Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ художественных образов




Анализ художественных образов – разбор текста, направленный на понимание характеристики образа (в начальной школе художественным образом, как правило, является действующее лицо) и его смысла, т.е. влияние на идею художественного произведения.

Порядок анализа художественных образов может быть следующим:

1) выявление поступков героев с опорой на сюжет (что он сделал?);

2) выявление взаимоотношений героев, если действующее лицо одно, то выявляется его отношение к животным, растениям, вещам, с целью понимания мотивации поведения (почему он это сделал?);

3) выявление идеи (образа) художественного произведения (какой герой?);

4) формулирование собственного отношения к герою.

Следовательно, порядок анализа художественного образа осуществляется по схеме: поступок (что он сделал?) – мотив (почему он это сделал?) – характер (какой он поэтому?) и идея – собственное отношение читателя (мне это нравится? Я это одобряю?).

Именно эту схему образно и с юмором представила Э. Мошковская в стихотворении «Кто?»:

Наверно, чем-то увлечён

он был,

и огорчён, и удручён,

когда толкнул меня плечом…

Сейчас он ужаснётся!

Сейчас он обернётся!

Сейчас он объяснится!

Сейчас он извинится!

Но он не извинился.

Он, хрюкнув, удалился.

Я видел хвостик за спиной…

Ну да!

Он просто был свиньёй!

Учащимся сложно выбрать нужное слово для обозначения черт характера литературных персонажей. Их словарь недостаточно богат. Какие приёмы помогут детям?

1. Учитель сам называет качества персонажей, а детей просит найти подтверждение этому в тексте.

2. Педагог даёт на доске список черт характера и просит выбрать нужное. Во II-III классах список состоит из антонимов: добрый – злой, вежливый – грубый, работящий – ленивый и т.д. В III-IV классах детям предлагается список синонимов.

3. Учитель предлагает сопоставить действующих лиц.

· Сопоставление одного и того же действующего лица в разных произведениях. Например, Лиса в сказке «Колобок» и Лиса в сказке «Алёнушка и Лиса».

· Сопоставление разных действующих лиц одного произведения. Например, ёж и заяц в сказке братьев Гримм.

«Увидел уж зайца, поклонился ему и говорит приветливо:

- Здравствуйте, уважаемый заяц! Как вы поживаете?

А заяц, вместо того чтобы вежливо поздороваться с ёжиком, только головой кивнул и сказал грубо:

- Что это ты, ёж, в такую рань по полю рыщешь?

- Я погулять вышел, - говорит ёж.

- Погулять? – спросил заяц насмешливо. – А, по-моему, на таких коротеньких ножках далеко не уйдёшь».

Здесь даже есть конкретные слова, которые характеризуют поведение действующих лиц: приветливо, насмешливо, вежливо, грубо.

4. Педагог предлагает учащимся самостоятельно подобрать слова для характеристики литературного персонажа.

 

Цели, задачи и содержание внеклассного чтения

Внеклассное чтение – это раздел обучения самостоятельному чтению.

Цель уроков внеклассного чтения – сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книгу, формировать основы читательской самостоятельности, развитие читательских интересов.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

1) систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы;

2) учить ориентировать в книге среди книг;

3) учить предугадывать примерное содержание детской книги ещё до чтения;

4) учить различать книги по существенным признакам (тематика, автор, назначение и т.д.)

5) учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

6) учить читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

7) использовать детскую литературу для воспитания ребёнка.

Как личностное свойство «читательская самостоятельность характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающей ему возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью».

Система внеклассного чтения эффективна при следующих условиях:

1) соблюдении преемственности в знаниях, умениях и навыках, которые учащиеся получают на разных этапах обучения (I этап, подготовительный, - I класс, II этап, начальный, - II класс, III этап, основной, - III, IV классы);

2) целенаправленном отборе лучшей литературы для уроков и самостоятельного чтения учащихся (естественно, с учётом права выбора книг каждым учеником);

3) связи уроков литературного и внеклассного чтения;

4) помощи со стороны учителя в индивидуальной и коллективной работе учащихся с книгой.

Урок внеклассного чтения – это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность. И самое главное – они должны быть современны, интересны сегодняшнему школьнику.

Тематика урока внеклассного чтения не должна формироваться в отрыве от тематики уроков литературного чтения. Чаще всего она связана с детской классикой, которая всегда интересна и всегда актуальна.

Так, если например, на уроках литературного чтения мы изучали какое-то одно произведение Н. Н. Носова, то на уроках внеклассного чтения, в процессе самостоятельной подготовки, учащиеся знакомятся и с другими произведениями этого замечательного детского писателя. Изучение классического произведения о природе может перерасти в тему внеклассного чтения «Русские поэты-классики о природе» и т.д. Как видим, урок внеклассного чтения в начальной школе по своему строению может быть монографическим или тематическим. К нему учащиеся подбирают книги самостоятельно, вместе с учителем, готовят выставки с библиотекарем. Таким образом формируются знания о доступном круге чтения.

Выделяют три этапа формирования типа и самостоятельной читательской деятельности:

· подготовительный;

· начальный;

· основной.

Подготовительный этап – 1 класс (1 раз в 2 недели, занимая 20 минут – т.е. 2 часть урока).

Основной метод – чтение – рассматривание (вначале чтение – потом рассматривание).

Содержание→иллюстрации→название→автор

(чтение) (устанавлива- (рассказ

ется связь с об авторе)

текстом)

Цель подготовительного этапа – формировать любовь к книге, правила обращения с книгой (гигиенические требования). Здесь закладываются основы потребности читать.

Структура урока на подготовительном этапе:

· вступительная беседа;

· рассматривание книги;

· выразительное чтение произведения учителем;

· обсуждение прочитанного;

· соотнесение рисунков и текста (дети убеждаются, что содержание книги соответствует внешним показателям);

· рекомендации учителя по самостоятельной работе учащихся с книгой. (Д/з нет).

Ученики должны научиться слушать произведение, делиться впечатлениями по поводу прочитанного, запомнить нужные действия при рассматривании книги и уметь действовать с книгами так же во внеурочное время.

Начальный этап – 2 класс (один раз в месяц, 45 минут). Вначале рассматривание – потом чтение.

Автор→название→иллюстрации→содержание.

Структура урока:

· знакомство учащихся с новыми книгами по теме чтения (выставка книг, которую подготовили учитель, библиотекарь, учащиеся);

· чтение учителем художественного произведения или рассказ учащихся;

· беседа о прочитанном;

· самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой;

· нахождение необходимого текста и подготовка к чтению;

· чтение учащимися молча;

· оценка учителем самостоятельной работы учащихся;

· рекомендация темы и книг для самостоятельного чтения. (Д/з – нет).

Цель начального этапа – выработать умение ориентироваться в книге, выбирать книгу, самостоятельно читать.

Основной этап – 3,4 класс (1 раз в месяц 45 минут).

Цель основного этапа – завершается процесс формирования вдумчивого читателя, дети учатся размышлять о прочитанном.

Структура урока:

· рассматривание учащимися выставки книг по теме урока и отбор для обслуживания тех, которые наиболее понравились, вызвали интерес с т очки зрения сюжета и оформления;

· анализ прочитанных книг (рассказывание, зачитывание, инсценирование, викторины, литературные игры и т.д.);

· знакомство с новой темой чтения;

· специальные упражнения по определению содержания книги по её элементам: 1) закрепление умения книги по фамилии автора, заглавию, соотнесение текстов и рисунков на обложке, определение темы чтения по ряду книг, соотнесение книги с автором или автора с книгой и.т.д.; 2) соотнесение приобретённых знаний с новыми элементами книги: подзаголовок, фамилия художника-иллюстратора, год издания, издательство; 3) выбор книги по всем её справочным элементам: аннотации, заглавию, предисловию и т.д.).

Хочется обратить внимание на перечисленные упражнения. Они станут эффективными в том случае, если будут понятными для детей (зачем я это делаю, что это мне даст?) и будут проводиться систематически.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 10449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.