Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ развития действия




Виды анализа художественного текста

Подготовка к уроку

При создании урока учитель проходит 4 этапа:

1. Осознание цели, задач и методической компетентности (Что именно предстоит изучать? Зачем? Что я об этом знаю? Что знают об этом учащиеся?).

Т.е. результатом такой работы должен быть:

а) уяснение темы урока;

б) актуализация собственных знаний по этой теме;

в) примерное определение направленности работы.

2. Составление плана урока (ставятся цели урока, промежуточные задачи, последовательность их решения, основные виды деятельности…).

3. Проведение урока.

4. Самоконтроль (или самооценка урока). (Удалось ли осуществить задуманное, анализ результатов обучения, внесение изменений…).

 

Полноценному воспроизведению художественного произведения способствуют все этапы урока литературного чтения: подготовка к восприятию литературного произведения, первичное восприятие текста, проверка первичного восприятия, анализ литературного произведения. Понятно, что наибольший объём работы по обеспечению полноценного восприятия литературного произведения выпадает на вид анализа.

Анализ (лат. analysis<греч. analysis – разложение) – 1) метод познания, состоящий в расчленении целого на части, мысленно или практически; 2) подробный разбор, рассмотрение чего-либо. Анализ художественного произведения – это не самоцель, не навык, который необходимо сформировать у учащихся, а метод исследования художественного произведения, представляющий собой систему вопросов, направленных на последовательное выделение ключевых моментов текста, образов, слов, в которых заключены главные проблемы, идеи произведения. Использование анализа ведёт к решению главной задачи урока литературного чтения – полноценному восприятию художественного произведения.

В начальной школе можно использовать следующие виды анализа художественного текста: анализ развития действия, стилистический анализ, проблемный анализ, анализ художественных образов.

Использование названных видов анализа поможет установлению причинно-следственных связей, осознанию мотивов поведения действующих лиц и их характера, понимания авторского отношения к изображаемому, идеи художественного произведения и формированию собственных оценок событий, поступков, персонажей, т.е. помогает полноценному восприятию литературного произведения.

 

Анализ развития действия – разбор сюжета (установление последовательности событий, описанных в тексте). Этот вид анализа на уроке литературного чтения будет использоваться учителем тогда, когда художественное произведение имеет сюжет. Таких произведений в начальной школе большинство.

Анализ развития действия осуществляется по следующим вопросам: что, где, когда произошло? (Кто? Где? Когда? Что сделал?) Почему это случилось? Что было дальше? Чем всё кончилось? Хорошо ли, что так случилось?

Анализ развития действия можно записать в сюжетной таблице. Например, по рассказу Н. Носова «На горке»:

Кто? Где? Когда? Что сделал?
Котька Дома Во дворе Там же Утром Днём Вечером Наблюдал Испортил горку Исправил, усовершенствовал (сделал ступеньки)

Если таблицу продолжить, то в ней соединятся два Аида анализа – анализ развития действия и анализ художественных образов:

Кто? Где? Когда? Что сделал? Почему? Какой он?
           

Сначала такие таблицы составляются коллективно под руководством учителя, потом их составление можно предложить учащимся в качестве домашнего задания. В IV классе дети могут составить сюжетную таблицу по самостоятельному прочитанному дома произведению, а обсуждение таблицы в классе превратится в анализ развития действия.

К сожалению, учителя, анализируя литературное произведение, очень часто ограничиваются на усвоении именно событийной стороны текста. Полноценное восприятие не ограничивается пониманием сюжета, значением последовательности событий, а предполагает осознание идеи художественного произведения, установление причинно-следственных связей, понимание мыслей и чувств героев, формирование личного отношения к происходящему. Достигнуть такого уровня восприятия позволяют другие виды анализа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 5946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.