принципах и механизмах корпоративного управления; · о соотношении прав и обязанностей групп участников процесса корпоративного управления. Будете знать: · классификацию моделей корпоративного управления; · факторы, воздействующие на процесс корпоративного управления;
Учебные вопросы темы: 1.Определение корпоративного управления 2.Основные группы участников процесса корпоративного управления 3.Зарубежные модели корпоративного управления Корпоративное управление это один из определяющих факторов в принятии инвестиционных решений: «свыше 80% инвесторов заявляют о своей готовности платить больше за акции компаний с хорошим качеством корпоративного управления», по сравнению с компаниями, где управление находится на низком уровне. По данным ММВБ только за счет улучшения корпоративного управления российские компании могут рассчитывать на получение премии к нынешней цене своих акций в размере от 20 до 50%. Основные группы участников процесса корпоративного управления.
Можно выделить в качестве участников системы корпоративных отношений: ¾ менеджеров, ¾ различные группы и категории акционеров, ¾ другие заинтересованные группы (кредиторы, персонал, партнеры, местные сообщества, власти и пр.)
В качестве основной задачи корпоративного управления можно назвать обеспечение эффективности деятельности компании в интересах указанных участников этих отношений. Основными участниками корпоративных отношений являются владельцы корпорации (акционеры) и ее менеджеры. Ключевая роль этих категорий участников вытекает из того, что первые осуществили безвозвратные инвестиции, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала и приняв на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками корпоративных отношений, риски, а от деятельности последних зависит то, как этот капитал будет в конечном счете использован. Характер взаимоотношений между этими двумя группами участников корпоративных отношений зависит от исторических особенностей формирования структуры акционерной собственности, размеров пакетов акций, находящихся во владении тех или иных групп инвесторов и менеджмента, условий и способов их приобретения, типа собственников и специфики их интересов по отношению к компании. Основные факторы, которые влияют на поведение менеджеров как одной из основных групп участников процесса корпоративного управления: ¾ масштабы бизнеса компании; ¾ структура акционерного капитала компании; ¾ вознаграждение (размер, принципы определения, форма, сроки); ¾ объем полномочий, степень самостоятельности (в отношениях с собственниками, с подчиненными, ДЗО, контрагентами, кредиторами и пр.); ¾ устойчивость собственного положения; ¾ видение будущего компании (устойчивость и перспективы развития); ¾ собственный статус (владеют, распоряжаются ли они контрольным, либо крупным пакетом, или нет); ¾ представление о своих перспективах относительно работы в компании (профессиональных, карьерных); ¾ структурированность управления (структурированность бизнес-процессов и прописанность бизнес-процедур, ясность целей, определенность критериев оценки работы, ясность алгоритмов действий в различных ситуациях); ¾ наличие конфликта интересов в его деятельности; ¾ эффективность системы контроля; ¾ личные качества; ¾ корпоративная культура и стиль взаимоотношений в компании. Основные факторы, которые влияют на позицию акционеров как другой основной группы участников корпоративных отношений: ¾ основными легальными формами получения ими дохода от компании являются дивиденды и курсовая разница (в случае продажи акций в условиях высокого уровня их котировок), что делает их заинтересованными в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций. ¾ несут самые высокие риски: 1) неполучения дохода в случае, если деятельность компании не приносит прибыли; 2) в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требования всех других групп; ¾ чаще склонны поддерживать решения, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но сопряжены с высоким риском; ¾ как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода; ¾ в рамках действующего законодательства имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями: 1) при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного состава совета директоров и одобрение или неодобрение деятельности менеджмента компании; 2) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту.
Несмотря на наличие ряда факторов, формирующих определенную общность позиций и интересов акционеров, между ними существуют и значительные различия. Крупные собственники предпринимательского характера заинтересованы в прибыльной деятельности компании, укреплении ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует. В России крупные собственники предпринимательского характера чаще всего непосредственно участвуют в процессе управления компаниями. В большинстве случаев российские менеджеры-владельцы стремятся не допустить новых внешних акционеров и даже избавиться от имеющихся сколько-нибудь значимых миноритарных акционеров. В то же время, начиная с 2001 г. в поведении части менеджеров, одновременно являющихся крупными собственниками, наметилась новая тенденция - стремление привлечь крупного внешнего акционера для обеспечения мощного толчка развитию своего бизнеса, быстрого вывода его на более высокий уровень, при сохранении за собой контроля над компанией. Такая категория акционеров, как «другие компании», как правило, приобретают не очень значительные пакеты (от 8 до 15%). Обычно они являются партнерами (покупателями продукции, поставщиками сырья или материалов, смежниками) данной компании и целью их участия в акционерном капитале обычно является укрепление производственно-кооперационных отношений.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |